Наталья Будзинская

Более девяти веков на живописных склонах Днепра возвышается ансамбль Киево-Печерского монастыря, основанного в 1051 году монахами Антонием и Феодосием.

Монастырь приобрел популярность как центр христианской культуры на Руси, и в 1688 году ему, первому из монастырей, был присвоен статус Лавры. Центральное место в ее застройке занимал Успенский собор, являясь архитектурной доминантой всего ансамбля.

Сувенирная плакетка «Успенский собор и
Большая колокольня Киево-Печерской лавры».
Медь. Серебрение. Гальванопластика. Скульпторы А. Зигура и А. Жерно.
Граверные работы – В. Жерно. Киев, 2003 г. 250:250 мм (без обрамления).

История строительства собора освещена в письменных источниках. Как свидетельствует автор «Повести временных лет», в закладке храма участвовал сын Ярослава Мудрого - великий князь Святослав, который «своими руками нача ров копати» и пожертвовал на строительство 100 гривен (5,12 кг) золота. По одному из наиболее распространенных преданий, собор строили 12 братьев-греков, которым приславшая их пресвятая Богородица вручила икону Успения.

В «Киево-Печерском патерике» говорится, что строители приехали из Константинополя и привезли с собой полученную от самой Богородицы меру для строительства храма. В этом давнем предании наряду с легендами, которые рассказывались для прославления монастыря, есть и фактические сведения. У исследователей древнерусской архитектуры не возникало сомнений в том, что собор строили именно византийские мастера, о чем свидетельствуют знаки на плинфе, а также отдельные буквы и даже слова, написанные кириллицей.

Богородица посылает мастеров в Киев.

Главная церковь монастыря, согласно «Повести временных лет», была заложена преподобными Антонием и Феодосием в 1073 году. Процесс её закладки подробно изложен и в «Патерике», и в рассказе «О создании Печерской церкви Пресвятой Богородицы». Здесь сообщается, что храм был заложен «на горе», поросшей деревьями и терном. Археологические исследования местности также подтвердили, что этот участок был выбран на необжитой местности. После смерти Феодосия строительство продолжил преподобный Стефан, украшал храм преподобный Никон, а освящение собора состоялось в 1089 году при настоятеле монастыря Иоанне І.

Первоначально Успенский собор представлял собой крестово-купольную одноглавую шестистопную постройку высотой 43 метра, без галерей, с тремя нефами, завершавшимися с востока тремя гранёными апсидами. В западной части над нартексом находились небольшие хоры, на которые вела наружная лестница с северной стороны. В нартексе, в южной и северной стенах были расположены по две ниши для погребений. Внутреннее помещение собора разграничено четырьмя столбами на девять ячеек. Фасады расчленены плоскими, интенсивно выступающими вперед пилястрами. Окна и двери с полуциркульными завершениями были обрамлены двухступенчатыми порталами. Поверхность стен украшали пояса меандровых орнаментов, карнизы - в виде зубчатых орнаментов, выложенных из плинфы. Собор завершался высокой главой.

Строительная техника во второй половине XI века существенных изменений по сравнению с предыдущим временем не претерпела. Основным типом оставалась порядовая кладка – кирпич-плинфа с утопленными рядами. Изменялась лишь толщина кирпича - от 4 до 5,5 см, и его форма стала более вытянутая.

Внутреннее убранство собора следовало ранней традиции киевской архитектуры, сочетавшей мозаики, фрески и резной камень. Пол в храме был выложен шиферными плитами шириной от 30 до 75 см и длиной от 120 до 216 см. Обнаруженные при раскопках в центральной части храма многочисленные фрагменты шиферных плит с мозаичными вставками свидетельствуют о том, что подкупольное пространство занимала орнаментированная часть, а остальной пол был выложен из простых гладких плит. Полы завершали пышное внутреннее убранство храма, о богатстве которого свидетельствуют летописи.

Как и в Софии, в Успенском соборе мозаичными изображениями была украшена лишь восточная часть центрального пространства, а остальные стены и своды расписаны фресками. «Киево-Печерский патерик» сообщает, что в центральной апсиде было мозаичное изображение «Оранты» с двумя ангелами по сторонам, ниже - сцена «Евхаристии», в куполе - Пантократор.

Фрески занимали значительную часть росписей храма. Во время раскопок обнаружены многочисленные, но небольшие по размеру фрагменты. Внутренний декор собора дополняли резные шиферные плиты, фрагменты которых неоднократно встречались во время разборки руин и раскопок памятника. В росписях интерьера принимали участие известные древнерусские художники Алимпий и Григорий.

Приезд в Киев иконников из Царьграда.
Гравюра Л. Тарасевича. 1702 г. Почтовая открытка.

На протяжении многовековой истории Успенский собор неоднократно подвергался многочисленным перестройкам, что усложняло изучение его первоначального облика. В 1096 году собор был отстроен после разгрома, учиненного половцами. На рубеже XI–XII веков к храму пристроена Иоанно-Предтеченская церковь-крещальня, которая входила в общий комплекс собора. В 1230 году в результате землетрясения собор «на четыре части расступился» - рухнули своды и южная стена. Позже он отстроен в новой строительной технике, а в 1240-ом его разгромили татары и «верх до полуцерква по окна низпровергша».

Освящение Успенского собора Киево-Печерской лары.
Гравюра А. Тарасевича. 1702 г.

