Приступая к исправлению недостатков звукопроизношения, необходимо прежде всего выяснить, какие звуки малыш произносит неверно, установить, каков характер их нарушения: ребенок произносит звук неправильно или звук отсутствует, но при этом заменяется другим, или он может произнести звук в изолированном виде, но в речи им пользуется не всегда. От характера нарушения звука нередко зависит и выбор упражнения для его исправления.

Естественно, что взрослые привыкают к речи своего ребенка и поэтому могут не замечать недостатков произнесения некоторых звуков, особенно таких, которые на слух мало чем отличаются от правильно произносимых. Например, трудно заметить такой дефект, как искаженное (горловое) произнесение звука [р]. Подметить недостаток такого рода можно, если сопоставить свою артикуляцию, то есть собственное произношение звука, с произношением ребенка.

При проверке обращайте внимание прежде всего на правильность произнесения таких звуков, как [ш], [ж], [ч’], [щ’] (группа шипящих); [с], [с’], [з], [з’], [ц] (группа свистящих); [р]> [р’]> [л], [л’]. Эти звуки являются наиболее трудными для воспроизведения, и ребенок начинает правильно произносить их, как правило, позже всех остальных. Нарушения других звуков у детей шестого и седьмого года жизни встречаются в исключительных случаях.

Нередко дети не произносят только один какой-нибудь звук (например, [р]) или же целую группу звуков (например, шипящих: [ш], [ж], [ч’], [щ’]), иногда только звуки [р] и [ч’].

Обычно нарушение в произношении твердых согласных (например, звука [р]) сопровождается неправильным произнесением его мягкого варианта ([р’]); нарушение произношения внутри одной фонетической группы (например, звука [ш] из группы шипящих) часто сопровождается неправильным произнесением других звуков данной группы — [ж], [ч’], [щ’]. Поэтому при проверке звука [ш] или звука [с] обязательно обратите внимание на то, как ребенок произносит другие звуки этой группы.

Чтобы выявить, какие звуки ребенок произносит неправильно, послушайте, как он читает стихотворение, пересказывает сказку или рассказ. Для проверки звукопроизношения лучше всего использовать специальные рассказы, в которых проверяемые звуки встречаются наиболее часто. Приводимые в нашей книге материалы помогут вам в этом. Звуки, которые ребенок произносит неверно, отметьте в специальной тетради.

Затем правильность произнесения звуков проверяется в словах: ребенок называет предметы, изображенные на картинках. Подберите картинки так, чтобы при назывании предметов, изображенных на них, проверяемые звуки находились в разных позициях (в начале, середине и в конце слова). Проверяемый согласный звук должен быть представлен как в твердом, так и в мягком варианте, а также в сочетании с другими согласными. Для проверки правильности произнесения звуков [р], [р’]; [л], [л’]; [ш], [ж], [ч’], [щ"]; [с], [с’], [з], [з’], [ц] предлагаем подобрать примерно такой набор картинок: рак, пирамида, топор, редиска, огурец, дверь, кровать, ведро, виноград; лопата, палатка, дятел, лимон, коляска, ель, платье, белка, клетка; шары, машина, карандаш, шляпа, лягушка, кувшин, жуки, жираф, ножик, часы, черепаха, мяч, птички, бабочка, пчела, щенки, клещи, лещ; собака, бусы, автобус, сено, велосипед, гусь, слон, носки, свинья, забор, ваза, козленок, зебра, газета, обезьяна, цветок, мыльница, заяц.

Обратите внимание, во всех ли словах ребенок неправильно произносит тот или иной звук; каков характер нарушения звука: заменяет звук другим, опускает его или искажает (при искажении звук есть, но ребенок произносит его недостаточно отчетливо и чисто).

И наконец, проверьте, как ребенок произносит звук изолированно. Для этого предложите ему повторить за вами тот звук, который он не произносит в речи или в словах.

Такая проверка необходима для того, чтобы при исправлении неправильно произносимых звуков выбрать такие формы работы, которые помогли бы в кратчайший срок избавить ребенка от дефектов звукопроизношения. Так, если он опускает звук [р] (произносит слово корова как коова), то сначала надо вызвать (получить) недостающий звук, а потом закрепить его в слогах, словах и ввести в речь.

