2) Сборники экономико-статистических материалов, публикуемые территориальными органами Федеральной службы государственной статистики (Росстат) (статистический сборник, бюллетень и др.);

3) По запросу в территориальный орган Федеральной службы государственной статистики (Росстат) или налоговый орган в соответствующем субъекте Российской Федерации (инспекция, управление ФНС России по субъекту Российской Федерации);

4) Официальные Интернет-сайты управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации после размещения на них соответствующих статистических показателей.

Информация об адресах Интернет-сайтов управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации находится на официальном Интернет-сайте ФНС России www.nalog.ru .

При выборе объектов для проведения выездных налоговых проверок налоговый орган учитывает также информацию, поступающую в ходе рассмотрения жалоб и заявлений граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, правоохранительных и иных контролирующих органов, о выплате налогоплательщиком неучтенной заработной платы ("в конвертах"), неоформлении (оформлении с нарушением установленного порядка) трудовых отношений и иную аналогичную информацию.

6. Неоднократное приближение к предельному значению установленных Налоговым кодексом Российской Федерации величин показателей, предоставляющих право применять налогоплательщикам специальные налоговые режимы.

В части специальных налоговых режимов принимается во внимание приближение (менее 5%) к предельному значению установленных Налоговым кодексом Российской Федерации величин показателей, влияющих на исчисление налога для налогоплательщиков, применяющих специальные налоговые режимы налогообложения (2 и более раза в течение календарного года).

В части единого сельскохозяйственного налога.

Приближение к предельному значению установленного статьей 346.3 Налогового кодекса Российской Федерации показателя, необходимого для применения системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей:

Доля дохода от реализации произведенной сельскохозяйственной продукции, включая продукцию первичной переработки, произведенную из сельскохозяйственного сырья собственного производства, в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг), определяемая по итогам налогового периода, составляет не менее 70 процентов.

В части упрощенной системы налогообложения.

Неоднократное приближение к предельным значениям установленных и 346.13 Налогового кодекса Российской Федерации показателей, необходимых для применения упрощенной системы налогообложения:

Доля участия других организаций составляет не более 25 процентов;

Средняя численность работников за налоговый (отчетный) период, определяемая в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области статистики, составляет не более 100 человек;

Остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов, определяемая в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, составляет не более 100 млн. рублей;

КонсультантПлюс: примечание.

С 1 января 2017 года Федеральным законом от 30.11.2016 N 401-ФЗ в абзац первый пункта 4 статьи 346.13 НК РФ внесены изменения, в соответствии с которыми увеличен предельный размер дохода до 150 млн. руб., при превышении которого налогоплательщики теряют право на применение УСН.

В части единого налога на вмененный доход.

Неоднократное приближение к предельным значениям установленных статьей 346.26 Налогового кодекса Российской Федерации показателей, необходимых для применения системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход:

Площадь торгового зала магазина или павильона по каждому объекту организации розничной торговли составляет не более 150 кв. метров;

Площадь зала обслуживания посетителей по каждому объекту организации общественного питания, имеющему зал обслуживания посетителей, составляет не более 150 кв. метров;

Количество имеющихся на праве собственности или ином праве (пользования, владения и (или) распоряжения) автотранспортных средств, предназначенных для оказания автотранспортных услуг, составляет не более 20 единиц;

Общая площадь спальных помещений в каждом объекте, используемом для оказания услуг по временному размещению и проживанию, не более 500 кв. метров.

7. Отражение индивидуальным предпринимателем суммы расхода, максимально приближенной к сумме его дохода, полученного за календарный год.

По налогу на доходы физических лиц.

Доля профессиональных налоговых вычетов, предусмотренных статьей 221 Налогового кодекса Российской Федерации, заявленных в налоговых декларациях физических лиц, зарегистрированных в установленном действующим законодательством порядке и осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в общей сумме их доходов превышает 83 процента.

8. Построение финансово-хозяйственной деятельности на основе заключения договоров с контрагентами-перекупщиками или посредниками ("цепочки контрагентов") без наличия разумных экономических или иных причин (деловой цели).

Обстоятельства, свидетельствующие о получении налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды, указанные в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 53.

9. Непредставление налогоплательщиком пояснений на уведомление налогового органа о выявлении несоответствия показателей деятельности, и (или) непредставление налоговому органу запрашиваемых документов, и (или) наличие информации об их уничтожении, порче и т.п.

Отсутствие без объективных причин пояснений налогоплательщика относительно выявленных в ходе камеральной налоговой проверки ошибок в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречий между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявленных несоответствий сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, в случае, если в целях, предусмотренных п. 3 статьи 88 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщик вызван в налоговый орган на основании письменного Уведомления о вызове налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), предусмотренного пп. 4 п. 1 статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации, содержащего требование представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок.