Собор восстановили, но в 1416 году он вновь был разрушен войском хана Эдигея. В 1470-ом князь Симеон Олелькович возобновил собор, в следующем столетии его отстроил князь Константин Острожский, к собору пристраивается Иоанно-Богословский, а в XVII веке - Трехсвятительский приделы, каплицы Стефана и Ельцов. Сохранишиеся гравюры 1661 и 1693 годов свидетельствуют об изменении архитектурного облика Успенского собора по сравнению с первоначальным.

В 1718 году храм пострадал при пожаре и в 1723–29 годах реставрирован под руководством архитектора И. Коландина. Собор приобрел барочный наряд: стены, апсиды, фронтоны на фасадах, купола, окна и порталы были украшены лепным орнаментом, а ниши - живописью. Был установлен резной деревянный иконостас, мастерами лаврской иконописной школы под руководством художника С. Лубенского выполнена в интерьере живопись. Позже на стенах появились изображения исторических деятелей - князей, гетманов, митрополитов.

В 1772–76 годах росписи почти полностью были обновлены мастерами лаврской иконописной школы под руководством З. Голубовского. В конце XIX-начале XX веков собор расписала в аскетическо-каноническом духе группа иконописцев под руководством художника В. Верещагина.

С древних времен Успенский собор стал усыпальницей киевских князей, литовских и украинских магнатов и представителей высшего духовенства. Здесь был похоронен один из основателей Киево-Печерского монастыря Феодосий Печерский, останки которого перенесли из Дальних пещер. В соборе упокоились киевский воевода Ян Вышата, сестра Владимира Мономаха Евпраксия (супруга немецкого короля Генриха IV), князья Скиргайло, Олельковичи, а также Вишневецкие, Тышкевичи; украинский церковно-культурный деятель, просветитель, архимандрит Киево-Печерской лавры и основатель типографии Елисей Плетенецкий; писатель, один из зачинателей украинской поэзии и школьной драмы, автор первого украинского словаря «Лексикон словеноросский» лаврский печатник Памво Беринда; писатель и печатник, автор «Часослова», трактатов, проповедей и переводов Захарий Копыстенский и другие. В 1647 году в левом крыле собора захоронен Петр Могила - политический и церковный деятель, выдающийся украинский просветитель, открывший в 1632 году первую в восточной Европе Киево-Могилянскую коллегию, автор более 20 полемических произведений и ряда книг. В Стефановском приделе в 1683 году похоронен украинский церковно-просветительный деятель, автор «Синопсиса», ректор Киево-Могилянской коллегии архимандрит Лавры Иннокентий Гизель.

Успенский собор стал последним пристанищем для Натальи Долгоруковой (урожденной графини Шереметьевой) - первой российской мемуаристки, ставшей монахиней Флоровского монастыря (в монашестве - Нектария). Чугунная плита с надписью над захоронением Долгорукой сохраняется и поныне.

Над могилой князя Константина Ивановича Острожского, политического, государственного и военного деятеля, в 1573 году было установлено мраморное скульптурное надгробие в ренессансном стиле. Сама скульптура запечатлела князя в рыцарских доспехах, как бы прилегшего отдохнуть. Всего же некрополь Успенского собора насчитывает более 300 погребений, но открыта лишь малая часть.

Успенский собор и колокольня Лавры.
Почтовая открытка. 1890-е годы.

Долгое время сведения о первоначальной архитектуре собора, кроме многочисленных хроник о разрушениях, восстановлении, перестройках и украшениях храма, были весьма скудны.

Киево-Печерская лавра.
Почтовая открытка. Начало ХХ ст.

После объявления Печерского монастыря в 1926 году государственным заповедником появилась возможность провести в Успенском соборе архитектурно-археологические исследования. Они были начаты в 1937–38 годах И. В. Моргилевским, но прерваны Великой Отечественной войной, когда 3 ноября 1941 г. заминированная святыня украинского православия была взорвана. Уцелел только Иоанно-Богословский придел.

Тщательные архитектурно-археологические исследования руин Успенского собора проводились с 1957 по 1971 год экспедицией института археологии АН УССР под руководством В. А. Богусевича и Н. В. Холостенко, что дало возможность детально изучить его архитектуру.

В результате масштабных археологических раскопок, осуществлённых В. А. Харламовым в 1980-х годах, был не только окончательно установлен древний план собора, но и решен вопрос реконструкции его первоначальных форм. В 1984 году был утвержден проект восстановления Успенского собора в том виде, в котором он сохранился к началу ХХ столетия. Однако начавшиеся споры относительно типа фундаментов не дали возможности претворить в жизнь этот проект.

После провозглашения независимости Украины общественность Киева поставила вопрос о восстановлении утраченных памятников архитектуры, в том числе уникального памятника древнерусского зодчества - Успенского собора.

27 января 1996 г. вышло распоряжение Президента Украины «О первоочередных мерах по восстановлению комплекса Михайловского Златоверхого монастыря и Успенского собора Киево-Печерской лавры в городе Киеве». На участке будущей постройки Успенского собора в 1996-97 годах под руководством Г. Ю. Ивакина Институтом археологии НАН Украины были проведены археологические исследования, откорректирована и утверждена научно-проектная документация на постройку собора.

21 ноября 1998 г. Президент Украины Л. Д. Кучма торжественно заложил капсулу с закладной грамотой в честь начала восстановления Успенского собора.

Благодаря слаженной работе коллективов архитекторов, реставраторов, строителей, археологов, историков уникальный памятник древнерусской архитектуры был восстановлен. 14 октября 1999 г. установлен и освящен первый крест, а 28 октября – главный крест на центральном куполе возрожденного Успенского собора. Его освящение состоялось в год 2000-летия Рождества Христова и в День Независимости Украины 24 августа 2000 года.

