Несчастные удачники, аристократ Попов-Попов, переплывание реки с поднятыми руками и другие мысли великого обэриута, записанные Леонидом Липавским

С сыном Никитой у телевизора. Фотография Натальи Заболоцкой. Февраль 1955 года

О том, что больше всего интересует

«Архитектура; правила для больших сооружений. Символика; изображение мыслей в виде условного расположения предметов и частей их. Практика религий по перечисленным вещам. Стихи. Разные простые явления — драка, обед, танцы. Мясо и тесто. Водка и пиво. Народная астрономия. Народные числа. Сон. Положения и фигуры революции. Северные народности. Уничтожение французиков. Музыка, ее архитектура, фуги. Строение картин природы. Домашние животные. Звери и насекомые. Птицы. Доброта-Красота-Истина. Фигуры и положения при военных действиях. Смерть. Книга, как ее создать. Буквы, знаки, цифры. Кимвалы. Корабли».


О Евангелии

«Удивительная легенда о поклонении волхвов, — сказал Н. А., — высшая мудрость — поклонение младенцу. Почему об этом не написана поэма?»

«Чудеса Евангелия не интересны, но само оно кажется чудом. И как странна судьба его, на что обычно не обращают внимания: в нем всего одно предсказание, и оно, уже скоро выяснилось, не сбылось; последние слова действующего лица — слова отчаяния. Несмотря на это, оно распространилось».


Об опьянении

«Его можно сравнить с курением или чесанием; раздражение кожи, легких, стенок желудка. В этом удовольствие».


О плавании и полете

«Я переплыл реку с поднятыми руками!» (Он воздал похвалы плаванию: плывущий испытывает радость, недоступную другим. Он лежит над большой глубиной, тихо лежит на спине и не боится пропасти, парит над ней без опоры. Полет — то же плавание. Но не аппаратный. Планер — предвестие естественного полета, подобного искусству или полетам во сне, об этом и мечтали всегда.)


О поэзии

«Поэзия есть явление иератическое».

«Когда-то у поэзии было все. Потом одно за другим отнималось наукой, религией, прозой, чем угодно. Последний, уже ограниченный расцвет в поэзии, был при романтиках. В России поэзия жила один век — от Ломоносова до Пушкина. Быть может, сейчас, после большого перерыва, пришел новый поэтический век. Если и так, то сейчас только самое его начало. И от этого так трудно найти законы строения больших вещей».

ТАСС

О тяготении (разговор с Даниилом Хармсом)

Н. А.: «Тяготения нет, все вещи летят, и Земля мешает их полету, как экран на пути. Тяготение — прервавшееся движение, и то, что тяжелей, летит быстрее, нагоняет».

Д. X.: «Но ведь известно, что все вещи падают одинаково быстро. И потом, если Земля — препятствие на пути полета вещей, то непонятно, почему на другой стороне Земли, в Америке, вещи тоже летят к Земле, значит, в противоположном направлении, чем у нас».

(Н. А. сначала растерялся, но потом нашел ответ.)

Н. А.: «Те вещи, которые летят не по направлению к Земле, их и нет на Земле. Остались только подходящих направлений».

Д. X.: «Тогда, значит, если направление твоего полета такое, что здесь тебя прижимает к Земле, то, когда ты попадешь в Америку, ты начнешь скользить на брюхе по касательной к Земле и улетишь навсегда».

Н. А.: «Вселенная — это полый шар, лучи полета идут по радиусам внутрь, к Земле. Поэтому никто и не отрывается от Земли».

Он пробовал еще объяснить свой взгляд на тяготение на примере двух караваев хлеба, одного 10 1/2, другого 11 1/2 фунтов, которые кладут на весы. Но не смог. И скоро прекратил разговор.


О звездах

«Конечно, звезды нельзя сравнивать с машинами, это так же нелепо, как считать радиоактивное вещество машиной. Но посмотрите на один интересный чертеж в книге — распределение шаровых скоплений звезд в плоскости Млечного Пути. Не правда ли, эти точки слагаются в человеческую фигуру? И Солнце не в центре ее, а на половом органе, Земля точно семя вселенной Млечного Пути».


О фамилии

Н. А. (входя) : «Я меняю фамилию на Попов-Попов. Фамилия двойная, несомненно аристократическая».


О работе для Якова Друскина

«Я бы предложил вам, если вы на меня не обидитесь, стать трубочистом. Это замечательная профессия. Трубочисты сидят на крышах, под ними разнообразные ячейки жактовских массивов, а над ними пестрое, как персидский ковер, небо. Да, объединение таких людей — я подразумеваю альянс трубочистов — могло бы изменить мир. Итак, становитесь, Я. С., трубочистом».


О папе

«Я заключил договор на переделку „Гаргантюа и Пантагрюэля“. Это, пожалуй, даже приятная работа. К тому же я чувствую сродство с Рабле. Он, например, хотя и был неверующим, а целовал при случае руку папе. И я тоже, когда нужно, целую ручку некоему папе».