При неустойчивом же произнесении звука (в одних словах звук произносится правильно, а в других—нет) или когда ребенок правильно произносит звук в изолированном виде работа по его постановке отпадает. В этих случаях надо только уточнить правильность произнесения звука, а затем закрепить его в словах и фразах.

При замене же одного звука другим кроме занятий, направленных на постановку звука (получение изолированного звука), закрепление и введение его в речь, необходимо одновременно проводить работу по различению вновь полученного звука и звука, которым ребенок его заменял, то есть отдифференцировать его не только в произношении, но и на слух. Например, при замене звука [ш] звуком [с] (коска вместо кошка) надо дать ряд упражнений, направленных на то, чтобы научить ребенка различать эти звуки.

При искаженном произнесении звука надо выработать такое положение органов артикуляционного аппарата, при котором достигается правильное его произнесение, которое затем закрепляется в слогах, словах и вводится в речь.

Работа по исправлению недостатков произнесения звуков включает три основных этапа: подготовительные упражнения; постановка (вызов) звука; закрепление звука в слогах, словах и введение его в речь.

Подготовительные упражнения. Прежде чем приступить к таким упражнениям, необходимо выяснить, может ли ребенок произнести тот или иной звук по подражанию. Для этого предложите ему воспроизвести рокот мотора при неправильном произнесении звука [р], шум листьев деревьев или шипение змеи при неправильном произнесении звука [ш], жужжание жука при неправильном произнесении звука [ж] и т.д.

Подготовительные упражнения направлены на развитие у ребенка правильного восприятия звука на слух (умение отличать правильно произносимый звук от неправильного), на укрепление и улучшение движений мышц артикуляционного аппарата (воспроизведение правильных движений языка, губ, нижней челюсти), на выработку сильной воздушной струи (например, при произнесении звука [р] нужно уметь сильно выдувать воздух на кончик языка, чтобы привести его в колебательное состояние).

Чем лучше будет проведена подготовительная работа, тем быстрее ребенок научится правильно произносить звуки. Трудно сказать, сколько понадобится времени для подготовительных упражнений. В одних случаях—три занятия, в других—несколько недель. Это зависит от степени нарушения подвижности мышц артикуляционного аппарата, от состояния речевого слуха, а также от индивидуальных особенностей ребенка.

Постановка (вызов) звука. Чтобы вызвать у ребенка правильный звук, необходимо тщательно изучить положение органов речи при нормальном произнесении звука и способы его вызывания. Для этого сядьте за стол, поставьте перед собой зеркало и, произнося наиболее трудные звуки (шипящие, свистящие, сонорные), внимательно посмотрите, какое положение принимают ваши губы, зубы, язык. Запомните это положение. Это важно для исправления дефекта, для постановки звука. Затем посадите перед зеркалом ребенка и попросите его произнести тот или иной звук. Присмотритесь, какое положение принимают его органы речи, сравните с положением и движением органов речи у себя.

Теперь основная задача заключается в том, чтобы добиться правильного изолированного произнесения звука. Если удается вызвать звук по подражанию, то, минуя подготовительный этап, можно сразу приступить к закреплению звука в словах и речи.

Закрепление звука и введение его в речь. При закреплении звука необходимо соблюдать определенную последовательность. Сначала звук закрепляется в слогах, затем в словах и лишь потом во фразах. Для закрепления звуков в словах используйте картинки, в названиях которых имеются отрабатываемые звуки. Вновь вызванный звук следует закреплять сначала в таких словах, в которых он находится в начале, затем в конце, потом в середине.

Ребенок закрепляет звук в речи, повторяя за взрослым чистоговорки, скороговорки и заучивая пословицы, поговорки, загадки, небольшие стихи, насыщенные нужными звуками. Для введения звука в речь используются пересказы сказок, составление рассказов по картинкам.

В задачу закрепления звука входит и работа по различению вновь вызванного звука и звука, близкого по артикуляции или по звучанию, например, [ш] и [с], [ж] и [з], [р] и [л] и др.