Сегодня главный храм Киево-Печерского монастыря, увенчанный золотыми куполами, переживает свое второе рождение. Расположенный в центре монастырского подворья, Успенский собор является одним из красивейших памятников православной культуры в Украине.

Официальное название: Успенский собор Киево-Печерской лавры, Собор Успения Пресвятой Богородицы

Адрес: г. Киев, ул. Лаврская, 15

Дата постройки: 1073

Основная информация:

Успенский собор Киево-Печерской лавры - один из древнейших храмов Киевской Руси, уникальный памятник архитектуры, а также усыпальница многих выдающихся личностей. На протяжении многих веков он был одной из самых почитаемых святынь Православной Церкви, а также является обязательным пунктом любой экскурсии в Киево-Печерскую Лавру .

История:

История успенского собора в Киеве . Успенский собор в Киево-Печерской Лавре стал первым храмом на территории лаврского монастыря, который был сооружен из камня. До его возведения, службу отправляли в деревянной церкви, названной в честь Успения Божией Матери, которая была расположена непосредственно над пещерами.

Если ссылаться на "Патерик Печерский", закладка Успенского собора сопровождалась многочисленными знамениями и знаками. Первый камень собора заложили в 1073-м году. в торжественной обстановке. Присутствовал даже преподобный Феодосий со всеми Печерскими монахами. Князь Святослав не только даровал землю для строительства церкви и 1000 гривен золотом, но и собственноручно выкапывал ров для создания фундамента.

В июле 1077 года все работы по строительству храма были завершены. Внутренние работы, работы по его прокладке и застройке крещальни, в том числе и часовни, продолжались вплоть до 1089-го года. Окончательно, храм был освящен в 1089 году, и его освящение было приурочено к празднику Успения Пресвятой Богородицы.

В конце одиннадцатого века, недалеко от северной стены Успенского собора, на расстоянии порядка 1,5 м и на средства боярского сына Захария была сооружена церковь Иоанна Предтечи. Главной святыней храма и его украшением была икона Успения Пресвятой Богородицы.


За свою богатую и многовековую историю церковь множество раз подвергалась разрушению.

В 1722 - 1729 годах собор заново украсили и перестроили. Стены церкви были оштукатурены и чудесно расписаны. Росписи были исполнены мастерами и художниками лаврской иконописной мастерской.

После того, как Успенский собор был восстановлен в 1729-м году, его архитектура оставалась без существенных изменений вплоть до 1941-го года. С приходом гитлеровцев в Киев во время оккупации, Успенский собор был разграблен, а 3-го ноября 1941-го года храм был взорван, отступающими войсками красной армией. Во время войны, с главного храма Киево-Печерской лавры, в Германию вывезли множество материальных и художественных ценностей, в том числе серебряные Царские врата, 120 серебряных риз, драгоценные оправы, украшавшие алтарь и жертвенник, 3 серебряные гробницы и несколько Евангелий в окладах. Только небольшую часть этих уникальных и невероятно ценных произведений искусства были возвращены.

Разрушение и, практически, полное уничтожение собора, нанесло чрезвычайно ощутимый и непоправимый ущерб не только самому архитектурному ансамблю Заповедника, но и всему историческому облику города в целом. Согласно Указу Президента Украины от 9 ноября 1995, Успенский собор был полностью отстроен и реконструирован в 1999-2000 годах.

Восстановленный Успенский собор был освящен Предстоятелем Православной Церкви Митрополитом Киевским и всея Украины Владимиром в День Независимости Украины 24 августа 2000. Со времени освящения церкви, в ней проходят торжественные богослужения и литургии в дни крупных и значимых церковных праздников.

Сияющий золотом обновленный Успенский собор дополнил и завершил ансамбль Соборной площади. Своей мощной структурой он восстановил утраченное равновесие сооружений архитектурного комплекса Верхней территории Киево-Печерской лавры.

Интересные факты:

Считается, что именно после построения Успенского собора на Руси началось почитание святой Богородицы

Бытует версия, что Успенский собор был взорван войсками красной армии в целях скрыть массовые ограбления в соборе

Успенский собор на карте Киева:

Достопримечательность на карте:

Достопримечательности:

Комеч А.И. Древнерусское зодчество конца X - начала XII в. Византийское наследие и становление самостоятельной традиции

Успенский собор Печерской лавры (1073 — 1077 гг.) явился самым грандиозным памятником архитектуры второй половины XI в. Диаметр его купола почти на метр превысил размер главы Киевской Софии. Отсюда общий характер форм - мощных, структурных, глубоко и сильно расчлененных. Хотя собор был разрушен в 1941 г., все же, благодаря кропотливым исследованиям Н. В. Холостенко, мы теперь знаем, что на его фасадах сложилась ставшая канонической система декорации из рядов нищ и окон, согласующаяся с основной конструктивной системой здания (Раппопорт П. А. Указ. соч., с. 23 — 25, № 33; Асеев Ю. С. Указ. соч., с. 78 — 92; Мовчан И. И. Указ. соч., с. 193-202 .).