О немцах

Н. А. (возмущенно) : «Немцы! У них вообще сплошное безобразие. Там, например, Тельман сидит уже который месяц в тюрьме. Можно ли это представить у нас?.. А деревья живут очень долго. Баобаб — шесть тысяч лет. Говорят, есть даже такие деревья, которые помнят времена, когда на Земле не было еще деревьев».


О заплатах

Н. А. (взглянув себе на ноги и заметив на коленях заплаты) : «Когда буду богатым, заменю эти заплаты бархатными; а посередке еще карбункулы нашью».


Об Андрее Белом


О внешности (в диалоге с Даниилом Хармсом)

Н. А.: «Некоторые находят, что у меня профиль и фас очень различны. Фасом я будто русский, а профилем будто немец».

Д. X.: «Что ты! У тебя профиль и фас так похожи, что их нетрудно спутать».

Н. А.: «Чистые типы — это основа; помеси, даже конституций, это дурное человечество».


Об искусстве

«Я тут познакомился с одним человеком, и он мне даже нравился, пока я не узнал, что его любимая картина — „Какой простор!“. В этой картине — весь провинциализм, неопрятность и бездарность старого русского студенчества с его никчемной жизнью и никчемными песнями. А как оно было самодовольно! Осиновый кол ему в могилу...»


C женой Екатериной Васильевной. Фотография Натальи Заболоцкой. 1954 год Из книги Никиты Заболоцкого «Жизнь Н. А. Заболоцкого», 1998 год

О счастье

«Знаете, мне кажется, что все люди, неудачники и даже удачники, в глубине души чувствуют себя все-таки несчастными. Все знают, жизнь — что-то особенное, один раз и больше не повторится; и потому она должна бы быть изумительной. А на самом деле этого нет».


О снах о смерти

«Мне кажется, я видел даже больше, момент, когда будто уже умер и расте-каешься в воздухе. И это тоже легко и приятно... Вообще во сне удивительная чистота и свежесть чувств. Самая острая грусть и самая сильная влюбленность переживаются во сне».


О снах

«Когда среди ночи проснешься под впечатлением сна, кажется, его невозможно забыть. А утром невозможно вспомнить. Но сам тон сна настолько отличается от жизни, что те вещи, которые во сне гениальны, кажутся увядшими и ненуж-ными потом, как морские животные, вытащенные из воды. Поэтому я не верю, что можно во сне писать стихи, музыку и т. п., чтобы потом пригодилось».


О здоровье

«Верно, и зубная боль чем-то ценна. Ваши йоги самодовольны; это противное занятие — прислушиваться к своим кишкам».


О том, что помогает искусству

«Были бы лишь подходящие условия для писания. Д. X., например, нужен театр; Н. М. свой журнал; мне две комнаты, а я живу в одной».

Затем Н. А. играл, как всегда, в триктрак и напевал несложную песенку: «Один адъютант имел аксельбант, а другой адъютант не имел аксельбант». 

ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ

Т. М. ПАХНОВА

«Все слова хороши, и почти все они годятся для поэта...»

(Упражнения на материале текстов Н. А. Заболоцкого и о Заболоцком)

I. Запишите отрывок из статьи Николая Алексеевича Заболоцкого «Мысль - Образ - Музыка» (1957), подчеркните грамматические основы предложений. Укажите ключевые слова.

Поэт работает всем своим существом одновременно: разумом, сердцем, душою, мускулами... И чем согласованней будет эта работа, тем выше будет ее качество. Чтобы торжествовала мысль, поэт воплощает ее в образы. Чтобы работал язык, он извлекает из него всю музыкальную мощь.

Мысль - Образ - Музыка - вот идеальная тройственность, к которой стремится поэт.

1. Какие средства обеспечивают связь между предложениями?

2. Выпишите из второго предложения слова, употребленные в сравнительной степени, укажите часть речи.

3. Произведите разбор словосочетаний: музыкальная мощь, работает одновременно, воплощает в образы.

4. Составьте схемы сложных предложений.

5. Какие орфографические, пунктуационные правила можно подтвердить примерами из текста?

6. Сформулируйте самостоятельно на материале этого текста несколько заданий тестового характера и предложите их выполнить тому, кто сидит рядом с вами за партой (работа в парах). Проверьте, правильно ли выполнены задания (взаимооценка, самооценка).

7. Подготовьтесь к выразительному чтению текста.

Пахнова Татьяна Михайловна, кандидат пед. наук, профессор МПГУ. E-mail: [email protected]

Составьте памятку «Как подготовиться к выразительному чтению». Эта памятка принесет вам большую пользу особенно при чтении поэтических произведений. Давая советы, можно воспользоваться частичным цитированием слов Заболоцкого. Ведь и при выразительном чтении человек работает «всем своим существом одновременно: разумом, сердцем, душою, мускулами». Нужно читать так, чтобы «торжествовала мысль», надо стремиться донести до слушателей «всю музыкальную мощь» поэтического текста. Поэтому надо быть очень внимательным к тому, что стоит за словами-понятиями: голос, интонация, паузы, логические ударения.

Включите памятку в материалы (слайды) для презентации!

