Костёл святого Симеона и святой Елены (Красный костёл) — уникальная белорусская достопримечательность. Здание католического храма, построенное в 1910 году из красного кирпича, сразу стало одним из главных религиозных и туристических объектов в Минске.

Его удивительная архитектура асимметрична, но при этом преисполнена гармонии, которую дополняет пылающий цвет красного кирпича. Здесь проводится ряд культурных мероприятий: концерты, спектакли, экскурсии, праздники, а в другие дни можно посетить религиозные службы. Привлекает также интересная и драматичная история его возникновения.

Костёл святого Симеона и святой Елены на панораме — Google Maps

Расписание служб в Красном костеле

Службы проводятся преимущественно на белорусском языке, а 1 час в день на польском. Действует следующее расписание:

  • будние дни: 7:00—19:00;
  • выходные и праздники: 8:00—21:00;
  • Ризница: 8:00—20:00;
  • Воскресная школа: 10:00—20:00.

Для всех желающих присоединиться к службе на расстоянии ведется видеотрансляция . Часовой пояс в в Минске такой же, как и в Москве, при желании смотреть трансляцию, ориентируйтесь по нему.

Концерты и культурные мероприятия

Эдвард Войнилович с самого начала хотел, чтобы задуманное им строение выполняло не только религиозную функцию, но и эстетическую и просветительскую. В итоге здание Красного костела сейчас считается одним из главных символов Минска, а в самом храме, помимо религиозных, проходят ещё и культурные мероприятия.

Регулярно здесь проводятся концерты органной музыки, выставки и экскурсии, связанные с жизнью купца Войниловича и с религиозной тематикой. Также в большом зале воспроизводит религиозные сюжеты театр «Священный огонь», исполняет песни хор «Голос души».

Панорама внутри Красного костела в Минске — Google Maps

Все католические праздники отмечаются с красотой и размахом. Например, незадолго до Рождества храм обильно украшают, что делает его вид еще более впечатляющим. На видном месте горят свечи: сколько стоит свечей, столько недель осталось до Рождества.

История

История Красного костела зародилась чуть больше века назад — в начале XX в. В Минске на тот момент остался только один храм для христиан, и тот уже не вмещал всех прихожан. Остро встал вопрос о строительстве нового религиозного сооружения, но он долго не мог решиться: постоянные проблемы с вопросом его размещения, финансирования и т. д.

Состоятельный купец Эдвард Войнилович, заметив, что в городе возникла такая проблема, решил, что судьба подала ему знак. Он очень рано потерял своих детей: Елене (Алёне) было 18 лет, а младшему, Симону, только 12. Обоих забрала болезнь. При жизни дочери Эдварда однажды приснилась Дева Мария, окружённая ангелами, и указала на некий несуществующий храм. Девушка поспешила схематично нарисовать его и показать отцу.

И вот, спустя годы, убитый горем отец смотрит на этот эскиз и понимает: всё, что теперь он может — достойно почтить память своих детей и помочь своему народу. Он заражается идеей возвести подобное сооружение и в 1904 г. обращается к властям с предложением взять на себя инициативу по возведению нового костела в Минске.

Эдвард ручался взять на себя руководство строительством и его полное финансирование, а в ответ попросил одного: возможности делать всё это без постороннего вмешательства. Ему дали добро и полную свободу. После длительных поисков купец натыкается на работы польского архитектора Томаша Пояздерского.

Он привозит творца на свою родину и начинает работу над храмом, которая продлилась 6 лет. Здание получило 2 названия: Костёл святого Симеона и святой Елены, в честь покровителей погибших детей Войниловича, и Красный костел, ввиду специфичного цвета храма, выполненного из красного кирпича.

В советские годы и в период Второй мировой войны костёл оставался на удивление цел и невредим, разорен, но не осквернен. В военные годы там было разрешено проводить службы, а в годы коммунистического режима здание было культурным центром — в нём обустраивали то театр, то академию, то музей кино. В 1990 году Красный Костёл получил прежний статус католического храма.

Архитектура

Проект костёла святого Симеона и святой Елены был доверен польскому архитектору Томашу Пояздерскому. Войнилович был очарован одной из его предыдущих работ, и в срочном порядке доставил его в Минск. Из Польши пришлось везти не только архитектора, но и материал для строительства — тот самый красный кирпич.

Костел представляет собой смешение стилей, что характерно для архитектуры рубежа XIX—XX вв. Смесь неоготики и модерна дала на выходе актуальный в те годы неороманский стиль. Здание построено как базилика с тремя башнями и пятью нефами.

Трансепт — часть строения, которая делает его крестообразным — выстроен довольно внушительного размера. Фасады и торцы трансепта украшены круглыми окнами в виде цветов под треугольными фронтонами. Крыши — двускатные и четырехскатные.

Основное внимание притягивает прямоугольная четырехъярусная башня-колокольня 50 метров в высоту, возвышающаяся в юго-восточной части сооружения. По бокам алтарной части — еще две 36-метровые башни. С точки зрения классической композиции, это необычное решение: обычно малые башни украшают собой главный фасад, но не в этом случае.