Необеспечение в нарушение пп. 8 п. 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации, п. 1 статьи 17 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (с учетом изменений и дополнений) сохранности данных бухгалтерского и налогового учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, в том числе документов, подтверждающих получение доходов, осуществление расходов (для организаций и индивидуальных предпринимателей), и уплату (удержание) налогов, а также их восстановления в случае утраты в результате форс-мажорных обстоятельств (пожар, затопление, наводнение, порча и пр.).

(см. текст в предыдущей редакции)

10. Неоднократное снятие с учета и постановка на учет в налоговых органах налогоплательщика в связи с изменением места нахождения ("миграция" между налоговыми органами).

Два и более случая с момента государственной регистрации юридического лица, представления при проведении выездной налоговой проверки в регистрирующий орган Заявления о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица в части внесения изменений в сведения об адресе (месте нахождения) юридического лица, если указанные изменения влекут необходимость изменения места постановки на учет по месту нахождения данного налогоплательщика-организации.

Значение общедоступных Критериев самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков N 11 может использоваться налоговыми органами при планировании выездных налоговых проверок как на предстоящий, так и последующие годы до их очередной актуализации (Приказ ФНС России от 22.09.2010 N ММВ-7-2/461@).

11. Значительное отклонение уровня рентабельности по данным бухгалтерского учета от уровня рентабельности для данной сферы деятельности по данным статистики.

Расчет рентабельности продаж и активов, начиная с 2006 года, по основным видам экономической деятельности приведен в приложении N 4 к Приказу ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@.

В части налога на прибыль организаций:

Отклонение (в сторону уменьшения) рентабельности по данным бухгалтерского учета налогоплательщика от среднеотраслевого показателя рентабельности по аналогичному виду деятельности по данным статистики на 10% и более.

12. Ведение финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском.

ФНС России по результатам контрольной работы, с учетом досудебного урегулирования споров с налогоплательщиками и сложившейся арбитражной практики, определяет наиболее распространенные способы ведения финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском, направленные на получение необоснованной налоговой выгоды.

Информация о способах ведения финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском размещается на официальном сайте ФНС России www.nalog.ru в разделе "Общедоступные критерии самостоятельной оценки рисков".

При оценке налоговых рисков, которые могут быть связаны с характером взаимоотношений с некоторыми контрагентами, налогоплательщику рекомендуется исследовать следующие признаки:

Отсутствие личных контактов руководства (уполномоченных должностных лиц) компании-поставщика и руководства (уполномоченных должностных лиц) компании-покупателя при обсуждении условий поставок, а также при подписании договоров;

Отсутствие документального подтверждения полномочий руководителя компании-контрагента, копий документа, удостоверяющего его личность;

Отсутствие документального подтверждения полномочий представителя контрагента, копий документа, удостоверяющего его личность;

Отсутствие информации о фактическом местонахождении контрагента, а также о местонахождении складских и/или производственных и/или торговых площадей;

Наличие подобных признаков свидетельствует о высокой степени риска квалификации подобного контрагента налоговыми органами как проблемного (или "однодневки"), а сделки, совершенные с таким контрагентом, сомнительными.

Дополнительно повышают такие риски одновременное присутствие следующих обстоятельств:

Контрагент, имеющий вышеуказанные признаки, выступает в роли посредника;

Наличие в договорах условий, отличающихся от существующих правил (обычаев) делового оборота (например, длительные отсрочки платежа, поставка крупных партий товаров без предоплаты или гарантии оплаты, несопоставимые с последствиями нарушения сторонами договоров штрафными санкциями, расчеты через третьих лиц, расчеты векселями и т.п.);

Отсутствие очевидных свидетельств (например, копий документов, подтверждающих наличие у контрагента производственных мощностей, необходимых лицензий, квалифицированных кадров, имущества и т.п.) возможности реального выполнения контрагентом условий договора, а также наличие обоснованных сомнений в возможности реального выполнения контрагентом условий договора с учетом времени, необходимого на доставку или производство товара, выполнение работ или оказание услуг;

Приобретение через посредников товаров, производство и заготовление которых традиционно производится физическими лицами, не являющимися предпринимателями (сельхозпродукция, вторичное сырье (включая металлолом), продукция промысла и т.п.);

Отсутствие реальных действий плательщика (или его контрагента) по взысканию задолженности. Рост задолженности плательщика (или его контрагента) на фоне продолжения поставки в адрес должника крупных партий товаров или существенных объемов работ (услуг);

Выпуск, покупка/продажа контрагентами векселей, ликвидность которых не очевидна или не исследована, а также выдача/получение займов без обеспечения. При этом негативность данного признака усугубляет отсутствие условий о процентах по долговым обязательствам любого вида, а также сроки погашения указанных долговых обязательств больше трех лет;

Существенная доля расходов по сделке с "проблемными" контрагентами в общей сумме затрат налогоплательщика, при этом отсутствие экономического обоснования целесообразности такой сделки при одновременном отсутствии положительного экономического эффекта от ее осуществления и т.п.