Первый ярус связей (выше фундамента) определяет высоту порталов и ниш по низу стен. Второй ярус связей заложен в пятах малых арок под хорами, его пересекают окна, поднимающиеся до пят сводов, несомых этими арками. Если в Михайловском соборе своды были коробовыми, их шелыги шли перпендикулярно боковым стенам и поэтому окна на последних поднимались почти до уровня пола хор, то здесь применение глухих куполов под хорами сделало неизбежным более низкое положение окон (как на западном фасаде Михайловского собора). Уровню хор на стенах храма соответствовал, вероятно, пояс меандра, как это предположил Ю. С. Асеев (Раппопорт П. А. Указ. соч., с. 24, рис. 4. ). Пояс меандра проходил и по верху апсид. Третий ярус связей проходил в уровне пола хор, четвертый — в пятах малых арок под сводами храма. Четвертый ярус, как и второй, пересекают окна.


На реконструкции Н. В. Холостенко от уровня четвертых связей начинаются двойные обломы закомар, совпадающие в малых пряслах с пятами их полукружий. Вряд ли это правильно. Так не было в Михайловском соборе, где обломы опускались ниже пят, да и в средних пряслах Успенского собора обломы опускаются ниже. Следует подчеркнуть, что в обоих соборах уровень начала двойных членений закомар один и тот же.

С точки зрения Н. В. Холостенко, причиной новых соотношений форм является пониженность всех угловых частей здания, при которой малые закомары поднимаются только до уровня пят центральных. Этого не было на Михайловском соборе и, как нам кажется, не было на западной части Успенского собора. Подобное соотношение наблюдениями Н. В. Холостенко доказательно фиксируется лишь для восточной части здания (Холостенко М. В. Успенський собор Печерського монастиря.- Стародавшй Кiев. Киев, 1975, с, 152, рис. 40. ). Напомним, что понижение восточных углов характерно для памятников Константинополя и предшествующих русских памятников. Но в этих же постройках западная часть повышена, имеет закомары на одном уровне с центральной (Эски Имарет Джами, церкви монастыря Пантократора, церковь Богоматери в Салониках, София Киевская и Новгородская, Михайловский собор). Уже это могло бы свидетельствовать о повышенности западной части Успенского собора и расположении в ней закомар на одном уровне.

Для подобного предположения существуют и прямые доказательства. Н. В. Холостенко при разборке руин Успенского собора обнаружил фрагменты тройной композиции из окна и двух примыкающих ниш с полуарочным завершением; он разместил эту группу в поле центральной закомары, ибо в его реконструкции для нее больше нет места. Подобная тройная композиция известна в памятниках Константинополя (Фетие Джами, нартекс монастыря Пантократора, Гюль Джами). При размещении в центральной закомаре расположение отдельных элементов групп должно было бы соответствовать трем ниже расположенным окнам. На реконструкции же все элементы сжаты в узкую группу.

Если учесть, что точная ширина окна не документирована (она приравнена Н. В. Холостенко большим окнам) и, судя по ширине ниш, должна быть уменьшена, то вся композиция могла бы прекрасно разместиться в поле одной из западных закомар, чья полуокружность следовала бы ее очертаниям.

Есть свидетельства, что указанная группа и находилась в малой закомаре. П. А. Лашкаревым было описано тройное окно «в верхней части той стены Великой Лаврской церкви, которая обращена к церкви Предтеченской и где в настоящее время расположена лестница, ведущая с хор под кровлю» (Лашкарев П. А. Киевская архитектура Х-ХI веков. Киев, 1975, с. 33. :272. ). Из этих слов можно сделать вывод о том, что окно было расположено в завершении малых прясел, ибо именно они находились около Предъеченской церкви. Дальше это окно сравнивается с тройным окном Михайловского собора Михайловского Златоверхого монастыря, откуда мы можем восстановить всю форму.

И, наконец, главное. Еще в XIX в. поля центральных прясел боковых фасадов выше уровня хор были разобраны, огромные открытые арки соединили собор с пространством второго этажа более поздних обходящих галерей. Поэтому обнаруженная трехчастная группа может происходить только из малых закомар. В реконструкции Н. В. Холостенко места для нее нет. Единственное приемлемое решение - повысить западные малые прясла, поместить их закомары вровень с центральной. Собор получается асимметричным, но понижение восточной части не только является в это время традиционным, но и установившимся местным приемом. Хотя до 1941 г. собор существовал в разновременных обстройках, в его общей композиции, особенно при взгляде с севера, просматривалась указанная асимметрия.

Как отмечалось в первой главе, в византийских храмах на четырех колоннах опоры - сами колонны - не достигают уровня основных сводов, между ними расположена зона малых арок от колонн к стенам здания, которые и служат опорой сводам. Поэтому, хотя опора подчеркнуто выделена, ощутима, ее истинный масштаб уменьшен, а своды и арки сливаются в общую увеличенную систему завершений. В киевских постройках крестообразные столбы образуются мощными лопатками, всегда переходящими в движение разнонаправленных арок, которые могут иметь различную ширину и располагаться в разных уровнях. В пятах центральных арок и сводов Успенского собора отсутствуют какие-либо горизонтальные членения. Как обычно, шиферные плиты отмечают либо уровень хор, либо они положены в пятах малых арок. Но именно от шиферных плит глаз зрителя начинает отсчет высоты зоны арок и сводов, эта увеличенность верха ощутима во всех русских соборах XI в.

Н. В. Холостенко успел опубликовать лишь схематические реконструктивные разрезы Успенского собора (Холостенко М. В. Hoвi дослiдження Iоанно-Предтеченськоi церкви та реконструкцiя Успенського собору Киево-Печерськоi Лаври. — Археолопчт дослщження стародавнього Киева. Kиiв, 1976, с. 141, рис. 11 .). На одной из них есть намек на форму, которая, с нашей точки зрения, должна была существовать в соборе XI в. Во втором ярусе западного рукава надо предположить существование аркады, судя по размерам храма - тройной (на разрезе Н. В. Холостенко показана люнета с проемом, но нет изображений опор аркады). Традиция устройства аркад продолжается до середины XII в. - Борисоглебский и Успенский соборы в Чернигове, Кирилловская церковь в Киеве.