2. Прочитайте отрывок из статьи поэта Евгения Винокурова «Поэзия Заболоцкого». Определите основную мысль текста. Подготовьтесь к изложению и сочинению.

Есть высшее мужество для поэта - быть тихим. Какая нужна дерзость - выйти к читателю без бутафории, без труб, без «пиротехнических» эффектов, с умной и чуть суховатой речью. Быть скромным и сдержанным, не бояться быть незамеченным, не стараться понравиться во что бы то ни стало, заботиться только лишь об одном: отыскать и высказать правду. Смелость жертвовать эффектностью ради истины, пренебречь немедленным успехом, отказаться от внешних «надземных» сооружений - большей поэтической смелости я не знаю.

Именно такой поэт Николай Заболоцкий. В одном из своих стихотворений он пишет, имея в виду трескучую и броскую поэзию: Догорит и погаснет ракета, Потускнеют огней вороха. Вечно светит лишь сердце поэта В целомудренной бездне стиха.

Ничего внешнего, зазывающего, бьющего в глаза - только глубокие, человеческие ценности привлекают его к себе. Кажется, подчас Заболоцкий бормочет что-то сам себе под нос - так он погружен в свои раздумья, так он захвачен своей огромной мыслью, ему некогда и подумать о том, какое он производит впечатление на окружающих... Вы вслушайтесь в то, что он говорит, и вы тоже позабудете обо всем внешнем, вас захватит и поведет за собой его тонкая и так жизненно вам необходимая мысль.

Заболоцкий дорожит мыслью, он верит в «полный разума русский язык».

1. Какова роль в тексте лексического повтора, однотематической лексики, слов-синонимов?

2. Объясните значение слов эффект, бутафория, пиротехнический.

3. Понаблюдайте за использованием в тексте различных приемов цитирования. Какая роль цитирования в этом тексте?

4. Данный отрывок является началом статьи. Проанализируйте, каковы особенности зачина (начала) текста.

5. Напишите изложение (подробное или сжатое).

6. Подготовьтесь к выразительному чтению текста.

7. Напишите сочинение на одну из тем: «Поэт, который верит в "полный разума русский язык"», «Эти глубокие человеческие ценности привлекают и меня», «В чем состоит высшее мужество для поэта».

3. Прочитайте отрывок из очерка Н. Заболоцкого «Ранние годы». Составьте план текста.

У моего отца была библиотека - книжный шкаф, наполненный книгами. С 1900 года отец выписывал «Ниву», и понемногу из приложений к этому журналу у него составилось порядочное собрание русской классики, которое он старательно переплетал. Этот отцовский шкаф с раннего детства стал моим любимым наставником и воспитателем. За стеклянной его дверцей, наклеенное на картоночку, виднелось наставление, вырезанное отцом из календаря. Я сотни раз читал его, и теперь, сорок пять лет спустя, дословно помню его немудреное содержание. Наставление гласило: «Милый друг! Люби и уважай книги. Книги - плод ума человеческого. Береги их, не рви и не пачкай. Написать книгу нелегко. Для многих книги - все равно, что хлеб».

Детская душа восприняла календарную премудрость со всей пылкостью и непосредственностью детства. К тому же каждая книга, прочитанная мной, убеждала меня в пра-

вильности этого наставления. Здесь, около книжного шкафа с его календарной панацеей, я навсегда выбрал себе профессию и стал писателем, сам еще не вполне понимая смысл этого большого для меня события.

1. Какое утверждение не соответствует содержанию текста?

A) Библиотека моего отца состояла из приложений к журналу «Нива».

Б) Из календаря отец вырезал и наклеил на картонку мудрое наставление, которое я выучил наизусть.

B) Смысл этого наставления в детстве я понять не смог.

Г) Желание стать писателем появилось у меня уже в детстве.

2. Объясните значение слов панацея, наставление.

3. Подберите синонимы к словам старательно, наставник, гласить.

4. Из текста наставления выпишите глаголы, употребленные форме повелительного наклонения. Попробуйте сами написать наставление для всех, кто пользуется библиотекой.

5. К словосочетанию стеклянная дверца подберите синонимичное со связью управление.

6. Сколько грамматических основ во втором предложении? (Ответ: три.)

7. Какое сочетание слов не является грамматической основой предложения?

A) которое переплетал

Б) наставление гласило

B) душа восприняла

Г) я стал писателем

(О тв е т: А.)

8. Укажите средства языковой выразительности, используемые в тексте:

A) эпитеты

Б) сравнение

B) метафоры

Г) градация

Д) цитирование

(Ответ: А-В, Д.)

9. Объясните орфограммы и пункто-граммы.

10. Подготовьтесь к выразительному чтению.

11. Выберите вариант творческого задания: а) напишите сжатое изложение; б) напишите текст-наставление на тему «Как научиться писать сжатое изложение»; в) напишите сочинение-рассуждение на одну из тем «Как надо относиться к книге и чему она учит», «Я навсегда выбрал себе профессию...», «Почему

книги могут быть воспитателями и наставниками», «Домашняя библиотека».