Ещё одним необычным решением стала центральная апсида в форме полуцилиндра. Изначально на её месте было 3 других апсиды, поменьше, но в советские годы здание видоизменили, подстроили под формат академии киноискусств.

Алтарь, ограждения, двери, белые скульптуры детей выполнил скульптор Зигмунд Отто. Уже в девяностых годах у храма появилась 4,5-метровая скульптура архангела Михаила, побеждающего змея, её автор — Игорь Голубев. Живопись на сводах и стенах и идеи для оконных витражей создавал художник Франциск Бруздович.

В 1909 году на главную башню костела были подняты 3 массивных колокола, каждый со своим именем: Михаил, Эдвард и Симеон. Во время реконструкции храма в 2017 году их спускали на землю, и прохожие смогли увидеть их вблизи.

Как добраться до Красного костела в Минске

Костёл найти нетрудно — он находится на Площади Независимости , крупнейшей площади центра города Минска. Если вам удобнее воспользоваться общественным транспортом, то быстрее всего доберетесь до места на метро — нужно доехать до станции «Площадь Ленина» (Московская линия). До площади ходят и автобусы: вам подойдут маршруты № 100, 69, 1, остановка «Площадь Независимости ».

Маршрут до Красного костела от ж/д вокзала Минска пешком — Google Maps

Владельцы автомобиля могут доехать по координатам: 53.896393 , 27.547624 или по адресу ул. Советская 15. Можно воспользоваться услугами такси: работают международные службы Uber, Kiwitaxi, Яндекс.Такси и местные организации.

Видео: аэросъемка Костела святого Симеона и святой Елены в Минске

Краков, в котором находится 6 тысяч достопримечательностей, на осмотр которых не хватит и целой серии отпусков, считается самым красивым городом Польши, по мнению многих превосходящий Варшаву. Мы предлагаем вам экскурсионный маршрут, во время которого вы сможете увидеть самые удивительные и величественные городские костелы. Наш путь будет частично пролегать по знаменитой Дороге Королей , а начнется он у костела святого Флориана, расположенного за площадью Яна Матейко, где обычно собираются экскурсионные группы.

Если вы спросите иностранных туристов, с чем для них ассоциируется город Краков, то услышите самые разные ответы. Для кого-то Краков немыслим без пещеры Дракона и небольшой фигурки дракончика перед ней, извергающей пламя. Другие путешественники отметят красоту и величие Вавельского замка. Третьи подчеркнут, что Краков - это город садов, театров и музеев. Но сами местные жители просто рассмеются, услышав этот вопрос, потому что даже самый маленький поляк прекрасно знает, что главное богатство Кракова - это многочисленные костелы. Поэтому если вы приезжаете в самый католический город Польши, то первым делом отправляйтесь на изучение местных храмов, тем более, каждый из них имеет свою неповторимую историю.

Костел святого Флориана

В двух шагах от площади Яна Матейко на Варшавской улице расположен костел святого Флориана, который появился тут на месте старинной церкви в XIV столетии. Эта церковь была построена в 1185 году по приказу короля Казимира II Справедливого. По его просьбе во второй половине XII века понтифик Люций II подарил Кракову мощи святого Флориана - римского легионера, который считается покровителем людей, чьи профессии связаны с огнем: кузнецов, пожарных и так далее. Мощи было решено поместить в Краковский кафедральный собор. Встречать повозку со столь ценным грузом вышел весь город. Внезапно она остановилась в предместье Кракова и не двигалась с места до тех пор, пока король при всем честном народе не пообещал воздвигнуть тут костел, освященный именем святого Флориана. Лишь тогда телега поехала дальше. Королю пришлось сдержать свое слово и построить замечательный костел, переданный в последующих веках в барочной манере.

Сразу после окончания второй мировой войны священником при этом костеле служил любимый поляками римский папа Иоанн Павел II, ныне признанный святым. Святой Флориан необычайно почитаем в Кракове. Его именем названы ворота, ведущие в исторический центр города и считающиеся началом Дороги королей, и улица, которая соединяет их с Рыночной площадью. Именно туда лежит наш путь.

Мариацкий костел

Самый известный костел Кракова, увидеть который должен каждый уважающий себя турист, расположен в центре города - на Рыночной площади. Силуэт этой базилики, возведенной после нашествия татаро-монголов на месте разрушенного храма, узнаваем: две башни разной высоты обрамляют центральный вход костела.

Со строительством этих колоколен связана одна городская легенда. Рассказывают, что костел возводили два брата, каждый из которых работал над своей башней. Младшей брат был более аккуратным, поэтому его башня была стройнее и красивее, чем соседняя. Старший брат разозлился и убил младшего, а потом покончил с собой, выбросившись из окна своей башни. Так костел получил маленькую башню младшего брата и высокую - старшего. Кстати, в более высокой башне в Средние века располагался наблюдательный пункт. Стражник, увидев неприятельскую армию под стенами города, должен был играть на трубе, оповещая об опасности жителей Кракова. В XV веке такого смельчака убили, и его мелодия резко оборвалась, но он успел поднять защитников города. В честь отважного стражника ежечасно с башни Мариацкого костела звучит мелодия, исполняемая трубачом в старинных одеждах. Послушать ее собираются десятки туристов. Если трубач помашет рукой зрителям, то их ожидает удача.