Соответственно, чем больше вышеперечисленных признаков одновременно присутствуют во взаимоотношениях налогоплательщика с контрагентами, тем выше степень его налоговых рисков. уточненных налоговых деклараций по налогам за те периоды, в которых осуществлялась деятельность с высоким налоговым риском.

Для идентификации цели подачи данной уточненной декларации (снижение/исключение рисков по пункту 12 Критериев) налогоплательщикам предлагается одновременно с уточненной декларацией представлять Пояснительную записку по форме, рекомендуемой ФНС России (приложение N 5 к Приказу от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@) (далее - Пояснительная записка).

В аналогичном порядке налогоплательщик может задекларировать уточненные налоговые обязательства, возникшие в результате принятия мер по снижению налоговых рисков при осуществлении финансово-хозяйственной деятельности с применением способов, направленных на получение необоснованной налоговой выгоды, но не представленных на сайте.

Налоговый орган, получивший уточненные налоговые декларации, а также представленную вместе с ними Пояснительную записку, проводит камеральную налоговую проверку в соответствии со ст. 88 Налогового кодекса Российской Федерации. При проведении камеральных налоговых проверок указанных уточненных деклараций с представленной к ним Пояснительной запиской дополнительные документы у налогоплательщика не истребуются.

Факт подачи налогоплательщиком уточненной декларации с целью снижения (исключения) рисков по пункту 12 Критериев налоговые органы учитывают в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок (или корректировки уже утвержденных планов выездных налоговых проверок) в сочетании с другими Критериями.

В случае наличия у налогового органа информации о ведении деятельности с признаками нарушений налогового законодательства, в отношении налогоплательщика, заявившего о мерах, предпринятых им для снижения рисков по пункту 12 Критериев, решение о назначении выездной налоговой проверки принимается только после предварительного согласования с ФНС России.

Вопросы о причинах назначения выездных налоговых проверок и периодичности их проведения не перестают волновать налогоплательщиков. Как узнать, заинтересуются ли ревизоры деятельностью хозяйствующего субъекта и начнется ли в ближайшее время в отношении него выездная проверка? Как отбираются организации для проведения проверок? Существуют ли критерии такого отбора?

В помощь налогоплательщикам контролирующие ведомства регулярно выпускают разъяснения, касающиеся названных вопросов. Опираясь на них, автор статьи раскрывает некоторые тонкости процедуры отбора организаций для проведения в отношении них выездных налоговых проверок.

НК РФ о выездной проверке.

В силу пп. 2 п. 1 ст. 32 НК РФ в обязанность налоговых органов входит контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов. Одной из форм такого контроля является в отношении хозяйствующего субъекта, право на проведение которой прямо закреплено в пп. 2 п. 1 ст. 31 НК РФ.

Порядок проведения выездных проверок, сроки и периодичность их проведения регулируются ст. 89 НК РФ. Согласно п. 5 данной статьи налоговые органы не вправе проводить две и более выездные проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период, так же как не вправе проводить в отношении одного налогоплательщика более двух выездных налоговых проверок в течение календарного года (за некоторым исключением).

Минфин в Письме от 14.02.2017 № 03-02-08/7955 подчеркнул, что основной задачей налогового контроля является соблюдение баланса интересов государства и бизнеса. С одной стороны, снижается давление на добросовестных налогоплательщиков, своевременно и в полном объеме исполняющих обязательства перед бюджетом, а с другой – обеспечивается неотвратимость наказания для тех, кто сознательно уклоняется от уплаты налогов и нарушает налоговое законодательство.

Одна из главных установок фискалов на сегодняшний день – проведение оптимального количества выездных налоговых проверок. Для этого постоянно совершенствуется своевременная система налогового контроля и администрирования, которая построена на основе аналитической работы, прогнозирующей риски и учитывающей особенности осуществления финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков.

Отбор кандидатов для проведения проверки.

Выездные проверки не проводятся сплошным методом. Инспекция путем анализа информации о деятельности налогоплательщика осуществляет отбор заинтересовавших ее кандидатов. Результатом проводимой аналитической работы является включение налогоплательщиков в план выездных налоговых проверок. Об этом финансовое ведомство напомнило в Письме от 15.02.2017 № 03-02-07/1/8547.

Чиновники также указывают, что основным документом, использующимся в аналитической работе налоговиков, является Концепция системы планирования выездных налоговых проверок, утвержденная Приказом ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@ (далее – Концепция). Она определяет 12 критериев налоговых рисков, по которым осуществляется отбор.

Для чего нужен самоанализ?

Немаловажно, что критериями рисков могут воспользоваться наравне с налоговыми органами сами налогоплательщики, чтобы провести оценку своей деятельности и уточнить налоговые обязательства, не дожидаясь проведения выездной налоговой проверки (Письмо Минфина России от 21.02.2017 № 03-02-07/1/10004). Данные критерии являются общедоступными.

К сведению.