4. Зрительный диктант.

Тот, кто жизнью живет настоящей,

Кто к поэзии с детства привык,

Вечно верует в животворящий,

Полный разума русский язык.

(Н. Заболоцкий. «Читая стихи», 1948).

5. Прочитайте отрывок из автобиографической прозы поэта Н. Заболоцкого. Укажите ключевые слова. Составьте план текста. Выпишите слова, которые входят в тематические группы «Зима», «Дорога, путешествие».

Чудесные зимние дороги - одно из лучших моих детских воспоминаний. Отец ездил на паре казенных лошадей в крытой повозке или санях. Он был в тулупе поверх полушубка, в огромных валенках - настоящий богатырь-бородач. Соответственным образом одевали и меня. Усевшись в повозку, мы покрывали ноги меховым одеялом и уже не могли под тяжестью одежды двинуть ни рукой, ни ногой. Ямщик влезал на козлы, разбирал вожжи, вздрагивал колокольчик на дуге у коренного, и мы трогались. Предстоял целый день пути при 20-25 градусном морозе.

И зима, огромная, просторная, нестерпимо блистающая на снежных пустынях полей, развертывала передо мной свои диковинные картины. Поля были беспредельны, и лишь далеко на горизонте темнела полоска леса. Снег скрипел, пел и визжал под полозьями; дребезжал колокольчик; развевая свои седые, покрытые инеем гривы, храпели лошади, и протяжно покрикивал ямщик, похожий на рождественского деда с ледяными сосульками в замершей бороде... Мы ехали лесом, и это было сказочное государство сна, таинственное и неподвижное. И только заячьи следы по снегу да легкий трепет какой-то зимней птички, мгновенно вспорхнувшей с елки и уронившей в сугроб целую охапку снега, говорили о том, что не все здесь мертво и неподвижно, что жизнь продолжается, тихая, скрытная, беззвучная, но никогда не умирающая до конца.

I. Какое утверждение не соответствует содержанию текста?

A) Одно из лучших детских воспоминаний связано с зимними дорогами.

Б) Путь по зимнему морозному лесу продолжался совсем недолго.

B) Ямщик был похож на рождественского деда с ледяными сосульками в замерзшей бороде.

Г) Зимний лес - это сказочное государство, таинственное и неподвижное.

2. Объясните значение слов тулуп, ямщик, повозка.

3. Укажите средства языковой выразительности, используемые в тексте:

A) эпитеты Б) сравнения

B) метафоры

Г) ряды однородных членов Д) анафора (Ответ: А-Г.)

4. Какое слово не является причастием?

A) усевшись Б) уронивший

B) блистающая Г) покрытые (Ответ: А.)

5. В каком словосочетании связь иная, чем согласование?

A) диковинные картины Б) нестерпимо блистающая

B) зимняя птичка

Г) настоящий богатырь (Ответ: Б.)

6. Сколько грамматических основ в последнем предложении? (Ответ: 3.)

7. Какие сочетания слов не являются грамматической основой предложения?

A) вздрагивал колокольчик Б) жизнь продолжается

B) поля были беспредельны Г) следы на снегу (Ответ: Г.)

8. Замените словосочетание заячьи следы синонимичным со связью управление.

9. Подготовьтесь к выразительному чтению.

10. Какие орфографические правила можно проиллюстрировать примерами: ледяные, беспредельный, блистающая, умирающая, беззвучная?

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст . Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут . Стоимость одной статьи — 150 рублей .

Пoхожие научные работыпо теме «Народное образование. Педагогика»

  • Т. М. П А Х Н О В А. РУССКИЙ ЯЗЫК: ИНТЕНСИВНАЯ ПОДГОТОВКА К ЕГЭ В ПРОЦЕССЕ РАБОТЫ С ТЕКСТОМ
  • ЧИТАЕМ СТИХИ

    ЗЛОБИНА Т.А. - 2013 г.

Маевская Ольга Станиславовна

Методическая разработка урока

Лирика Н. А. Заболоцкого

Для учителей, работающих в 8 –х классах общеобразовательных школ

по программе Г. Беленького

Аннотация

В центре урока - произведения Н. Заболоцкого, отражающие понятия внешней и внутренней красоты. На уроке раскрываются проблемы смысла человеческой жизни, те нравственные принципы, которым он следовал в своей жизни, затрагиваются эпизоды биографии Н. Заболоцкого. Анализ содержания стихов поэта осуществляется в связи с анализом изобразительно-выразительных средств. На уроке использованы высказывания Н. Заболоцкого, мнения литературоведов о его творчестве, звучат песни на стихи Н. Заболоцкого.

Лирика Н. А. Заболоцкого

Цели урока

    Обучающая – применение имеющихся у учеников знаний принципов анализа стихотворного художественного произведения в единстве содержания и формы для выявления авторской позиции Н. А. Заболоцкого.

    Развивающая – развитие умений анализировать, выделять главное, обосновывать свои суждения.

    Воспитательная – формирование собственной нравственной позиции.