Из-за размеров Успенского собора в нем изменилось разделение межалтарных стен. Со времен Софии Киевской в них устраивались друг над другом два проема: один - в уровне нижних арок и порталов, другой - в уровне арок над хорами. В этом проявляется отголосок древнего устройства хор и в боковых апсидах (св. Ирина, Дере-Агзы). В Успенском соборе два проема размещены до уровня хор и в уровне хор появляется третий, из-за подобной многосоставности масштаб здания становится еще ощутимее.

В целом интерьер храма отличался особенной пространственностью. Отсутствие сложности, характерной для пятинефных соборов, привело к цельности и ясности грандиозной структуры. Концепция осеняющего и охватывающего крестово-купольного завершения оказалась здесь выявленной с еще не существовавшей на Руси отчетливостью. В этом, как и в развитии строительной техники, сказываются продолжающиеся и укрепляющиеся связи Киева и Константинополя, о чем справедливо пишет Ю. С. Асеев (Асеев Ю. С. Указ. соч., с. 76, см. также: Раппопорт П. А. О роли византийского влияния в развитии древнерусской архитектуры.- ВВ, 1984, 45, с. 186 — 188. ). Уцелевшие фрагменты собора и сейчас своим величием вызывают ассоциации с монументальными сооружениями той традиции, которая берет свое начало в архитектуре античного Рима. Еще раз подчеркнем, что среди памятников византийского художественного круга XI в. русские соборы занимают не периферийное, подражательное место, а представляют собой явление, поразительное по масштабу, по быстроте формирования творческой самостоятельности основных композиционных решений и по художественному качеству своих созданий.

Комеч А.И. Древнерусское зодчество конца X — начала XII в. Византийское наследие и становление самостоятельной традиции

Новый Успенский собор Печерской лавры. Киев 1996 — 2000.

9 октября 1941 г. высший руководитель СС и полиции «Южная Россия» обергруппенфюрер СС Фридрих Еккельн получил секретную шифротелеграмму из Берлина.

«Тайно. Фюрер приказал, чтобы священники, монахи - местные верующие или служители культа - не могли иметь доступа в монастырь, который находится на территории цитадели Киева. Монастырь ни в коем случае не может быть чем-то вроде места паломничества или религиозной святыни. Охрану (монастыря) следует передать полиции и после передачи разрушить его. Верховное Главнокомандование Вермахта, Штаб оперативного руководства, Отдел обороны страны (4-QU) № 02316-41, подписал Шеф Орпо из комендатуры G 2 (01) № 526-41 (G)».

Приказ исходил из самых верхних эшелонов политического руководства Третьего Рейха - он был подписан непосредственным начальником Еккельна, руководителем Ordnungspolizei, имперской полиции общественного порядка, оберстгруппенфюрером СС Куртом Далюге, который отвечал за охрану Гитлера и высших нацистских сановников и в силу этого - за выполнение их самых секретных и деликатных поручений. Как стало известно позднее, зловещее распоряжение насчет «монастыря в Киеве» было санкционировано самим рейхсфюрером СС Генрихом Гиммлером, верховным начальником всей германской полиции, после посещения им главной ставки Гитлера в Восточной Пруссии - Вольфшанце.

Скрытая подоплека происходящего стала понятна Еккельну чуть позже, после прибытия в Киев доверенного лица и ординарца Гиммлера штурмбанфюрера СС Гельмута Дёрнера. Он был снабжен особыми полномочиями от рейхсфюрера и привез инструкции по осуществлению тайной операции, которую предстояло провести при содействии рейхскомиссара Украины Эриха Коха. Вот тогда-то и выяснилось, что кроется за пристальным вниманием нацистских главарей к старинному монастырю на днепровских кручах. Формальным поводом для совершения кощунства послужила...диверсия на Видовой площадке Верхней лавры. Немцы беспечно устроили там наблюдательный пост и толпами ходили туда, чтобы полюбоваться днепровскими далями. Однако на второй день оккупации Киева, 20 сентября 1941 г., когда нацистская пропаганда самоуверенно вещала, что «враг повергнут и уже никогда не поднимется», советским саперам удалось подорвать на площадке целую артиллерийскую батарею во главе с ее командиром оберстом Гансом-Генрихом фон Зейдлицем-унд-Голау.

По сложившейся в немецкой армии традиции погибшим офицерам посмертно присваивали очередное воинское звание. Поэтому в донесении, отправленном в рейхсканцелярию 7 октября 1941 г., Зейдлиц именуется уже генералом. Тем самым он оказался самой значительной военной жертвой вермахта за все время осады Киева и последующей двухлетней оккупации города. Кроме того, взрывы в Лавре явились прелюдией «минной войны», охватившей вскоре украинскую столицу. Все это, несомненно, нанесло сильнейший морально-психологический удар по честолюбию захватчиков и их вере в собственную неуязвимость. Прослеживается прямая связь между событиями в Киеве в последней декаде сентября 1941 г. и исступленной реакцией на них Гитлера.