Главным сокровищем костела считается позднеготический деревянный алтарь, покрытый тонким слоем золота и словно купающийся в солнечных лучах, проходящих через яркие витражи. Его украшает барельеф, изображающий сцену Успения Богородицы. Над фигурами святых, каждая из которых сделана из целого ствола липового дерева, работал прославленный скульптор Вит Ствош. Алтарь создавался в период с 1477 по 1489 годы.

Костел Святой Троицы (Доминиканский костел)

Закончив осмотр костела, пройдите по улице Гродской до перекрестка с Доминиканской улицей и сверните налево. На пересечении Доминиканской и Столярской улиц расположен еще один интересный костел, который в народе называется доминиканским. Его официальное название - костел Святой Троицы. Пока в Кракове не появился Мариацкий костел, именно этот храм считался кафедральным.

Церковь Святой Троицы была основана задолго до 1222 года, когда в Кракове появились представители Доминиканского ордена. Романский храм им очень приглянулся, и они получили его в дар от епископа Иво Одровонжа. Тут же было развернуто строительство монастыря и реконструкция костела в готической манере. Монастырь доминиканцев - это целый комплекс зданий, расположенных вокруг трех уютных садов. Костел Святой Троицы занимает центральное место среди монастырских построек. Он несколько раз горел, но был восстановлен. Возле центрального алтаря стоит увидеть надгробный памятник гуманиста Филлипо Каллимаха авторства Вита Ствоша. В южном нефе есть несколько небольших часовен, оформленных в стиле позднего Возрождения, которые понравятся всем ценителям прекрасного. Из костела можно пройти во внутренние монастырские галереи, стены которых украшены средневековыми картинами, рассказывающими об истории Доминиканского ордена.

Костел святого Андрея

Вернувшись на улицу Градскую, продолжим прогулку по ней. Почти в самом конце улицы мы увидим строгое, величественное здание церкви из белого камня, на котором видны вкрапления кирпичной кладки. Это костел святого Андрея - один из самых древних храмов города. Он был воздвигнут в конце XI столетия в романском стиле. Вдохновителем строительства костела выступил намесник верховного правителя воевода Окул. В начале XIII века костел перестроили. Вероятно, во время той реконструкции храм был украшен двумя башнями, которые сейчас увенчаны барочными куполами.

По свидетельству летописцев, этот костел — единственный в Кракове — остался целым и невредимым после татаро-монгольского нашествия. В 1316 году он перешел в ведение ордена кларисок. В то время к нему были присоединены хоры, которые сейчас превращены в ризницу. Интерьер костела претерпел некоторые изменения в конце XVII — начале XVIII веков. Над его декором трудился скульптор Бальтазар Фонтана.

Костел святых Петра и Павла

Рядом с костелом святого Андрея расположен еще один храм, перед которым можно увидеть небольшой дворик, обнесенный оградой с фигурами 12 апостолов на постаментах. Это костел святых Петра и Павла. Остроумные поляки шутят, что статуи Давида Хееля просто не поместились в нефе костела, поэтому их пришлось вынести под открытое небо. Храмом в наши дни владеет Ягеллонский университет. Его студенты часто устраивают художественные вернисажи во дворике перед костелом.

Храм святых Петра и Павла был первым строением в стиле римского барокко, возведенным в Кракове. Король Сигизмунд III Ваза построил это строение для иезуитов в конце XVI столетия. Поначалу над проектом церкви работали архитекторы Иезуитского ордена, а затем инициативу перехватил итальянец Джованни Тревано. Небольшая площадь, обнесенная кованой оградой, появилась перед церковью в 1715-1722 годах.

Интерьер костела оформлен строго и лаконично. Оказавшись внутри, обязательно найдите надгробные плиты святого Петра Скарги и епископа Анджея Тжебицкого.

Костел святой Катаржины

Добравшись по Градской улице до Вавельского замка и осмотрев кафедральный собор святых Станислава и Вацлава - местом коронации и последнего успокоения польских королей, который находится на его территории, можно отправиться в район Кракова под названием Казимеж, расположенный за пределами исторического центра города. Для этого нужно пройти по улице Страдомской, которая, пересекая проспект Йозефа Детла, уже именуется Краковской. Небольшой переулок святой Катаржины приведет нас к одноименному готическому костелу, который был возведен монахами Ордена августинов в XIV веке.

Согласно местным легендам, костел был построен на средства короля Казимира III Великого, который таким образом хотел искупить смертный грех - убийство ксендза, принесшего нерадостную весть. Говорят, король своими беспорядочными любовными связями заслужил неудовольствие местного епископа Бодзанта. Святой отец с кафедры осудил поведение польского правителя, а ксендз тут же поспешил доложить об этом королю. Казимир рассвирепел и приказал умертвить смелого ксендза путем утопления. Прах незадачливого гонца сейчас покоится в костеле святой Катаржины.