Исправление неправильно произносимых звуков — это трудная задача, которая требует усилий и большого напряжения со стороны как ребенка, так и взрослого. Приступая к работе, объясните ребенку цель занятий. Время, необходимое для исправления звука, зависит от характера его нарушения, от подготовленности артикуляционного аппарата и колеблется в пределах от 2—3 недель до 4 месяцев.

Родители должны учитывать, что ребенок не всегда способен сразу выполнить то или иное задание, придать своему языку, губам нужное положение. Поэтому нельзя требовать от него с первого раза выполнить то или иное упражнение или тем более сразу произнести правильно звук. Работу по исправлению дефекта вам надо организовать так, чтобы малыш сам стремился как можно быстрее избавиться от своего недостатка. Любой, даже незначительный успех, достигнутый ребенком, следует поощрять.

Вот, например, как проходили занятия по исправлению звука [р] в семье Асмоловых:

«...Занимались мы с сыном дома каждый день. Терпеливо, упорно, упрямо. Он поражал меня своей настойчивостью, организованностью во время-занятий. А я всячески старалась его заинтересовать и поощрить. Работа превращалась в игру, игра становилась совместным нашим творчеством. И что же? Четкий звук [р] появился через месяц, а еще через две недели логопед сказал, что больше в его помощи мы не нуждаемся.

Как же мы работали? Мы садились перед зеркалом — и игра начиналась. Сначала —разминка. Мы пыхтели, дудели, рычали, по-разному вытягивали губы, дули, заставляя плясать в воздухе кусочек ваты или бумажку и придавая языку разнообразную форму с помощью ложки, палочки, а то и просто пальца, пока язык не научился подчиняться нашей воле без всяких приспособлений. Потом язык превращался в забияку, путешественника, который был очень любопытным и норовил до всего дотянуться — то до подбородка, то до кончика носа, то пускался исследовать щеки. Почти каждое упражнение имело у нас свое потешное название.

Затем мы произносили отдельные слоги —вместе и по очереди—и следили за тем, что при этом происходит с нашими лицами, губами, языками. Роли наши часто менялись. Теперь у меня не все получалось хорошо, и сын „учил“ меня, показывая, как это надо делать.

Мы решили каждый день выставлять отметки. Отметки мы ставили за каждый элемент отдельно. Скажем, при разминке—за каждое упражнение, названия которых выписывались в дневник; при чтении сочетаний букв и слов—за каждую группу сочетаний или за каждый столбик слов. В конце занятия мы анализировали свои успехи, сравнивали отметки со вчерашними и выставляли оценки за поведение и прилежание.

День ото дня задания становились сложнее. Надо было читать слова и предложения, маленькие рассказики из книги Л. П. Успенской и М. Б. Успенского „Учись говорить правильно", пересказывать прочитанное и сочинять рассказы по картинкам. Стали сами выискивать слова для тренировки. И зазвучали в наших упражнениях названия любимых животных, имена любимых героев сказок, названия интересующих сына профессий.

Подбирая слова сам, Костя мог потом повторять их без конца и на них „зарабатывал" большинство своих звездочек. А уж дело было подвести его к тому, чтобы подбираемые слова включали в себя все необходимые для тренировки сочетания букв.

Рассказики, которые сын сочинял по картинкам, он любил диктовать мне. Следил за тем, как я их записываю, а потом с большим удовольствием многократно произносил их вслух,

очень стараясь выговаривать все слова четко и верно. Задача перед ним стояла всегда одна: использовать как можно больше слов со звуком [р].

Мы стали играть в звук [р] везде. Гуляя, мы постоянно сочиняли всякие „рычащие" и „рокочущие" истории и сказки. Потом перешли на стишки.

Однажды во время прогулки в Сокольниках сын при незначительной моей помощи сочинил героическую „былину" про себя и про беркута. Он был очень возбужден, щеки его горели, а глаза сияли. Человек творил! Поправлять и поучать его при этом я старалась поменьше, боясь сбить настроение. История получилась довольно длинная, как и прогулка. Я ее тут же забыла. Но когда мы пришли домой, сын стал вспоминать отдельные куски нашего опуса, а затем попросил, чтобы я его записала, не меняя ни слова.

Вот так пытка со звуком [р] превратилась в праздник, а обучение дало быстрые результаты. Нам было так хорошо и интересно, что мы и сейчас любим вспоминать о том, как одолевали звук [р]».