Дальнейшие действия немецкой стороны были продиктованы самыми примитивными представлениями о мщении в духе средневекового принципа Vergeltung (расплата), повсеместно культивируемого в Третьем Рейхе. Поскольку непосредственные исполнители диверсии оказались недосягаемыми, была применена испытанная тактика перенесения агрессии на материальные или символические объекты, в данном случае - бесценные памятники культуры. Решение совершить надругательство над Успенским собором полностью вписывалось в эту варварскую систему. Оккупанты особенно не таились, что главным мотивом их дикарского поступка была тривиальная месть. Отто Кляйн, сотрудник зондерштаба изобразительного искусства, занимавшегося изъятием художественных ценностей в Музейном городке, впоследствии вспоминал: «От одного солдата я узнал, что целая рота солдат была подорвана русскими, и в качестве возмездия за это было запланировано подорвать Успенский кафедральный собор в Лавре».

И все-таки решающим основанием при совершении этого злодеяния для нацистов послужили, скорее всего, идеологические соображения. Еще 29 сентября 1941 г. Гитлер заявил в беседе с Борманом и Розенбергом, что Германия не заинтересована в существовании в Украине единой сильной Церкви. По зловещей иронии судьбы как раз накануне ему было доставлено самое первое донесение о взрывах в центре Киева и диверсии в Лавре. Можно предположить, что именно после этой депеши «монастырь на цитадели Киева» стал восприниматься в Берлине как очаг зарождающегося патриотического и национально-освободительного сопротивления и ассоциироваться с враждебными антигерманскими силами.

Следует отметить, что многие высокопоставленные нацисты впоследствии трактовали события в Печерском монастыре именно в таком ключе. Альберт Шпеер, министр вооружения Третьего Рейха, был уверен, что «рейхскомиссар Украины Эрих Кох решил уничтожить символ ее национальной гордости и приказал взорвать церковь». Еще один свидетель - Фридрих Хайер, офицер Вермахта в сане евангелического священника, со слов офицеров киевского отделения военной разведки (Абверштелле) утверждал, что «скорее всего, за акцией стояли руководитель Партийной канцелярии Мартин Борман и рейхcкомиссар Эрих Кох, которые преследовали цель лишить Украину ее идеологического центра, чтобы, если церковь и будет вновь восстановлена, то уже не будет пробуждать исторических воспоминаний...».

Об идеологической подоплеке провокации сообщает и Эдвин Грюцнер, технический инспектор одной из воинских частей, дислоцированных в оккупированном Киеве. Он успел посетить Лавру до взрыва и вновь побывал там вскоре после трагедии: «Через несколько дней до нас дошли слухи, что в Лаврском монастыре взорвался пороховой склад. Но как? Лишь недавно Хардер и я побывали там, мы рассматривали мумии в гробницах, а также прославленную церковь. Для гранаты взрывчатых веществ там просто не было места. Но все же, когда мы пришли туда снова, то поняли, что там было место и для взрывчатки. Мы выглядели пристыженными перед обломками памятника культуры. Эсесовцы вновь доказали немецкую непоколебимость. Намного позже мы узнали, что церковь была взорвана по приказу рейхскомиссара Украины Эриха Коха. Символ украинской национальной гордости должен был быть уничтожен».

Подготовка взрыва в Лавре получила широкую огласку в различных военных и гражданских ведомствах Третьего Рейха и даже вызвала серьезную озабоченность у их служащих. Уже 13 октября 1941 г. чиновник центрального аппарата Министерства восточных оккупированных территорий д-р Отто Бройтигам составил специальный меморандум, в котором предупреждал о негативных последствиях данной акции:

«Под монастырем в киевской крепости, который должен быть подвергнут разрушению, очевидно, имеется в виду знаменитая «Лавра», древнейший монастырь России и Украины. [...]

Разрушение территории монастыря чрезвычайно задело бы как национальные, так и религиозные чувства, и тем самым нанесло бы тяжелейший удар нашей политике в Украине. Ввиду того, что там захоронено множество монахов, такое действие могло бы рассматриваться как кощунственное осквернение кладбища.

Коммунисты не осмелились прикоснуться к Лавре и даже, примерно до 1935 г., пускали туда монахов.

Мировая общественность, наверное, очень сильно отреагировала бы на разрушение Лавры.

Поэтому следовало бы подумать над тем, чтобы сохранить Лавру как памятник архитектуры значительной культурно-исторической ценности, но не возрождать ее в качестве монастыря».

Но к этому предостережению никто и не думал прислушиваться. 18 октября Еккельн издал приказ о выселении из Верхней лавры всех ее жильцов и запрете доступа туда музейных сотрудников. В последующие недели из Успенского собора в страшной спешке вывозились экспонаты, которые отбирались немецкими «экспертами» по произвольному принципу; к слову, ценнейшее собрание икон (коллекции Харитоненко и Порфирия Успенского) было изъято целиком, но большая часть церковной утвари и шитья, напротив, оставлены на произвол судьбы как «идеологически вредные для национал-социалистского мировоззрения».

Словно в оправдание предстоящей акции, руководитель Главного управления имперской безопасности (РСХА) Рейнгард Гейдрих издал 31 октября 1941 г. секретную директиву об отношении к Православной церкви и ее святыням. В этой директиве он предостерегал о «большой политической опасности и опасности в области мировоззрения», которую может вызвать возрождение религиозной жизни на оккупированных территориях, и призывал противостоять этой тенденции путем «закрытия находящихся в восточных областях Церквей, зараженных еврейскими догматами», при помощи «определенных умений».