Единица содержания – нравственная позиция Н. А. Заболоцкого

Ход урока

Два мира есть у человека:

Один, который нас творил,

Другой, который мы от века

Творим по мере наших сил.

Н. А. Заболоцкий

О каких мирах говорит поэт? (внешнем, вокруг нас, и внутреннем, внутри нас)

Какой же мир творил в своей душе Заболоцкий? – на этот вопрос мы постараемся ответить сегодня на уроке.

    «Некрасивая девочка». Чтение учителем.

На какие части можно разделить стихотворение?

    Как описывает Заболоцкий внешность девочки?

    Какую роль в описании девочки играют слова «лягушонок», «рубашонка», «колечки», «зубки»? Что в них общего? (выражают отношение автора, подчеркивают хрупкость, незащищенность девочки)

    Найдите сравнение. Какова его роль? (возникают ассоциации с героиней сказки «Лягушка-царевна», Василисой Прекрасной, превращенной в безобразную лягушку. Может, и девочка тоже заколдованная принцесса, а лягушачья шкурка только оболочка?)

    В чем смысл следующей части стихотворения? Зачем автор рассказывает о ее приятелях?

    Какие черты характера девочки проявляются в этом эпизоде? (отсутствие «зависти, умысла худого», жизнелюбие, интерес к жизни, оптимизм умение разделить с другим его радость).

    В каком значении употреблено слово «худой» в словосочетании «худая рубашонка» и «худой умысел»? (объяснение, о каком времени идет речь, почему такая радость от покупки велосипеда).

    Что представляет собой последняя часть стихотворения? (размышления автора о судьбе девочки). Найдите повторяющиеся строки. В чем смысл повтора?

    Почему такую красоту «обожествляют люди»? (это большая редкость, очень ценное качество).

    Сам поэт обладал этим и качествами. Современники отмечали в нем «величайшую терпимость к людям, сдержанность, деликатность, благородство, кристальную честность- то, что входит в понятие «грация души». Его стихи очищают и согревают душу читателя).

    Согласны ли вы с мнением одного из современных критиков: «Красота – это огонь, который таится до поры до времени в некрасивой девочке. Но когда огонь проявится, внешность девочки преобразится. Она не будет казаться некрасивой…Красота там, где не огонь мерцает в сосуде, а мерцает и светится сам сосуд»? (А. Зорин, «Литература», №14, 2001 год)

«Не позволяй душе лениться». Читает подготовленный ученик.

  • К кому обращено это стихотворение? (Не только к читателям, но и к себе самому. Писал его уже смертельно больной человек, подводящий итоги своего жизненного пути и размышляющий об огромном смысле человеческого существования на земле).

    В чем же заключается этот смысл для Заболоцкого? (В неустанном труде души). Как вы понимаете выражение «труд души»? (Воспитание в себе неравнодушия к страданию ближних, не примиряться с подлостью, несправедливостью, нечестностью). Запись в тетрадь: «Не позволяй душе лениться».

Объяснение строк «Тащи с этапа на этап». В письме из лагеря: «Живая человеческая душа осталась единственно ценной».

    Почему автор считает труд души необходимостью? (Ответ в предпоследней строфе: иначе ты перестанешь быть человеком, именно наличие души делает нас людьми. Чтоб не стать людьми с «холодными мертвыми лицами», необходим этот постоянный, тяжелый внутренний труд).

Какой прием лежит в основе стихотворения? (олицетворение).

    Какова роль последней строфы? (она является своеобразным итогом, заключением). Как построены две первые строфы? (на антитезе). Как ее понимать? (Душа – главное в человеке, растишь в себе душу, как ребенка, но рост этот возможен только путем неустанного труда, иначе душа умрет).

    Сравните первую и последнюю строфы. Как называется такая композиция? (Кольцевая). В чем ее функция? (подчеркнуть идею стихотворения).

Н. Заболоцкий вывел поэтическую формулу: «Мысль-Образ-Музыка – вот идеальная тройственность, к которой стремится поэт». Многие его стихи стали песнями. Послушаем одну из них.

    Звучит песня из кинофильма «Служебный роман» «Облетают последние маки». На доске написаны вопросы, на которые ребята должны ответить после окончания песни.

    • Что же приключилось с душой героя стихотворения?

      Почему погибла его душа? Что значит «изменить себе»? (пойти против своей совести, совершить нечто противоположное своим убеждениям, нарушить верность высоким нравственным принципам).

Запись в тетрадь: «Нет на свете печальней измены, чем измена себе самому».

    Какова роль пейзажа в этом стихотворении? Какими словами рисуется осень? («болезненный мрак», «не похожа сама на себя», «голая аллея», «странные обрубки ветвей»). Это взгляд на природу человека, потерявшего свою душу, переставшего быть самим собой, и поэтому природа ему кажется такой уродливой, не похожей на себя.

4. Чтение слов Н. Заболоцкого на стр. 77 учебника:

«Слова должны обнимать и ласкать друг друга, образовывать живые гирлянды и плакать, они должны перекликаться друг с другом, подмигивать друг другу, подавать тайные знаки, назначать свидания и дуэли».