Критерии рисков размещены на сайте ФНС (www.nalog.ru) и регулярно обновляются. ФНС рекомендует каждому налогоплательщику ознакомиться со сведениями, размещенными на сайте, для самостоятельной оценки рисков.

В состав расчета налоговой нагрузки не включаются НДС на товары, ввозимые на территорию РФ, таможенные пошлины, а также суммы уплаченных страховых взносов (письма Минфина России от 11.01.2017 № 03-01-15/208, ФНС России от 22.03.2013 № ЕД-3-3/1026@).

Рассчитанные таким образом показатели налоговой нагрузки сравниваются со среднеотраслевыми значениями (приведены в приложении 3 к Концепции).

Важно, что расчет среднеотраслевых значений налоговой нагрузки в Концепции произведен ФНС с учетом поступлений по НДФЛ. Ведомство разъясняет: показатель рассчитывается как отношение всех уплаченных организацией налогов, в том числе тех, по которым она выступала в качестве налогового агента, к выручке (на сайте ФНС в разд. «Часто задаваемые вопросы» размещена финансовая консультация по вопросу: как рассчитывается критерий «налоговая нагрузка», применяемый в соответствии с Концепцией системы планирования выездных налоговых проверок?).

В Концепции не уточнено, за какой период следует определять данный показатель. ФНС ведет расчет за календарный год. Следовательно, в целях сопоставимости рассматриваемых показателей при расчете организацией налоговой нагрузки также целесообразно использовать соотношение уплаченных налогов и полученного дохода за год.

Налоговая нагрузка признается контролерами низкой, если ее значение меньше средних показателей по соответствующей отрасли.

Обратите внимание.

Если показатель налоговой нагрузки организации ниже его среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли (виду экономической деятельности), то в отношении него может быть назначена выездная проверка.

Приведем примеры расчета показателей налоговой нагрузки организации, находящейся на ОСНО, и индивидуального предпринимателя, применяющего «упрощенку», для сравнительного анализа их с отраслевыми значениями.

Пример 1.

Организация осуществляет деятельность в сфере химического производства. Выручка за 2016 год равна 90 млн руб. Сумма уплаченных налогов составила 10 млн руб. Также организация удержала и перечислила НДФЛ с выплат работникам в сумме 250 тыс. руб.

Значение налоговой нагрузки для хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность в сфере химического производства, оставляет 4,2 %.

Налоговая нагрузка организации равна 11,4 % ((10 000 000 руб. + 250 000 руб.) / 90 000 000 руб. x 100 %), что значительно больше среднего значения по отрасли (11,4 % > 4,2 %).

В таком случае риск возникновения интереса у инспекции к деятельности налогоплательщика предельно минимален.

Пример 2.

Индивидуальный предприниматель ведет деятельность в сфере ресторанного бизнеса. Полученный доход за год, согласно данным налогового учета, равен 12 млн руб. По итогам года коммерсант уплатил единый на УСНО в размере 720 тыс. руб. НДФЛ за наемных работников перечислен в сумме 100 тыс. руб.

В сфере ресторанов и гостиниц среднеотраслевой показатель налоговой нагрузки составляет 9 %.

0 руб.) / 90 000 000 руб. x 100 %), что значительно больше среднего значения по отрасли (11,4 % > 4,2 %).

Налоговая нагрузка предпринимателя равна 6,8 % ((100 000 руб. + 720 000 руб.) / 12 000 000 руб. х 100 %).

Следовательно, налоговая нагрузка коммерсанта меньше, чем средняя по отрасли (6,8 % < 9 %). В таком случае налогоплательщику не избежать вопросов со стороны контролеров и дальнейшего предпроверочного анализа финансово-хозяйственной деятельности с целью включения в план выездной проверки.

Если зарплата ниже среднего уровня по отрасли.

В числе налоговых рисков, как отмечено выше, учитываются показатели выплаты работодателями заработной платы ниже среднего уровня по отрасли в регионе, а также ведение хозяйственной деятельности с применением схем уклонения от уплаты налогов. На это также обращено внимание в Письме Минфина России от 14.02.2017 № 03-02-08/7955.

Как и где получить информацию о статистических показателях среднего уровня заработной платы по виду экономической деятельности в городе, районе или в целом по субъекту РФ? Можно обратиться к таким источникам, как:

Фискалы отказались от тотального контроля и перешли к контролю, основанному на критериях риска, в основу которого положен комплексный анализ финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика.

Как указывается в Концепции, приоритетными для включения в план выездных проверок являются те субъекты, в отношении которых у контролеров имеются сведения об их участии в схемах ухода от налогообложения или схемах минимизации налоговых обязательств и (или) результаты проведенного анализа финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика свидетельствуют о предполагаемых налоговых правонарушениях.