В XV столетии к костелу был пристроен притвор и часовня святого Иоанна Крестителя. Главный алтарь, датированный 1634 годом, украшен ценнейшим полотном Анджея Венеста на тему обручения святой Катаржины -покровительницы костела.
Орган, установленный в этом храме, приходят послушать десятки ценителей церковной музыки. Службы обычно проходят утром и вечером.

Костел Тела Господня

Чтобы посетить еще один городской храм, названный в честь Тела Господня, следует вернуться на Краковскую улицу и дойти до площади Вольницы. Именно там расположен огромный кирпичный храм с фронтоном, украшенным зубцами, характерными для готики, и высокой башней.

Костел заложен все тем же королем Казимиром III Великим. Храм поражает пышностью и великолепием интерьера. Его алтарь декорирован фресками Томассо Долабелла и Лукаша Поребского. Деревянные скамьи, предназначенные для верующих, покрыты тонкой резьбой. В костеле также сохраняются реликвии Станислава Казимирчика. Если вы повернете к реке, то сможете увидеть еще один костел, который местные жители называют храмом на Скалке.

Краков - это город, который искренне рад новым друзьям и с удовольствием демонстрирует им свои богатства. Открывайте Краков, не торопясь, исследуйте его отдаленные уголки, ищите с картой в руках другие храмы, которых тут великое множество, заходите в них, знакомьтесь со священниками и прихожанами, которые могут поведать вам немало занимательных историй, связанных с основанием костелов. Лишь так вы сможете прочувствовать дух Кракова, понять его прошлое и настоящее.

Вход: бесплатный

Адрес: ул. Советская, 15, Минск, Беларусь

Как добраться:

  • Станция метро «Площадь Ленина»;
  • Автобусы №100, 69, 1 (остановка «Площадь Ленина»).

Расписание месс

  • Св. Месса в воскресенье - 08:00 (польск.), 09:00 и 10:00 (литовск.), 11:00 и 13:00 (польск.), 15:00 (для детей), 16:00 (латинск.), 17:00, 19:00, 21:00;
  • Св. Месса в будни - 07:00 и 09:00 (польск.), 12:00, 15:00, 17:00, 19:00.

Дополнительную информацию можно найти на официальном сайте .

Костёл святых Симона и Елены, который находится в центре Минска, был возведен на средства выдающегося белорусского деятеля, Эдварда Адама Войниловича. При этом он и его жена поставили условие: здание костела должно быть построено по проекту, который они сами и утвердят.

Как строился уникальный храм

Строительство костела началось в сентябре 1906 года, все внутренние работы выполнял польский мастер Зигмунд Отто. Освящение прошло в ноябре 1910 года, тогда же и начались проводиться первые службы. В 1909 году были проведены дополнительные работы, в процессе которых башни храма украсили три колокола: «Эдвард», получивший свое название в честь Войниловича, «Симон», в честь его сына, и «Михаил», в память о покровителе Минского архиепископства.

Название свое костел получил в честь святых Симеона и Елены, в память об их детях, рано ушедших из жизни – Сымоне, которому было 12 лет, и 19-летней Алене, один день не дожившей до своего дня рождения.

Период забвения и возрождения

После прихода большевиков к власти достопримечательность Минска разграбили, но здесь по-прежнему проводили богослужения. В 1932 году здание снова было оборудовано для работы Государственного польского театра, но после репрессий против этнических поляков 1937-1938 годов здание стало принадлежать киностудии «Советская Белоруссия». Спустя несколько десятилетий, в 1975 году, здание костела было переоборудовано под Дом кино. Здесь в самой высокой башне находился Музей кинематографии, его главное помещение вмещало 2 зала на 250 мест каждый.

Лишь только в 1990 году здание достопримечательности Беларуси приняло первоначальный облик и вернулось к церкви. Здесь, перед зданием костела, в 1996 году, установили скульптуру Святого Михаила, который копьем своим пронзает крылатого змея. Это символ победы небес над силами тьмы. Автором композиции являлся мастер Голубев, ее общая высота – 4, 5 метра.

Через несколько лет, в 2000 году, тут появился еще один памятник – «Колокол Нагасаки», который напоминает всем о жертвах ядерных катастроф, когда-либо случившихся в мире. В 2006 году в помещении костела были перезахоронены останки основателя храма, Эдварда Войниловича.

Сегодня Костел святых Симона и Елены включен во все экскурсионные маршруты по Беларуси, является одним из величайших памятников архитектуры 20 века и одной из визитных карточек города, памятных мест, куда обязательно должна ступить нога каждого туриста.

Достойные Храмы Минска расположены по всем районам города. Собрали для вас интересные факты, историю и фотографии в нашем материале. А про все достопримечательности столицы смотрите вот .

Костел Святого Симеона и Святой Елены

Отыскать костел святого Симеона и Святой Елены не сложно, он расположен около Дома Правительства. В одних источниках, стиль храма определяется как неороманский , в других – неоготический , с элементами модерна.