    Но есть ли главное, сквозное, стержневое слово, слово-ключ в лирике поэта? (Душа).

« Какой мир творил в своей душе Заболоцкий, какой, по его мнению, мир должны мы творить в своей душе?» (Это мир любви и добра, уважения друг к другу. мир, где умеют сострадать чужому горю и радоваться чужой радости, где никогда не пойдут против своей совести и не предадут самого себя).

Прослушивание некоторых ответов.

Такой мир творил в своей душе Николай Заболоцкий, такой мир призывал творить нас, ведь его стихи обращены и к нашей душе – таков закон поэтического творчества.

Ответить на вопросы: «Что общего со стихотворением «Некрасивая девочка»?» «Какие художественные приемы использованы в нем автором?»

Заболоцкий сравнивал с человеком стихи: «Стихотворение подобно человеку - у него есть лицо, ум и сердце». Как вы понимаете эти строки?

      Я не ищу гармонии в природе

      Я не ищу гармонии в природе.
      Разумной соразмерности начал
      Ни в недрах скал, ни в ясном небосводе
      Я до сихпор, увы, не различал.

      Как своенравен мир ее дремучий!
      В ожесточенном пении ветров
      Не слышит сердце правильных созвучий,
      Душа не чует стройных голосов.

      Но в тихий час осеннего заката,
      Когда умолкнет ветер вдалеке,
      Когда, сияньем немощным объята,
      Слепая ночь опустится к реке,

      Когда, устав от буйного движенья,
      От бесполезно тяжкого труда,
      В тревожном полусне изнеможенья
      Затихнет потемневшая вода,

      Когда огромный мир противоречий
      Насытится бесплодною игрой,-
      Как бы прообраз боли человечьей
      Из бездны вод встает передо мной.

      И в этот час печальная природа
      Лежит вокруг, вздыхая тяжело,
      И не мила ей дикая свобода,
      Где от добра неотделимо зло.

      И снится ей блестящий вал турбины,
      И мерный звук разумного труда,
      И пенье труб, и зарево плотины,
      И налитые током провода.

      Так, засыпая на своей кровати,
      Безумная, но любящая мать
      Таит в себе высокий мир дитяти,
      Чтоб вместе с сыном солнце увидать.

      О красоте человеческих лиц

      Есть лица, подобные пышным порталам,
      Где всюду великое чудится в малом.
      Есть лица - подобия жалких лачуг,
      Где варится печень и мокнет сычуг 1 .
      Иные холодные, мертвые лица
      Закрыты решетками, словно темница.
      Другие - как башни, в которых давно
      Никто не живет и не смотрит в окно.
      Но малую хижинку знал я когда-то,
      Была неказиста она, небогата,
      Зато из окошка ее на меня
      Струилось дыханье весеннего дня.
      Поистине мир и велик и чудесен!
      Есть лица - подобья ликующих песен.
      Из этих, как солнце, сияющих нот
      Составлена песня небесных высот.

1 Сычуг - здесь: коровий или свиной желудок, а также кушанье из фаршированного мясом коровьего или свиного желудка.

      Где-то в поле возле Магадана

      Где-то в поле возле Магадана,
      Посреди опасностей и бед,
      В испареньях мерзлого тумана
      Шли они за розвальнями 1 вслед.
      От солдат, от их луженых глоток,
      От бандитов шайки воровской
      Здесь спасали только околодок 2
      Да наряды в город за мукой.
      Вот они и шли в своих бушлатах -
      Два несчастных русских старика,
      Вспоминая о родимых хатах
      И томясь о них издалека.
      Вся душа у них перегорела
      Вдалеке от близких и родных,
      И усталость, сгорбившая тело,
      В эту ночь снедала души их.
      Жизнь над ними в образах природы
      Чередою двигалась своей.
      Только звезды, символы свободы,
      Не смотрели больше на людей.
      Дивная мистерия вселенной
      Шла в театре северных светил,
      Но огонь ее проникновенный
      До людей уже не доходил.
      Вкруг людей посвистывала вьюга,
      Заметая мерзлые пеньки.
      И на них, не глядя друг на друга,
      Замерзая, сели старики.
      Стали кони, кончилась работа,
      Смертные доделались дела...
      Обняла их сладкая дремота,
      В дальний край, рыдая, повела.
      Не нагонит больше их охрана,
      Не настигнет лагерный конвой,
      Лишь одни созвездья Магадана
      Засверкают, став над головой.

1 Розвальни - низкие и широкие сани без сиденья, с боками, расходящимися врозь от передка.

2 Околодок (околоток) - соседняя местность, окрестность.

      Можжевеловый куст

      Я увидел во сне можжевеловый куст,
      Я услышал вдали металлический хруст,
      Аметистовых ягод услышал я звон,
      И во сне, в тишине, мне понравился он.

      Я почуял сквозь сон легкий запах смолы.
      Отогнув невысокие эти стволы,
      Я заметил во мраке древесных ветвей
      Чуть живое подобье улыбки твоей.