Систематическое проведение же налогоплательщиком самостоятельного анализа своей финансово-хозяйственной деятельности позволяет своевременно оценить налоговые риски и уточнить свои налоговые обязательства. И если показатели деятельности, оцененные по названным в статье критериям, отличаются от установленных ФНС, то целесообразно представить налоговикам (по своей инициативе или по их требованию) пояснения, а если имеется такая необходимость – скорректировать свои налоговые обязательства в уточненной декларации, которая должна сопровождаться пояснительной запиской . Игнорировать в таком случае общение с контролерами не рекомендуем.

Обстоятельства, свидетельствующие о получении налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды, указаны в Постановлении Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 № 53. Ряд схем построения финансово-хозяйственной деятельности с использованием цепочки контрагентов без наличия деловой цели приведен в приложении к Приказу ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@.

Если документы утрачены в результате форс-мажорных обстоятельств (пожара, затопления, наводнения, порчи и пр.), но не восстановлены, налоговики также будут иметь все основания для включения налогоплательщика в план проведения выездных проверок.

Расчет показателя по основным видам экономической деятельности приведен в приложении 3 к Концепции.

Размещена на сайте ФНС России www.nalog.ru в разд. «Часто задаваемые вопросы».

Информация об адресах интернет-сайтов территориальных органов Росстата размещена на сайте Росстата (www.gks.ru).

Информация об адресах интернет-сайтов управлений ФНС по субъектам РФ размещена сайте ФНС (www.nalog.ru).

Форма пояснительной записки приведена в приложении 5 к Концепции.

Есть мнение, что участие в налоговой проверке укрепляет профессиональные навыки бухгалтера. Исходя из этого суждения, смеем предположить, что основательная подготовка к ней придется весьма кстати. Приказом ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@ (в редакции от 10.05.2012) была утверждена Концепция, согласно которой, организация попадает под проведение выездной налоговой проверки в том случае, если она соответствует одному из двенадцати критериев, прописанных в ней.

Согласитесь, сам факт налоговой проверки - событие отягощающее. Еще более неприятное явление – это ее ожидание. ФНС, когда издавала Приказ «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок», не предусмотрела возможность для юридических лиц знать наверняка, состоится эта проверка или нет. Критерии, прописанные в ней, являются своего рода ориентиром для компаний. Если вы движетесь в «нужном» для ФНС направлении (в каком – поговорим ниже), то вы, возможно, не будете встречать налоговых инспекторов на пороге и угощать их чаем с печеньем. При этом ФНС не дает никаких гарантий, что полное соответствие этим 12 критериям вас от чего-то обезопасят.

Дюжина критериев как «гарант» стабильности

С точки зрения штатного работника бухгалтерии, неискушенного в общении с контролирующими органами, скорее всего, следует, что соблюдение всех правил ведения хозяйственной деятельности станет залогом положительных отношений с ними. Как бы не так.

    Налоговая нагрузка должна равняться или же превышать среднеотраслевые показатели в регионе.

    Другими словами, налоговая нагрузка рассчитывается как соотношение суммы уплаченных налогов к обороту (выручке) по показателям, отраженным в бухгалтерской отчетности. В большинстве своем, этот критерий применим к компаниям, применяющим ОСНО. Если показатель будет ниже среднеотраслевого, то ФНС это будет принято к сведению и, вполне возможно, инспекторы нагрянут именно к вам. Возможно, вас заинтересуют предельные величины отклонений, на которые

    Налоговая может «закрыть глаза»? Скажем так, они существуют, но знает их только избранный круг людей из числа сотрудников ФНС. Дело в том, что эти показатели не опубликованы в открытом доступе по понятным причинам, ибо велик соблазн хозяйствующим субъектам ориентироваться только на них. Эта ситуация чем-то схожа с правилами ПДД, в которых прописан скоростной режим в населенных пунктах. Так, разрешенные 60 км/ч (среднеотраслевое значение) могут быть превышены без наказания не более чем на 20 км/ч (показатель предельно допустимого отклонения). Отличие в том, что про 20 км/ч знают многие, чего нельзя сказать о величине отклонений.

    Отражение в бухгалтерской или налоговой отчетности убытков на протяжении нескольких лет

    Этот критерий можно признать, как верный повод посетить именно вашу компанию. С точки зрения ФНС может показать весьма подозрительным, что организация осуществляет свою хозяйственную деятельность «в минус» на протяжении нескольких лет. Между прочим, в эти 2 и более года не входит 2008 год, если бесприбыльная деятельность организации имеет под собой объективные причины. Странно то, что тот самый кризис длился еще и в 2009 году, однако, его Налоговая служба все равно проверяет.

    Налоговые вычеты за текущие 12 месяцев «зашкаливают»

    Если быть точными, то речь идет о 89% вычетов по НДС к сумме начисленного налога. Многие компании активно применяют практику возврата НДС с организациями, применяющими ОСНО, что позволяет вернуть им до 18% своих затрат с каждого проведенного платежа. К сожалению, если эта практика имеет место быть в вашей компании, то выездной налоговой проверки будет не избежать с наибольшей долей вероятности.