Начало строительства датируется 1905 годом. Спроектировал “Красный костёл” Томаш Пайдзерский , а само строительство проходило под руководством известного Эдуарда Войниловича , которому храм и обязан своим официальным именем.

Войнилович подарил храму имена своих детей, утрата которых стала для него слишком болезненным ударом. Живопись и витражи в костеле дело рук живописца Франциско Бруздовича . Храм украшен скульптурами Зигмунда Отто. В храме также расположены три колокола. При установке, каждому из них было присвоено определенное имя – Симон и Михаил.

Костёл Святого Роха: тайны Золотой Горки

В самом центре Минска за Дворцом искусств укромно затаился, пожалуй, самый древний костёл города – костёл Святого Роха . В романе Владимира Короткевича «Каласы пад сярпом тваім» Кастусь Калиновский говорит, что облюбовал Золотую горку и часовню старого Роха. Какие же секреты хранит это место?

Существует несколько версий происхождения названия Золотая Горка . Согласно самой поэтической из них, место получило название от золотых осенних листьев кленовой рощи, которая раскинулась на возвышенности. Вторая версия свидетельствует, что купцы и разбойники с большой дороги частенько закапывали тут свои запасы.

Еще одна версия говорит о том, что один из католических священников объявил сбор средств для возведения костёла и расстелил на возвышенности свой плащ, на который прихожане начали складывать принесенные пожертвования – монеты и драгоценности.

Так около 1790 г. на Золотой во всех смыслах Горке появилась деревянная часовня.

Начиная с XVIII века на территории Золотой Горки образовалось кладбище, на котором хоронили людей, преимущественно умерших от эпидемий.

Однако Вторая мировая война и современная застройка оставили от старого золотогорского кладбища только несколько могил, которые и по сей день можно найти на территории костёла.

В послевоенные годы, когда часть кладбища сносили, на этом месте находили очень богатые могилы. Говорят, в том числе было найдено тело молодой девушки, завернутое в собственное платье. Она была похоронена заживо.

Святой Рох издавна считался защитником от эпидемий чумы и холеры. Согласно городским легендам, когда Минск страдал от тяжелой эпидемии, одному из горожан приснился вещий сон. Якобы город могут спастись, если найти статую Святого Роха, потерянную под обломками одного из костелов. После длительных поисков статуя была извлечена на свет, и эпидемия отступила. Было решено установить чудотворную статую в деревянной часовне на Золотой Горке. Во время Второй мировой войны статуя бесследно исчезла.

Костел Святого Роха был основан в Минске еще в XIV в. князем Ягайлой. Изначально здание находилось в районе современного оперного театра и было деревянным. Но после страшного пожара в 1809 г. костёл не выстоял, и было принято решение перенести парафию в золотогорскую часовню. В 1861 г. на Золотой Горке был возведен каменный костёл.

Размеры храма достаточно скромные, но под ним таятся подземелья с многочисленными захоронениями в нишах. Некоторые историки предполагают, что в низовой части подземелий могут быть погребены и останки основателей костела.

В анналах городских хроник можно встретить упоминания о необычной иконе, находившейся в костеле Святого Роха. Будто бы один богач, совершая конную прогулку, наехал на мольберт художника и так рассердился, что ударил живописца хлыстом по лицу. Некоторое время спустя толстосум решил отреставрировать старый костел на Золотой Горке и нанял художника для того, чтобы написать величественную икону. Иконописцем оказался тот самый человек со шрамом на лице. Не отказавшись от работы, художник попросил Всевышнего наказать своего обидчика.

Икона получилась настолько одухотворенной, что богач, не удержавшись, забрал её и повесил в собственной спальне. В ту же ночь в городе разразилась страшная гроза, и богач вдруг ощутил, как с иконы на него падают обжигающие слезы. Несчастный бросился бежать, но образ неотступно следовал за ним. В итоге магнат бросился с обрыва в реку и утонул, а икону обнаружили утром в стенах костела. Поговаривают, что призрак богача до сих пор бродит по округе Золотой Горки.

Во дворике костела можно наблюдать группу скульптур, в том числе и «Обнаженного мальчика» , что нетипично для католического прихода. На самом деле, во времена СССР в здании костела располагался зал камерной музыки, и скульптуры сохранились в напоминание об этом периоде городской истории.

Сегодня сложно отличить правду об истории костёла Святого Роха и золотогорской возвышенности от домыслов. Ясно одно: тайны этого уголка в сердце Минска еще долгое время будет будоражить пытливые умы.

Здание костела не единожды горело в Минских пожарах, но его регулярно восстанавливали. Возведя в очередной раз святыню, жители города нарекли ее Троицкий костел, но простоял он до 1809 г. и сгорел в страшном пожаре вместе с половиной города.

И только в 1991 г. про костел святого Роха на Золотой горке вновь заговорили, как о культовом сооружении и в свободное время от концертов стали проводить богослужения. С 2006 г. концертный зал закрыли и вернули сооружение римско-католическому приходу.