Какими «умениями» собирались воспользоваться нацисты в Киеве, выяснилось на секретном совещании, проведенном по приказу Гиммлера в конце октября 1941 г. На нем в присутствии Еккельна, Дёрнера и Коха обсуждались конфиденциальные вопросы, связанные с использованием... «плана минирования города Киева». Судя по всему, на этой встрече шла речь о сроках проведения «отплатных действий» в Лавре и распределялись роли их участников. К самой грязной работе по выполнению «приказа фюрера» были привлечены солдаты из зондеркоманды 4а, входившей в состав печально известной айнзацгруппы С, недавно отличившейся в Бабьем Яру. Свидетели видели, как они затаскивали в Успенский собор какие-то тяжелые ящики, и шеф зондеркоманды штандартенфюрер СС Пауль Блобель чуть ли не в открытую говорил, что это взрывчатка.

Вместе с тем пропагандистское прикрытие операции оказалось дилетантским. Организаторы провокации не сумели подыскать непротиворечивого объяснения случившемуся. В донесениях в Берлин взрыв в Успенском соборе был представлен как неудачное покушение советских подпольщиков на словацкого президента Тисо. Однако во избежание дипломатического скандала эта версия не получила официального подтверждения; более того, в местной прессе замалчивался даже приезд словацкой делегации в Киев. Взамен киевлянам была предложена совершенно иная трактовка событий. Накануне трагедии в окрестностях Лавры были расклеены объявления, в которых извещалось о предстоящих работах... по разминированию собора. В целях безопасности обитателям ближайших кварталов было приказано на сутки покинуть свои жилища. Сразу после взрыва немцы пытались оправдать разрушение храма необходимостью уничтожения неизвлекаемого заряда. Таким образом, большинство киевлян были прекрасно осведомлены, кто на самом деле подорвал храм, пользуясь благовидным предлогом.

Степан Скрипник, будущий предстоятель Украинской автокефальной церкви, пытался по свежим следам выяснить обстоятельства трагедии. Много десятилетий спустя он написал об этом следующее: «Всі старожили й свідки київських вибухів свідчили, що викликали їх заложені большевиками міни. Положили вони їх і під головну лаврську церкву. Оповідали, що німці знали про це та виключили на деякий час струм до тих мін, а пізніше, забравши з церкви, в якій був музей, безцінні скарби, довели до вибуху». От киевлян скрыли лишь то, что советская взрывчатка была трофейной, и в храм ее занесли сами немцы.

Педантично исполняя пресловутый «приказ фюрера», оккупанты не ограничились уничтожением Успенского собора, а приступили к систематическому разрушению построек монастырского комплекса. При помощи так называемой Разборочной конторы в течение двух лет ими было полностью уничтожены или сильно повреждены 33 корпуса Верхней лавры, а также все расположенные здесь храмы. Посетив Печерский монастырь 22 июня 1942 г., гауляйтер Эрих Кох не удержался от язвительной реплики: «Все это будет взорвано. Тут будут возведены постройки для фюрера». Даже накануне своего бегства из Киева осенью 1943 г. нацисты не отказались от этих варварских замыслов. Циничную оценку этих намерений высказал немецкий архивист Вольфганг Артур Моммзен, оставивший 10 октября 1943 г. следующую запись в своем дневнике: «...гебитскомиссар Киева и руководитель СС Киева договорились уничтожить Лавру, потому что она была национальной украинской святыней. Какая ограниченность и тупость! Работы уже начались в значительном объеме, и было бы счастьем, если бы русские разбомбили Лавру целиком, чтобы таким путем было скрыто это преступление против культуры». Показательно, что служащие СД еще в январе 1944 г. пытались получить в штабе 75-й дивизии Вермахта подтверждение о завершении работ по разрушению Печерского монастыря.

И в заключение несколько слов о том, откуда получена изложенная выше информация, и почему она не была предана огласке раньше. Часть документов сохранилась лишь в виде микрофотокопий, которые в качестве военных трофеев попали в архивы Британии и США из западной зоны оккупации. Другие источники, вроде пресловутого приказа Гитлера от 9 октября 1941 г., представляют собой тексты радиоперехватов, добытых дешифровщиками из британской Правительственной школы кодов и шифров в Блетчли-Парке (графство Бакингемшир). Многие документы оказались засекреченными в годы холодной войны и идеологического противостояния двух общественных систем. В Советском Союзе в свою очередь тщательно скрывали сведения, полученные в ходе дознания по делу немецких военнопленных и интернированных лиц, в частности протоколы допросов Фридриха Еккельна, на которых он полностью сознался в своем соучастии в подготовке взрыва Успенского собора.

К сожалению, широкой огласке этих сведений в настоящее время мешают уже современные идеологические мифологемы и общественные предрассудки. Кампания по «нормализации немецкой истории», начавшаяся в ФРГ в середине 1990-х гг., не способствует правдивому освещению трагических событий Второй мировой войны. Отечественные историки и журналисты тоже невольно или сознательно оказались заложниками данной ситуации, предлагая в своих работах вымышленные «реконструкции» событий, основанные на откровенных домыслах. В этих обстоятельствах возникает своеобразная правовая коллизия. Немецкая сторона проявила исключительную щепетильность в расследовании военных преступлений 70-летней давности, в которых были замешаны граждане Федеративной Республики. Вспомним хотя бы деятельность прокуратуры Гамбурга, которая затратила 30 лет для реабилитации собственных граждан по делу о «матче смерти». Так, может, общественным организациям Украины стоит обратиться к немцам с иском по поводу разрушения Успенского собора, чтобы добиться, наконец, исчерпывающих объяснений по поводу этого преступления века?