    Растущие расходы и уменьшающиеся доходы с реализации товаров, работ и услуг

    В данном случае проблема может усугубиться, если налоговая отчетность будет иметь несоответствия с вашей финансовой отчетностью. Скажем прямо – именно это допущение может стать поводом для серьезных разбирательств в вашей хозяйственной деятельности. Если же у фирмы всего лишь «переходный период» и она проводит у себя структурные изменения (например, ищет новые рынки сбыта, а для этого ей требуется больших штат сотрудников, но пока «много не заработали», поэтому и траты существенно превышают доходы), то для налоговых инспекторов потребуются документальные подтверждения этим процессам.

    Зарплаты сотрудников ниже среднего показателя по региону

    В данном случае, речь идет о каждой отдельно взятой должности. К примеру, бухгалтер в вашем регионе получает в среднем 25000 рублей в месяц, а в вашей компании по едва ли объективным причинам – 18000 рублей в месяц, то налоговая инспекция имеет право усомниться в «порядочности» фирмы. Разумеется, несоответствие в уровне заработных плат должно носить массовый характер по всей компании, а не выплаты для отдельных сотрудников. Ответственное лицо, в чьем ведении находится установка этого уровня, может получить достоверную информацию о среднестатистических показателей по региону из разных источников. Перечислим их:

    Официальные Интернет-сайты территориальных органов Федеральной службы государственной статистики (Росстат).

    Информация об адресах Интернет-сайтов территориальных органов Федеральной службы государственной статистики (Росстат) находится на официальном Интернет-сайте Федеральной службы государственной статистики (Росстат) ;

    Сборники экономико-статистических материалов, публикуемые территориальными органами Федеральной службы государственной статистики (Росстат) (статистический сборник, бюллетень и др.);

    По запросу в территориальный орган Федеральной службы государственной статистики (Росстат) или налоговый орган в соответствующем субъекте Российской Федерации (инспекция, управление ФНС России по субъекту Российской Федерации);

    Официальные Интернет-сайты управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации после размещения на них соответствующих статистических показателей.

Обороты организации, применяющей спецрежим, граничат с максимально допустимым пределом.

Для недопущения налоговой проверки по данному критерию потребуется освежить в памяти сведения о максимальном объеме денежного оборота в вашей организации. К примеру, если вы применяете УСН, то с 2017 года его максимальный уровень составляет 20 млн. рублей против 6 млн., которые имели место до вступления в силу соответствующих изменений. Следовательно, тем, кто был вынужден перейти на менее выгодный ОСНО еще в 2016 году, смогут при желании вернуться на «упрощенку». Не стоит забывать, что если ваши обороты при УСН приближаются к 20 млн., то как раз по этой причине вашу фирму может посетить инспектор для проверки финансовой документации.

  • Критерий для ИП: соотношение расходов и доходов от ведения хозяйственной деятельности.
  • Для ФНС будет важно понимать, сколько денег заработал индивидуальный предприниматель и сколько он потратил. Момент: доля профессиональных налоговых вычетов, поименованных в ст. 221 НК РФ, в общей сумме доходов не должна превышать 83%.

  • Построение «сложных» схем хозяйственной деятельности
  • Сотрудники Налоговой инспекции могут узреть намек на «отмывание денег» или уклонение от уплаты налогов еще и в том случае, если ваша организация выстраивает так называемые «цепочки контрагентов» без очевидной на то причины. Речь идет в данном случае о перекупщиках.

  • Игнорирование обращений ФНС
  • Если в вашу организацию неоднократно поступали письма от ФНС или прочих уполномоченных органов, и они остались с вашей стороны без ответа, то вероятность внеплановой выездной налоговой проверки возрастает в разы.

  • Частые смены инспекций
  • При образовании юридического лица ваша организация была зарегистрирована в ИФНС. В случае, когда смена территориального органа происходила более двух раз, к вам могут нагрянуть сотрудники Налоговой, ибо сам факт этих «миграций» для фискального органа выглядит более, чем сомнительным.

  • Существенные отклонения рентабельности продаж или активов от среднеотраслевых показателей
  • С показателями рентабельности можно ознакомиться в Приложении №4 описываемой нами Концепции. Имейте в виду, что максимальное отклонение этого показателя не должно превышать 10%.

  • Ведение хозяйственной деятельности с высоким уровнем риска
  • Достаточно понятно и наглядно «высокорискованную» хозяйственную деятельность описали на сайте ФНС в 2015 году. Данный критерий априори применим к вашей организации, если такая деятельность имеет место.

    О чем «молчит» Концепция

    Мы озвучили и разобрали с вами все 12 критериев, на которые опирается ФНС в принятии решения об осуществлении выездной налоговой проверки, и теперь подводим итоги. С одной стороны сам факт вышеупомянутого нами приказа говорит о том, что Налоговая служба всячески помогает фирмам избежать лишнее внимание к себе. Можно ли такую «помощь» назвать настоящей? Отчасти, конечно, да. Но что мы имеем на деле? Как вы успели обратить внимание, организация начинает вызывать «интерес» у Налоговой службы, когда ее финансовые показатели в большую или меньшую сторону выделяются из общей картины.