Занятия по исправлению звуков надо проводить систематически, желательно 2 раза в день (утром и вечером) по 5—10 минут. В зависимости от вида занятий время может быть увеличено или сокращено. Так, при введении звука в речь, когда ребенку предлагается пересказывать рассказы или составлять их по картинам, занятия могут продолжаться 15—20 минут.

Если ребенок произносит неверно сразу несколько звуков, то исправлять сначала надо те, которые у него лучше получаются.

Переходить от одного упражнения к другому следует лишь после четкого усвоения предшествующих упражнений.

Исправление недостатков произношения свистящих звуков с, сь, з, зь, ц

При правильном произнесении звука [с] губы слегка оттянуты назад, как при улыбке, зубы сближены и оставляют щель в 1 мм. Кончик языка приближен к нижним резцам и слегка

касается передних зубов. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Посередине языка образуется желобок, по которому должна проходить сильная воздушная струя.

Звук [з] образуется как звук [с], но в отличие от него произносится с участием голоса.

При произнесении звуков [с’], [з’] средняя часть спинки языка несколько приподнята.

При произнесении звуков [с] ([с’]), [з] ([з’]) на тыльной стороне руки,- поднесенной ко рту, ощущается выход холодной воздушной струи.

Звук [ц] образуется при быстром произнесении звуков [т] и [c] ([тс]). Положение губ и зубов такое же, как при произнесении звука [с]. При правильном произнесении звука [ц] кончик языка упирается в нижние резцы, как при произнесении звука [с]. Одновременно выгнутая спинка языка касается верхних альвеол (ячейки, куда входят корни зубов). После прикосновения спинка языка опускается до положения, занимаемого при произнесении звука [с], через образовавшуюся щель посередине языка проходит воздушная струя.

Неправильное произнесение звуков [с], [с’], [з], [з’], [ц] чаще всего выражается в искаженном их произнесении. При этом язык может принимать самое разнообразное положение. В одних случаях кончик языка просовывается между зубами, в других—он упирается в края верхних и нижних резцов, создавая тем самым преграду для свободного выхода воздуха. Иногда язык может лежать ребром, и воздушная струя тогда будет проходить не по средней линии языка, а по бокам, отчего слышится неприятный на слух, «хлюпающий» звук.

Ребенок может заменять звуки [с], [з] нечеткими звуками [ш], [ж] (штол вместо стол, жамок вместо замок) или произносить их несколько смягченно (сёк вместо сок, зяйка вместо зайка), заменять звук [ц] чаще всего звуком [с] (сыпленок вместо цыпленок), реже звуком [ч’] (чапля вместо цапля).

При отсутствии звуков [с], [з], [ц], при замене их другими звуками прежде всего попытайтесь вызвать их по подражанию. Предложите ребенку накачать велосипедную шину насосом (с-с-с...), имитировать полет комара, то есть протяжно произнести звук [з], успокоить куклу, то есть произнести звук [ц]. Если звуки вызвать не удается, то покажите ребенку, какое положение принимают губы (растянуты в улыбке), язык (сделать язык широким с желобком посередине), и протяжно произнесите звук [с] или [з]. Показ артикуляции (положения губ, зубов, языка) надо производить перед зеркалом.

Если по подражанию звук вызвать не удается, то надо провести подготовительные упражнения, направленные на выработку нужного положения артикуляционного аппарата, умения образовывать желобок посередине языка. Для этого предложите ребенку улыбнуться так, чтобы видны были все зубы (растягивание губ), и удерживать губы в таком положении некоторое время; при растянутых губах высунуть распластанный язык наружу и подуть на кончик языка.

Иногда ребенок не может сделать в середине языка желобок. Чтобы он получился, предложите ребенку сначала высунуть широкий кончик языка наружу, затем, положив ребром чайную ложку на середину языка и сделав в нем небольшое углубление, попросите ребенка выдувать воздух по этому желобку. Малыш не может иногда выполнить это задание потому, что мышцы языка еще недостаточно развиты. Предложите ему подуть на ватку, на тонкие полоски бумажек. Такое упражнение способствует укреплению мышц. После того как ребенок научится легко удерживать язык в таком положении, попросите его произнести звук [с] (язык убирается за нижние зубы, губы положения не меняют).