История создания

Заложен в 1073 году по инициативе Феодосия Печерского и построен за три года на деньги князя Святослава II Ярославича . Его возведение было овеяно легендами. Постройку и украшение церкви Киево-Печерский патерик связывает с греческими мастерами , пришедшими в Киев из Константинополя по указанию явившейся им во сне с образом храма Богородицы : «Меру же Я послала - пояс Сына Моего». Активнейшим участником строительства в патерике назван племянник Якуна Слепого , знатный варяг Шимон Африканович , от которого позднее выводили своё происхождение многие русские роды - Вельяминовы , Воронцовы , Аксаковы .

П. А. Раппопорт отмечает, что образ Печерской церкви воспринимался на Руси как своего рода канон храмоздательства: «Освященный традицией и легендой о чудесном построении Успенский собор Печерского монастыря стал как бы эталоном храма, и церковные власти несомненно требовали, чтобы общий типологический принцип построения этого собора неуко­снительно сохранялся».

Храм сильно пострадал от землетрясения в 1230 году , а в его разграбили монголы хана Батыя . Собор был отремонтирован в 1470 году , однако уже в 1482 вновь разграблен крымскими татарами хана Менгли-Гирея во время набега на Киев . Впоследствии восстановлен, служил усыпальницей литовской и русской шляхты. Разрушен при сильном пожаре в 1718 году . Восстановлен в 1729 году , расширен и украшен в стиле украинского барокко .

Разрушение

Существует версия об авторстве советских диверсантов, которая основывается на аргументе, что для немцев, стремившихся привлечь на свою сторону украинское население, уничтожение храма не имело смысла, так как они, наоборот, санкционировали возрождение монашенской жизни в обители. В настоящее время туристов заверяют, что храм взорвали проникшие в город советские партизаны. Вероятной целью взрыва считается покушение на посещавшего Лавру с визитом словацкого президента Тисо , который покинул храм на два часа раньше, чем рассчитывали диверсанты.

Правдоподобность последней версии в значительной степени страдает от того факта, что взрыв собора был зафиксирован немцами на киноплёнку и попал в официальную кинохронику. В середине 1990-х её кадры были найдены в частном собрании в Оберхаузене и присланы в Киев при содействии доктора Вольфганга Айхведе (Еісhwedе), директора Fоrsсhungеsstеllе Osteuroра Бременского университета, занимавшегося проблемами реституции. Таким образом, немецкие власти заранее знали о времени взрыва и дали возможность своему оператору выбрать безопасную точку для эффектной съёмки. В пользу немецкой подрывой акции говорят не только технические ограничения советских радиомин , но и секретный приказ Гитлера командованию полиции и СС от 9 октября:

Никакие священники, монахи или другие местные люди, которые обычно работают там, не имеют права входить в монастырь, который содержится в цитадели Киева. Монастырь ни в коем случае не должен быть местом труда или религиозной деятельности. Должен быть передан полиции и СС, а затем уничтожен или оставлен на их усмотрение.

Известно также про высказывания высокопоставленных нацистских чинов о том, что отсутствие данной святыни ослабит национальное сознание украинцев, а также о целесообразности воспрепятствования тому, «…чтобы древние места религиозного культа становились местами паломничества и, следовательно, центрами движения за автономию». Согласно открывшимся в последнее время архивным документам и мемуарам, сами немцы признавали свою причастность к уничтожению Успенского собора. Об этом свидетельствуют воспоминания и признания ряда нацистских руководителей и военных: министра вооружений Альберта Шпеера , начальника группы религиозной политики министерства оккупированных восточных территорий Карла Розенфельдера, офицера вермахта Фридриха Хейера, имевшего сан евангелического священника, обергруппенфюрера СС Фридриха Еккельна, непосредственно руководившего подрывом храма.

Восстановление

Тыльная сторона воссозданного Успенского собора

Новые росписи Успенского храма

После взрыва храм был оставлен в руинах как свидетельство преступлений нацистов. Не были осуществлены планы воссоздать его в первоначальных средневековых формах к празднованию 1000-летия крещения Руси. Только 9 декабря 1995 года Президентом Украины Л. Кучмой издан Указ о восстановлении Успенского собора. Храм был воссоздан в большой спешке, практически за два года, без серьёзной научной подготовки, с использованием современных материалов. Перед строителями стояла задача успеть к 950-летию лавры. Сразу за завершением строительства храм был расписан; освятили его 24 августа 2000 года .

Архитектура

Великая лаврская церковь была одним из самых крупных по размерам памятников древнерусской архитектуры. Это был шестистолпный крестовокупольный одноверхий храм с тремя нефами , которые с востока завершались апсидами . Столпы имели в разрезе форму креста. Подкупольное пространство очень широкое - больше, чем в Софийском соборе . Пропорции ширины к длине храма (2:3) стали каноническими для других храмов древней Руси. Фасады были украшены плоскими пилястрами с полукруглыми окнами между ними. Во внешнем декоре - орнаменты из кирпича (меандровые фризы). В древности к северу храма примыкала квадратная в плане крещальня .

Внутренняя центральная часть была украшена мозаиками (в том числе - Оранта), на остальных стенах была фресочная роспись. По Киево-Печерскому патерику , одним из авторов мозаик мог быть монах Алипий Печерский . После многочисленных перестроек эти творения искусства не сохранились.

Примечания

Ссылки

  • Информация научных сотрудников об истории древнего храма и восстановлении Успенского собор на сайте Национального Киево-Печерского историко-культурного заповедника