      Можжевеловый куст, можжевеловый куст,
      Остывающий лепет изменчивых уст,
      Легкий лепет, едва отдающий смолой,
      Проколовший меня смертоносной иглой!

      В золотых небесах за окошком моим
      Облака проплывают одно из другим,
      Облетевший мой садик безжизнен и пуст...
      Да простит тебя Бог, можжевеловый куст!

      Завещание

      Когда на склоне лет иссякнет жизнь моя
      И, погасив свечу, опять отправлюсь я
      В необозримый мир туманных превращений,
      Когда мильоны новых поколений
      Наполнят этот мир сверканием чудес
      И довершат строение природы,-
      Пускай мой бедный прах покроют эти воды,
      Пусть приютит меня зеленый этот лес.

      Я не умру, мой друг. Дыханием цветов
      Себя я в этом мире обнаружу.
      Многовековый дуб мою живую душу
      Корнями обовьет, печален и суров.
      В его больших листах я дам приют уму,
      Я с помощью ветвей свои взлелею мысли,
      Чтоб над тобой они из тьмы лесов повисли
      И ты причастен был к сознанью моему.

      Над головой твоей, далекий правнук мой,
      Я в небе пролечу, как медленная птица,
      Я вспыхну над тобой, как бледная зарница,
      Как летний дождь прольюсь, сверкая над травой.
      Нет в мире ничего прекрасней бытия.
      Безмолвный мрак могил - томление пустое.
      Я жизнь мою прожил, я не видал покоя:
      Покоя в мире нет. Повсюду жизнь и я.

      Не я родился в мир, когда из колыбели
      Глаза мои впервые в мир глядели,-
      Я на земле моей впервые мыслить стал,
      Когда почуял жизнь безжизненный кристалл,
      Когда впервые капля дождевая
      Упала на него, в лучах изнемогая.
      О, я недаром в этом мире жил!
      И сладко мне стремиться из потемок,
      Чтоб, взяв меня в ладонь, ты, дальний мой потомок,
      Доделал то, что я не довершил.

Вопросы и задания

  1. Как Вы понимаете слова Н. А. Заболоцкого, поставленные в,эпиграф к статье о поэте?
  2. Какие воспоминания детства отразились в ранних стихах поэта?
  3. Какой личностью предстает Н. А. Заболоцкий благодаря рассказам А. Македонова, современников поэта, самого Заболоцкого?
  4. Чем интересны стихотворения Н. А. Заболоцкого о родной природе? В чем их своеобразие?
  5. Прочитайте стихотворения Н. А. Заболоцкого «Я не ищу гармонии в природе», «О красоте человеческих лиц», «Где-то в поле возле Магадана», «Можжевеловый куст», «Завещание». Какие из них понравились Вам больше других? Выучите наизусть два или три стихотворения и подготовьте их к выразительному чтению.
  6. Как Вы объясните мысль поэта, заложенную в названии стихотворения «Я не ищу гармонии в природе» и в самом тексте стихотворения? В чем видит поэт примирение в «мире противоречий»?
  7. Красота каких человеческих лиц особенно близка поэту? Вспомните высказывание Н. А. Заболоцкого: «Слова должны обнимать и ласкать друг друга... перекликаться друг с другом...» Есть ли такая перекличка в стихотворении «О красоте человеческих лиц»? Прочитайте и подчеркните это при чтении. В чем смысл стихотворения?
  8. Какая мелодия сопровождает поэтические строки стихотворения «Можжевеловый куст»? Как говорит поэт об ушедшей любви?
  9. Заболоцкий справедливо заметил, что человек считает обыденным окружающий его мир, а поэту удается снять «пленку» с глаз и удивить людей тем, что увидел он сам и сумел это передать в стихотворениях. Перечитайте стихотворения, найдите примеры, когда Вас удивило открытие поэта там, где Вам виделось привычное и очевидное. Благодаря каким художественным средствам Заболоцкому удается воплотить многообразие и богатство мира? Что из увиденного поэтом позволяет ему утверждать: «Поистине мир и велик и чудесен!»?
  10. О каких временах рассказывается в стихотворении «Где-то в поле возле Магадана»? С помощью каких художественных приемов создается неизбывно грустная картина пути «двух несчастных русских стариков»?
  11. Как реализуется в стихотворениях поэта его утверждение: «Мысль - Образ - Музыка - вот идеальная тройственность, к которой стремится поэт»? Приведите примеры.
  12. Вспомните стихотворения Горация, Державина, Пушкина о памятнике. Как перекликается с ними стихотворение Заболоцкого «Завещание»? На что надеется поэт?
  13. Что в воспоминаниях и высказываниях о Н. А. Заболоцком привлекло Ваше внимание? Какой представляется Вам личность Заболоцкого?
  14. Какие стихотворения Н. А. Заболоцкого показались Вам особенно значительными и современными? В чем их суть?

Обогощайте свою речь

  1. Как Вы понимаете строки?

        Поистине мир и велик и чудесен! Есть лица - подобья ликующих песен. Из этих, как солнце, сияющих нот Составлена песня небесных высот.

        Я не ищу гармонии в природе.