Ребенок, который произносит свистящие звуки при высунутом языке (звуки при этом искажаются), должен проделать следующее упражнение: протяжно произносить звук [с] при растянутых губах, но при плотно сжатых зубах (язык поневоле будет упираться в нижние зубы).

Постановка звука [ц] проводится после усвоения и правильного произнесения звука [с]. Ребенок сначала медленно, а потом быстро, на одном выдохе, произносит слитно звуки [т] и [с] до тех пор, пока он не научится чисто произносить звук [ц].

После того как ребенок научится произносить изолированный звук, необходимо перейти к его закреплению в слогах, словах, во фразах.

В тех случаях когда ребенок изолированно умеет произносить свистящие звуки, но смешивает их с другими (например, звук [с] — со звуком [ц], звук [с] — со звуком [ш], звук [з] — со звуком [ж]), следует научить его различать их на слух. Для этого произнесите один из звуков, а малышу предложите угадать, какой предмет или какое животное может производить этот звук. Например, взрослый произносит протяжно звук [с], а затем спрашивает ребенка: «Что это?» Ребенок может сказать: «Так течет водичка или накачивают насос».

Затем взрослый предлагает ребенку поднимать руку или хлопать в ладоши тогда, когда он услышит слог са: са, ва, ша, ца, за, да, са, на, ша, ца.

  • Показания: в медицине используют прежде всего крахмал, получаемый из картофеля, который обладает обволакивающим и противовоспалительным действием при желудочно-кишечных
  • При обследовании произношения логопед выявляет, как произносится проверяемый звук изолированно, в слогах, в словах и как используется он в самостоятельной связной речи.

    Обследование звуков проводится по фонетическим группам. Одновременно с выявлением недостатков произношения звуков проверяется их различение, т.е. возможности их восприятия. Методы, при помощи которых устанавливается, как ребенок различает тот или иной из обследуемых звуков, будут описаны дальше.

    Выделяются следующие группы звуков:

    1) гласные – а, о, у, э, и, ы;

    2) согласные (СНОСКА: 1 Выделяются лишь те группы звуков, которые наиболее часто нарушаются. ):

    а) свистящие, шипящие, аффрикаты (с, с, з, з, ц, ш, ж, ч, щ) и звуки т, д, которые нередко смешиваются или заменяются в произношении с указанными звуками;

    б) сонорные: р, р, л, л и звук j (йот);

    в) глухие и звонкие: п–б, т–д, к–г, ф–в, с–з, ш–ж и мягкое их звучание (за исключением звуков ш–ж, которые всегда являются твердыми), фрикативный к, так как он может смешиваться со звуками к и г.

    Для того чтобы проверить, как ребенок произносит тот или иной звук, ему предлагается произнести этот звук отраженно, т.е. повторить вслед за обследующим. Так выявляется обычно четкость произнесения гласных звуков. Что касается согласных звуков, то они проверяются путем произнесения прямого и обратного слогов. Произношение мягких фoнeм выявляется вслед за произношением твердых.

    Результаты обследования произношения отдельных звуков фиксируются сразу же за произнесением их ребенком с указанием дефекта. Отмечается, произносит ребенок звук правильно или искаженно, отсутствует звук, замещается другим звуком или два звука (близких) произносятся одинаково.

    Покажем, как обычно записываются результаты обследования:

    «Звук произносится правильно: с».

    «Звук произносится искаженно: с и с – межзубные».

    «Звук отсутствует и постоянно заменяется: ш = с».

    Два звука произносятся одинаково: с и ц = межзубному с».

    Необходимо учитывать, что нередко, умея правильно произносить звук, ребенок в речи может смешивать его с другим звуком, заменять или опускать, а иногда и искажать. На это надо обратить особое внимание при обследовании. Поэтому, проверив произношение звуков в отдельности, необходимо выяснить, как ребенок использует эти звуки в самостоятельной речи.



    Для проверки произношения звука в слове используются специально подобранные предметные и сюжетные картинки.