Отныне паломники со всех стран, туристы и жители Минска приходят в костел к святому Роху – самоотверженному монаху, жившему во Франции в XIII веке и ухаживавшему за больными – поклониться и попросить за здоровье и скорое выздоровление родных людей.

Церковь Марии Магдалины

Церковь Марии Магдалины построена в 1847 году, в русско-византийском стиле, на месте своей деревянной предшественницы, которая была полностью уничтожена в пожаре 1835 года. Новую церковь строили на деньги прихожан и добровольных взносов. Церковь постоянно развивалась и расширялась новыми строениями, а на заре 19 века была достроена Сторожевская брама .

Во время октябрьской революции храм Святой Марии Магдалины неоднократно подвергался расхищением и вандализму, несколько раз закрывался.

В период великой отечественной войны храм действовал, но в 1949 году было принято решении о закрытии церкви. Позже ее частично реконструировали, а на территории был устроен архив.

Собор святых апостолов Петра и Павла

Древней православной достопримечательностью Беларуси является Собор святых Петра и Павла в Минске , построенный в 1612 году благодаря денежным пожертвованиям 52 горожан, на земле, подаренной княжной Друцкой-Горской «на вечные времена».

Стоит собор на Немиге рядом с и в 300 метрах от другого религиозного строения - . Храм, выстроенный в стиле барокко, открыт ежедневно с 7, а по церковным праздникам и воскресениям богослужение начинается с 6 утра. При храме есть воскресная школа. В 1992 году открыли библиотеку и хоры, а с 1997 года в Соборе размещается редакция газеты «Церковное слово».

Правда, история этого храма не всегда была светлой и радужной. В давние времена его существование и судьба служителей собора была неоднозначной, а порой весьма трагичной. Католическая шляхта, препятствующая распространению православной веры, несколько раз приказывала свернуть возведение храма с мужским монастырём при нём. А в 1617, когда при соборе появилась школа для детей христиан, то униатские священники просто устроили избиение учеников. Вплоть до 1787 года фанатичные униаты и польские шляхтичи несколько раз громили монастырь и собор. Из-за этого храм пришёл в упадок. Только в 1795 году, уже при управлении Екатерины II, на восстановление собора ею было передано 7000 серебром, а 1797 году Павел Первый лично присутствовал на богослужении в обновлённом храме, названном Екатерининским.

Недолго собор переживал хорошие времена, так как уже в 1812, во время оккупации французами, его превратили в лазарет Наполеоновской армии. Все убранство было расхищено и испорчено. После изгнания французов собор восстановили, а к 1875 году храм перестроили, расписали стены, воздвигли купол и переосвятили в честь Николая Чудотворца. Это был период истории, когда все соборы Беларуси переживали свои лучшие времена.

При становлении Советской власти храмы и церкви Минска подверглись гонению. В 1933 году Петропавловский собор закрыли, внутреннее убранство вынесли, а в помещении устроили склад сельди. Церковный двор был заставлен бочками из-под рыбы.

Во время Отечественной войны, когда Минск захватили немецкие войска, жители самовольно расчистили храм от склада и возобновили богослужения. За это в 1944 году советские власти арестовали и осудили настоятеля и служащих, а в здании храма устроили в архив. И это стало последним осквернением Собора за его многовековую историю.

Начиная с 1972 года, здание Собора только восстанавливали и реконструировали, и сегодня он имеет предположительно свой первоначальный облик. В течение последних 40 лет Петропавловский собор пополнился известными иконами, была полностью восстановлена архитектура: воссоздана северная башня, снесённая зарядом ещё во время ВОВ , а фасад освободили от пристроек, сделанных в разные времена. У алтаря установили кованный позолоченный крест и подняли 8 колоколов. Теперь колокольный перезвон призывает людей к богослужению в 400-летний Собор святых апостолов Петра и Павла в Минске, как в стародавние времена.

Архикафедральный костел Пресвятой Девы Марии

Архикафедральный костел (1700 – 1721) обязан своим возведением иезуитам, которые начали деятельность в Минске в XVII веке. Их активная работа вылилась сперва в строительство иезуитской школы, которая помогала просвещению и грамотности детей города, а затем и самого храма. И внешнее и внутреннее оформление костела пресвятой Девы Марии в стиле барокко вызывало восхищение.

Фрески, красивые росписи, орнаментальная живопись, деревянные фигуры 12 апостолов – всё это делало костёл величественным и вызывало трепет прихожан. В 1773 году костёл переформировали в приходской из-за упразднения ордена иезуитов.


cтарое фото: костел пресвятой девы марии

Когда Минск находился в Российской империи, костёл стал носить статус собора. Вторая мировая война стала причиной сильного разрушения этого памятника архитектуры города Минска. Его даже перестроили для спортивного общества “Спартак”. Древние фрески, росписи просто закрасили краской. Здание костёла стало местом, где тренировались спортивные секции. В послесоветское время храм вернули верующими, реконструировали и освятили в 1997 году.