    В Концепции ни слова не сказано о том, как избежать проверки, когда дела в фирме «идут в гору» и прибыль стремительно растет из квартала в квартал. Если руководствоваться этой логикой, то любая благополучная компания автоматически становится объектом для подозрений, а со стороны это выглядит крайне неприятно. Собственно, чему мы удивляемся, когда зарубежные инвесторы не хотят иметь дела в России?

    Также Концепция ни в коей мере не сообщает, скольким критериям необходимо соответствовать, чтобы быть включенным в список на «выездную», что также наводит на мысли, что ФНС выгодно, когда хозяйствующие субъекты ошибаются. Это все было бы очень смешно, если бы не было так грустно. Все же рекомендуем нашим читателям следить за последними изменениями в законодательстве, в частности, по вопросам налоговых проверок. Любое нововведение может однажды напрямую коснуться именно вашей организации и тогда будет необходимо предпринимать какие-то действия

    Желаем нашим клиентам по услуге «аренда 1С Бухгалтерия » успешной сдачи всех проверок, а еще лучше, чтобы их не было!

    Выездная проверка может длиться 2-6 месяцев, главный критерий отбора - налоговая нагрузка, доля вычетов, рентабельность ниже среднеотраслевого уровня

    Приоритетной программой Правительства является «Реформа контрольной и надзорной деятельности», цель которой - сократить административную нагрузку на бизнес и повысить качество госконтроля. Важным этапом здесь является планирование выездной налоговой проверки (ВНП). Предпринимателей отбирают на проверку по риск-ориентированному подходу, основанному на 12 критериях, или, проще говоря, тех, кто хуже работает, чаще проверяют.

    Самостоятельная оценка рисков позволит избежать выездной проверки.

    12 рисков выездной налоговой проверки:

  • Неоднократные убытки в отчетности;
  • Высокие риски ведения бизнеса;
  • Рентабельность ниже среднестатистической;
  • Сумма налоговых вычетов резко возросла;
  • Миграция между налоговыми инспекциями;
  • Рост расходов превышает рост доходов;
  • Игнорирование запросов налоговиков;
  • Зарплата ниже среднеотраслевой;
  • Ведение бизнеса через посредника без разумных на то причин;
  • Показатели бизнеса на предельных величинах, дающих право на применение спецрежимов;
  • Величины доходов и расходов у ИП приближены друг к другу.
  • Сами налоговики признаются, что основным критерием сегодня остается уровень налоговой нагрузки, доля вычетов, рентабельность. Сравнить показатели своей работы со среднеотраслевыми можно на странице сайта ФНС .

    Итак, инспектор на пороге помещения. Во время проверки он может запросить у предпринимателя:

    • документы, на основании которых был произведен поиск и отбор контрагента;
    • результаты мониторинга рынка соответствующих товаров;
    • деловую переписку.

    Проверка проводится в течение 2 месяцев, но может быть продлена до полугода. Задача предпринимателя - обеспечить инспектора документами, связанными с исчислением налогов. Во время проверки может быть проведена инвентаризация товаров и расчетов, осмотр помещений и складов, могут быть привлечены эксперты, переводчики и свидетели. По результатам проверки выдается «Акт выездной налоговой проверки». Он должен быть составлен по утвержденной форме (Приказ ФНС России от 08.05.2015 № ММВ-7-2/189@) и подписан уполномоченными должностными лицами.

    Перед выездной налоговой проверкой проводится предпроверочный анализ, основанный на камеральном анализе деклараций. Однако итоги «камералки» могут быть пересмотрены в период ВНП. Налоговики могут доначислить вам налоги, не указанные в декларациях.

    Инспекторы так рьяно углубляются в доначисление, забыв о том, что одни виды налогов могут быть расходами по налогу на прибыль. Налогоплательщики в обжаловании актов инспекторов доходят до Верховного суда. Суд обязал контролеров включить в расходы налоги, доначисленные в ходе ВНП. Они являются прочими расходами по налогу на прибыль. Свое согласие с позицией суда фискалы изложили в письме ФНС России от 07.06.18 № СА-4-7/11051@.

    Мы напоминаем, что для защиты интересов в суде предприниматели могут нанимать адвоката. Расходы на оплату его услуг также можно учесть при налогообложении прибыли. Расходы учитываются вне зависимости от исхода судебного разбирательства. Об этом говорится в письме Минфина России от 10.05.18 № 03-03-07/31147. Главное, чтобы расходы были обоснованными и имели документальное подтверждение.