    Картинки подбираются таким образом, чтобы в их название входили то одни, то другие из исследуемых звуков и чтобы они занимали разное положение в слове и находились в разных сочетаниях с другими звуками. Одно и то же слово может служить для проверки произношения нескольких звуков в различных сочетаниях. Напри мер, слово карандаш позволяет проверить произношение сразу трех звуков – к, р, ш. Кроме этого, можно попросить ребенка прочесть стихотворение или пересказать прочитанную книжку или сказку, повторить предложение со словами, максимально насыщенными исследуемыми звуками: У Зины резиновая кукла (звук з), Рита сорвала розу (звук р), Сережа уступил старушке место в автобусе (звук с).

    Особенно следует обращать внимание на произношение звонких звуков. Нередко можно наблюдать, что ребенок умеет правильно произнести звонкие звуки отдельно, а в речи их не употребляет, или потребляет не всегда, или произносит с недостаточным озвончением. Для того чтобы проверить произношение этих звуков, можно попросить ребенка произнести предложения, насыщенные словами, в состав которых входят звонкие звуки. Например: Кудрявая березка развесила сережки. В дупле гнездо. Отмечается также и то, как произносится звук j (йот). Для проверки можно использовать отдельные слова или предложения типа: Коля и Петя братья и большие друзья. Юля стирает белье.

    Если звук произносится неправильно, то обязательно фиксируется, как именно, если заменяется другим, то каким звуком. Например: «Звук с произносится межзубно; звук ш заменяется звуком с; звук р в речи отсутствует». В тех случаях, когда ребенок может повторить звук правильно, но в самостоятельной речи его смешивает, заменяет или опускает, это тоже должно быть отмечено.

    Неправильное произношение звуков в словах сопоставляется с недостатками произношения отдельных звуков, что необходимо для составления плана работы по исправлению артикуляции звуков. Исследование произношения звуков может обнаружить дефекты, имеющие различный характер. В некоторых случаях не удается выявить существенных дефектов в произношении отдельных звуков, но в словах они звучат не совсем отчетливо, смазано, артикуляция их недостаточно четкая. Это тоже отмечается в речевой карте.

    Выявление недостатков произношения звуков в речи требует большой тщательности, так как от этого зависит выбор методики коррекции их, а следовательно, и успех дела.

    Обследование слоговой структуры слова

    Неправильное произношение слов в ряде случаев не ограничивается недостатками произношения звуков. У некоторых детей встречаются также нарушения слоговой структуры слова. Они проявляются в перестановке звуков и слогов («древь» вместо дверь, «сомола» вместо солома), в опускании их или добавлении. Все это приводит к искажению слоговой структуры слов. Чаще всего это наблюдается при произнесении многосложных слов или трудных словосочетаний. Поэтому при обследовании необходимо предусмотреть произношение ребенком слов различной слоговой структуры – со стечением согласных в начале, середине и конце слова, многосложных слов, слов, состоящих из сходных звуков. Сначала ребенок произносит слова самостоятельно, называя предъявленные ему картинки, а затем отраженно.

    Вот примерный перечень картинок, которые ребенок должен назвать и которые могут быть использованы для проверки слоговой структуры слов: книга, клубника, скамейка, стрекоза, ствол дерева, гнездо, белка, миска, трактор, трамвай, корабль, термометр, милиционер, картина, корзина, клубок, колобок.

    Примеры искаженного произношения слов записываются.

    Нарушения структуры могут задерживаться дольше, чем недостатки произношения отдельных звуков. Они нередко указывают на то, что у ребенка имеются или имелись проявления общего недоразвития речи.

    Обследование уровня фонематического восприятия

    Важно выяснить не только как ребенок произносит звуки речи, но и как он их различает.

    Необходимо помнить, что если у ребенка в процессе обследования произносительной стороны речи отмечаются недостаточно устойчивое пользование звуками речи, их смешение, одинаковое произношение группы или пар звуков, замены, то это показатель недостаточного различения звуков.

    У детей с подобными дефектами могут быть отклонения в овладении чтением и письмом. Исправление недостатков произношения в этих случаях не всегда является достаточным, и, чтобы предупредить возможные в дальнейшем трудности в обучении, даже обследуя дошкольников, необходимо выявлять у них уровень фонематического восприятия, т.е. особенности различения воспринимаемых звуков речи. И лишь на основе выявленных данных планировать коррекционную работу, которая одновременно с исправлением произношения звуков предупреждала бы возможные отклонения в овладении чтением и письмом.