Храм Всех Святых

В 1991 г. на Всехсвятской улице был заложен первый камень будущего храма Всех Святых , но активное строительство началось лишь в 2006 году. 2 июля 2010 г. церкви и храмы Минска пополнились новым, красивейшим и современным культовым сооружением, одним из самых высоких на территории СНГ.

Всехсвятская церковь построена в форме шатра, увенчанного пятью золотыми куполами с крестами, высотой в 74 метра. Это не только один из самых высоких храмов, но и самый вместительный - во время богослужения может принять до 1200 человек.

Храм Всех Святых в Минске стал храмом-памятником 10 млн белорусам погибшим в войнах, революциях и насильственных переселениях.

Церковь поражает своим великолепием и богатством убранства. Храм украшают иконостасы уникальные и неповторимые. Это работы палехских мастеров. Все деревянные панели, церковная утварь и убранство выполнено вручную и являются произведениями современного искусства.

Церковь Александра Невского

Единственный православный храм, полностью сохранивший свой первоначальный внешний вид находится на улице Козлова 11, на территории Военного кладбища. Уникальная церковь Александра Невского была освящена в 1898 году.

Храм спроектирован белорусским архитектором Струевым Виктором в 1896 году в стиле барокко XVIІ -XVIII веков. На возведение было определено более 11 тысяч рублей войсками местного военного подразделения, родными погибших воинов.

Внутри церкви размещены имена 118 погибших бойцов 30-й артиллерийской бригады и 119-го Коломенского полка на мемориальных досках. Погибли воины-белорусы во время захвата болгарской Плевны . Церковь строилась в 1877–1878 годы в почтение победы России над Турецкой Республикой.

Удивительным есть тот момент, что во время Великой Отечественной войны внутрь храма попало взрывное оружие и, к счастью, не взорвалось. Бомба проникла в помещение через купол и упала возле иконы Николая Угодника. В наше время в минской церкви Александра Невского проходят богослужения, упоминаются все имена погибших воинов во время российско-турецкой войны.

Церковь Святого Духа

Одним из выразительных культовых строений центральной части столицы стала церковь Святого Духа, построенная в стиле виленского барокко в 1633 году.

Изначально это был костел, входящий в комплекс женского монастыря бернардинок . После того как все монахини его покинули, в 1860 году костел осветили в память Мефодия и Кирилла и он стал православной церковью. Во времена Советской России церковь Сошествия Святого Духа, как и костел Пресвятой Девы Марии и Петропавловский собор, была отобрана у христиан. В ней разместили пожарную команду со спортивным залом, а затем и вовсе устроили архив.

Во время ВОВ в храме возобновилась служба, а когда гонения веры прекратились, церковь Святого Духа не только восстановила богослужение в полном объеме, но и в 1961 году стала главным храмом Беларуси .

В 2009 году началась реконструкция храма и восстановление его в первоначальный вид. За основу взяли набросок неизвестного художника изобразившего храм в 1800 году.

Сегодня церковь встречает верующих во всем своем великолепии, полностью восстановленная и реставрированная. Залы освещают люстры и бра XVII века, воссозданы витражи витражные двери. При соборе открыта воскресная школа и размещен концертный зал детской филармонии «Верхний город». Посетить церковь Сошествия Святого Духа в Минске вы можете ежедневно с 9, а по праздничным дням богослужение начинается в 7 утра.

Собор Сошествия Святого Духа

Наиболее яркие достопримечательности Минска относятся к православным сооружениям прошлых столетий, например таким можно считать Кафедральный собор Сошествия Святого духа Минска, в народе – Свято-Духов .

Построенный первоначально как бернардинский католический монастырь, впоследствии перестроен в православную церковь. Однако ныне, уже в период независимости Беларуси , это чудесное сооружение, возведенное в стиле, именуемом сарматское барокко, – важная достопримечательность столицы Беларуси .

Собор очень ценится паломниками из-за чудотворной иконы Божьей Матери и мощей св. С. Слуцкой . Для не слишком религиозных туристов будет приятным времяпровождением изучение архитектуры церкви и ее внутреннего убранства.

Приятным дополнением к композиции собора становится площадь перед входом, позволяющая оценить всю величественность этого красивого творения профессиональных зодчих прошлых лет.

Костел Святого Иосифа

Монастырь Бернардинцев, построенный в 1630 г. был деревянным и, к сожалению, мы никогда не узнаем, как выглядело первоначальное строение. В последующие годы костел во многом повторил судьбу церкви Святого Духа, расположенной в 50 метрах от него: он трижды горел, но всякий раз перестраивался.

После последнего пожара в 1835 г. монастырь Бернардинцев приобрел черты барокко. А в 1864 г. здание костела забрали у церкви и монастырь упразднили. Но, в отличие от других культовых сооружений, посещаемых туристами, богослужения в костеле так и не возобновились.

Тем не менее монастырь Бернардинцев ремонтировали и восстанавливали, стараясь сохранить его. Сегодня в здании находятся архивы, а в монашеских кельях еще совсем недавно были прокуратура и военная комендатура.