    Критерии отбора налогоплательщиков
    для выездных налоговых проверок

    Налогообложение при ведении ВЭД Критерии для выездных проверок

    Извлечение из Концепции системы планирования выездных налоговых проверок, утвержденной приказом Федеральной налоговой службы от 30 мая 2007 г. N ММ-3-06/333@:

    3. Структура отбора налогоплательщиковдля проведения выездных налоговых проверок

    Обоснованный выбор объектов для проведения выездных налоговых проверок невозможен без всестороннего анализа всей информации, поступающей в налоговые органы из внутренних и внешних источников.

    К информации из внутренних источников относится информация о налогоплательщиках, полученная налоговыми органами самостоятельно в процессе выполнения ими функций, возложенных на налоговую службу.

    К информации из внешних источников относится информация о налогоплательщиках, полученная налоговыми органами в соответствии с действующим законодательством или на основании соглашений по обмену информацией с контролирующими и правоохранительными органами, органами государственной власти и местного самоуправления, а также иная информация, в том числе общедоступная.

    Проводимый с целью отбора налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок анализ финансово-экономических показателей их деятельности содержит несколько уровней, в том числе:

    анализ сумм исчисленных налоговых платежей и их динамики, который позволяет выявить налогоплательщиков, у которых уменьшаются суммы начислений налоговых платежей;

    анализ сумм уплаченных налоговых платежей и их динамики, проводимый по каждому виду налога (сбора) с целью контроля за полнотой и своевременностью перечисления налоговых платежей;

    анализ показателей налоговой и (или) бухгалтерской отчетности налогоплательщиков, позволяющий определить значительные отклонения показателей финансово-хозяйственной деятельности текущего периода от аналогичных показателей за предыдущие периоды или же отклонения от среднестатистических показателей отчетности аналогичных хозяйствующих субъектов за определенный промежуток времени, а также выявить противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, и (или) несоответствие информации, которой располагает налоговый орган;

    анализ факторов и причин, влияющих на формирование налоговой базы.

    В случае выбора объекта для проведения выездной налоговой проверки налоговый орган определяет целесообразность проведения выездных налоговых проверок контрагентов и (или) аффилированных лиц проверяемого налогоплательщика.

    В соответствии с основными целями и принципами настоящей Концепции выбор объектов для проведения выездных налоговых проверок построен на целенаправленном отборе, тщательном и постоянно проводимом, всестороннем анализе всей имеющейся у налоговых органов информации о каждом объекте независимо от его формы собственности и сумм налоговых обязательств. При осуществлении планирования подлежат анализу все существенные аспекты, как отдельной сделки, так и деятельности налогоплательщика в целом.

    Приоритетными для включения в план выездных налоговых проверок являются те налогоплательщики, в отношении которых у налогового органа имеются сведения об их участии в схемах ухода от налогообложения или схемах минимизации налоговых обязательств и (или) результаты проведенного анализа финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика свидетельствуют о предполагаемых налоговых правонарушениях.


    4. Критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков

    Настоящая Концепция предусматривает проведение налогоплатель­щиком самостоятельной оценки рисков по результатам своей финансово-хозяйственной деятельности по приведенным ниже критериям.

    Общедоступными критериями самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемыми налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок, могут являться:

    1. Налоговая нагрузка у данного налогоплательщика ниже ее среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли (виду экономической деятельности).

    2. Отражение в бухгалтерской или налоговой отчетности убытков на протяжении нескольких налоговых периодов.

    3. Отражение в налоговой отчетности значительных сумм налоговых вычетов за определенный период.

    4. Опережающий темп роста расходов над темпом роста доходов от реализации товаров (работ, услуг).

    5. Выплата среднемесячной заработной платы на одного работника ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в субъекте Российской Федерации.

    6. Неоднократное приближение к предельному значению установленных Налоговым кодексом Российской Федерации величин показателей, предоставляющих право применять налогоплательщикам специальные налоговые режимы.

    7. Отражение индивидуальным предпринимателем суммы расхода, максимально приближенной к сумме его дохода, полученного за календарный год.

    8. Построение финансово-хозяйственной деятельности на основе заключения договоров с контрагентами-перекупщиками или посредниками ("цепочки контрагентов") без наличия разумных экономических или иных причин (деловой цели).

    9. Непредставление налогоплательщиком пояснений на уведомление налогового органа о выявлении несоответствия показателей деятельности.

    10. Неоднократное снятие с учета и постановка на учет в налоговых органах налогоплательщика в связи с изменением места нахождения ("миграция" между налоговыми органами).

    11. Значительное отклонение уровня рентабельности по данным бухгалтерского учета от уровня рентабельности для данной сферы деятельности по данным статистики.

    При оценке вышеуказанных показателей налоговый орган в обязательном порядке анализирует возможность извлечения либо наличие необоснованной налоговой выгоды , в том числе по обстоятельствам, указанным в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 53.

    Систематическое проведение самостоятельной оценки рисков по результатам своей финансово-хозяйственной деятельности позволит налогоплательщику своевременно оценить налоговые риски и уточнить свои налоговые обязательства.