        Как своенравен мир ее дремучий!

        И сладко мне стремиться из потемок, Чтоб, взяв меня в ладонь, ты, дальний мой потомок, Доделал то, что я не довершил.

  2. Подготовьте собственный рассказ о поэте, включив в него воспоминания писателей, литературоведов и отрывки из стихотворений поэта. Познакомьтесь с книгами: Македонов А. В. Николай Заболоцкий; Заболоцкий Н. Жизнь Н. А. Заболоцкого. Воспоминания о Н. Заболоцком (сост. Е. В. Заболоцкая, А. В. Македонов, Н. Н. Заболоцкий).

7 мая этого года исполняется 100 лет со дня рождения Н.А. Заболоцкого. Его стихи и особенно поэмы порой трудны для восприятия. Но в дни экологических катастроф, душевного разброда, потери нравственных ориентиров, наверное, нет в русской поэзии автора, более необходимого нам, чем Заболоцкий, с его чувством природы, учительским пафосом, стремлением к глобальному осмыслению мира.

Н.ЗАБОЛОЦКИЙ

Мысль – Образ – Музыка

Сердце поэзии – в ее содержательности. Содержательность стихов зависит от того, что автор имеет за душой, от его поэтического мироощущения и мировоззрения. Будучи художником, поэт обязан снимать с вещей и явлений их привычные обыденные маски, показывать девственность мира, его значение, полное тайн. Привычные сочетания слов, механические формулы поэзии, риторика и менторство оказывают плохую услугу поэзии. Тот, кто видит вещи и явления в их живом образе, найдет живые необыденные сочетания слов.

Все слова хороши, и почти все они годятся для поэта. Каждое отдельно взятое слово не является словом художественным. Слово получает свой художественный облик лишь в известном сочетании с другими словами. Каковы же эти сочетания?

Это прежде всего – сочетания смыслов. Смыслы слов образуют браки и свадьбы. Сливаясь вместе, смыслы слов преобразуют друг друга и рождают видоизменения смысла. Атомы новых смыслов складываются в гигантские молекулы, которые, в свою очередь, лепят художественный образ. Сочетаниями образов управляет поэтическая мысль.

Подобно тому как в микроскопическом тельце хромосомы предначертан характер будущего организма, – первичные сочетания смыслов определяют собой общий вид и смысл художественного произведения. Каким же путем идет поэт – от частного к общему или от общего к частному? Думаю, что ни один из этих путей не годится, ибо голая рассудочность не способна на поэтические подвиги. Ни аналитический, ни синтетический пути в отдельности для поэта непригодны. Поэт работает всем своим существом, бессознательно сочетая в себе оба этих метода.

Но смысл слова – еще не все слово. Слово имеет звучание. Звучание есть второе неотъемлемое свойство слова. Звучание каждого отдельно взятого слова не имеет художественного значения. Художественное звучание возникает также лишь в сочетаниях слов. Сочетания трудно произносимые, где слова трутся друг о друга, мешают друг другу, толкаются и наступают на ноги, – мало пригодны для поэзии. Слова должны обнимать и ласкать друг друга, образовывать живые гирлянды и хороводы, они должны петь, трубить и плакать, они должны перекликаться друг с другом, словно влюбленные в лесу, подмигивать друг другу, подавать тайные знаки, назначать свидания и дуэли. Не знаю, можно ли научиться такому сочетанию слов. Обычно у поэта они получаются сами собою, и частично поэт начинает замечать их лишь после того, как стихотворение написано.

Поэт работает всем своим существом одновременно: разумом, сердцем, душою, мускулами. Он работает всем организмом, и чем согласованней будет эта работа, тем выше будет ее качество. Чтобы торжествовала мысль, он воплощает ее в образы. Чтобы работал язык, он извлекает из него всю его музыкальную мощь. Мысль – Образ – Музыка – вот идеальная тройственность, к которой стремится поэт.

ВЕСНА В ЛЕСУ

Каждый день на косогоре я
Пропадаю, милый друг.
Вешних дней лаборатория
Расположена вокруг.

В каждом маленьком растеньице,
Словно в колбочке живой,
Влага солнечная пенится
И кипит сама собой.

Эти колбочки исследовав,
Словно химик или врач,
В длинных перьях фиолетовых
По дороге ходит грач.

Он штудирует внимательно
По тетрадке свой урок
И больших червей питательных
Собирает детям впрок.

А в глуши лесов таинственных,
Нелюдимый, как дикарь,
Песню прадедов воинственных
Начинает петь глухарь.

Словно идолище древнее,
Обезумев от греха,
Он рокочет за деревнею
И колышет потроха.

А на кочках под осинами,
Солнца празднуя восход,
С причитаньями старинными
Водят зайцы хоровод.

Лапки к лапкам прижимаючи,
Вроде маленьких ребят,
Про свои обиды заячьи
Монотонно говорят.

И над песнями, над плясками
В эту пору каждый миг,
Населяя землю сказками,
Пламенеет солнца лик.

И, наверно, наклоняется
В наши древние леса,
И невольно улыбается
На лесные чудеса.