Несмотря на земное использование здания духовного предназначения, Костел Святого Иосифа в Минске не утратил своих отличительных черт трехнефной без башенной базилики с выделенными высокими пилястрами. Выделенные ниши по обе стороны утратили установленные ранее в них скульптуры, но вход в костел с трех лепестковым окном над ним, сохранились в былом виде.


Приход храма иконы Божией Матери “Всецарица”

Приход храма иконы Всецарица приглашает всех верующих увидеть и дотронуться к чудодейственной иконе Божией матери, что c греческого переводится как “Пантанасса “.

На ней изображена Пречистая Дева с сыном на руках, восседающая на троне. В левой руке у Матери находится свиток, а правой рукой она указывает всем на своего Сына, спасителя всего человечества.

Сзади – два ангела, осеняющие крыльями Пречистую. Икона не большая, но очень древняя: написана была в XVII веке, а своё благословение получила на горе Афон.

Из века в век передаётся сказ, что однажды к иконе подошёл молодой парень, и что-то невнятно бормотал про себя. И тут лик Богоматери озарился дивным светом, и непонятная сила отбросила юношу в угол. Когда он поднялся, то тут же в отчаянье и страхе подбежал к другим иконам, признаваясь перед ликом святых в греховном бытие и колдовстве.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .


"Красный костел " был построен в стиле новороманском, где были воедино соединены мотивы готической и романской архитектуры. Благодаря использованному в строительстве красного "модернового" кирпича, из которого сложен костел, местное население называет его "красным костёлом".

Этот костел, прежде всего, памятник Симеону и Елене. Симеон и Елена - это дети Олимпии Узловской и Эдварда Войниловича.

Как добраться до красного костела:

"Красный костел" находится рядом с площадью Независимости(раньше пл.Ленина), около одноименной .

Род Войниловичей является одним из самых древнейших среди шляхетских родов Беларуси. Отец двоих детей, Эдвард Войнилович являлся известной и видной политической фигурой, был крупнейшим помещиком Случчины, а также был последним потомком знаменитого рода, чье наследство и богатство он в итоге унаследовал.

Однако, судьба преподнесла Эдварду и Олимпии Войниловичам ужасный удар: в двенадцать лет (по иным сведениям, в два года) умер их единственный сын Сымон. Ситуация еще усугублялась тем, что не осталось наследника рода. "Я стал звеном, вырванным из цепи", - так писал Войнилович Эдвард.

Единственным оставшимся для родителей утешением стала дочь Елена. "Бог сохранил нам дочь, разум и прекрасный характер которой -очевидный знак Божьего милосердия над моей головой; они не позволили мне впа¬дать в апатию и сомнение". Елена была набожной, умной девушкой, которая любила живопись. Продавая свои рисунки она кормила бездомных, покупая на вырученные деньги хлеб.

Но в 1903 году семью Войниловичей снова постигла беда - не дожив всего один день до своего девятнадцатилетия, ушла из жизни и их любимая дочь Елена! Страшное горе заставило Эдварда Войниловича написать следующие строки: "С некогда могучего древа моего рода опадал листок за листком, и я остался только как одна веточка, осужденный на умирание, как опаленное громом дерево, которое уже никакая весна не оживит".

Хранить свое богатство стало не для кого, тогда Эдвард и Олимпия Войниловичи пожертвовали все что у них было на возведение храма, причем с условием, что построен он будет по представленному ими проекту.

Легенда гласит, что дочь Елена, уже будучи тяжело больной, чувствуя приближение своей кончины однажды во сне увидела ангела, который показал ей храм невиданной красоты. Проснувшись утром, Елена по памяти нарисовала тот храм и попросила родителей после своей смерти в память о ней построить костел по её рисунку.

Поэтому, если верить этой легенде, то эскиз костела был передан свыше. Но, если верить документам, то проект костела был разработан в мастерской известного тогда архитектора Владислава Маркони. Однако, настоящим автором проекта является никто иной, как польский архитектор Томаш Пояздерский. Пояздерский, как гражданин другой страны, не имел права на какую-либо деятельность на территории Российской империи, как и на строительство любых сооружений, в том числе, костелов. Как раз поэтому его имя нигде не фигурировало в официальных источниках. Завершил строительство костела архитектор Гай, а интерьеры были оформлены художником Бруздовичем и скульптором Оттом.

Строительство храма было начато в мае 1905 года, 25го сентября 1906го краеугольный камень был освящен, а в 1909 году на костёльные башни были подняты три колокола "Михаил", "Эдвард" и "Симеон". В ноября 1910 года храм был окончательно построен и торжественно освящен.

Кардиналом Белоруссии, Казимиром Свентком 27го сентября 1996 года была освящена установленная перед костелом известная скульптура святого Михаила Архангела .

Архангел Михаил с древних времён считался святым покровителем Белоруссии. Появление его скульптуры на главной площади страны является еще одним свидетельством, что, как любил говорить В. Короткевич, - "на Беларусi Бог жыве". А также надежда, что силы света всегда будут одерживать победу над силами тьмы.

"Костёл святых Симеона и Елены в Минске". Автор текста - Иван Гаврилов.

С уважением,
компания