    Для того чтобы выяснить, различает ли ребенок определенный звук среди других звуков, например звук у среди гласных о, а, у, ы или согласный т среди м, п, т, к, п, ему предлагается поднять руку, когда он услышит данный звук.

    Затруднения в слуховом восприятии выступают с наибольшей полнотой при различении близких по звучанию фонем. Ребенку предлагается повторить такие пары звуков, как д и т, с и ш, р и л и др., или слоговые сочетания, состоящие из этих звуков (так называемые оппозиционные слоги), типа: са ша, ша са, са за, ша жа, жа за, ач ас и т.д.

    Необходимо обследовать все коррелирующие фонемы из групп шипящих и свистящих (са ша, жа за, са за и т.д.), звонких глухих (па ба, та да, ка га и т.д.), сонорных (ра ла), мягких и твердых (са ся). Особенно тщательно должно быть проверено различие свистящих и шипящих звуков, как наиболее часто смешиваемых, а также звонких и глухих. Следует также установить, не смешивается ли проторный звук х со взрывным к, что часто наблюдается у детей с фонематическим недоразвитием.

    Если сам акт произношения этих слогов нарушен, то следует применить пробу, цри которой ребенку предлагается поднять руку, когда он услышит слог са, и не поднимать, когда услышит слог ша, за, ца и т.д. Если ребенок знает буквы, то можно указать, каким звукам они соответствуют. Можно предложить ему, вместо того чтобы повторять звуки, написать соответствующие буквы или показать их (в этом случае буквы следует предварительно разложить перед ним).

    Можно также проверить, как ребенок различает слова, близкие по звуковому составу, но разные по смыслу, типа: день тень, мишка миска, забор запор и т.д.

    Кроме указанных приемов, для проверки различения звуков используются и некоторые пробы на звуковой анализ, которые будут приведены ниже (см. стр. 54).

    Усложняя условия, можно попросить ребенка повторить 3–4 звука или простых слога, включающих как разные согласные или гласные звуки: на та–ка, ба бобу бы, так и акустически близкие: са ша за, ба па–да та. Этот прием выявляет не только дифференциацию звуков речи, но и удержание последовательности звуков или слогов, их количество.

    Данные различения звуков записываются и сопоставляются с данными обследования произношения звуков.

    Дети, имеющие отклонения в развитии слухового восприятия, как правило, не могут ни четко повторять эти звуки, ни правильно записать их, ни показать, каким буквам они соответствуют. Правда, могут наблюдаться частичные нарушения, связанные с недостаточным различением одной какой-либо группы звуков или даже пары звуков, при сравнительно хорошем различении других звуков. Однако и эти небольшие отклонения могут затруднять овладение звуковым анализом слова, поэтому обследовать состояние различения звуков следует весьма тщательно. Малейшие затруднения, которые ребенок испытывает в процессе различения звуков и слогов, могут обусловить отставание в овладении чтением и письмом.

    Упражнения целесообразно начинать с йотированных звуков (я, е, ю, ё), затем отрабатывать гласные (а , о, у, э, и, ы).

    Упражнение 1

    Беззвучно проартикулируйте гласный звук.

    А(я) - рот широко открыт, язык лежит спокойно на дне полости рта, касаясь кончиками нижних зубов.

    О(ё) - рот полуоткрыт, губы округлены, язык несколько оттянут назад, спинка языка слегка поднята.

    У(ю) - губы сильно вытянуты вперед трубочкой, язык оттянут несколько назад, задняя часть спинки языка высоко поднята к небу.

    Э(е) - рот полуоткрыт, язык лежит спокойно. Расстояние между зубами равно ширине одного пальца.

    Ы - язык отодвинут назад, рот приоткрыт.

    И - рот слегка раскрыт, губы несколько растянуты, как в улыбке.

    Упражнение 2

    Звук произносите шепотом и с присоединением голоса мягко, негромко. Сила голоса должна быть одинаковой от начала до конца звучания. Рот оставляйте в состоянии активной артикуляции на протяжении всего произнесения.

    Упражнение 3

    Четко артикулируя, произнесите слитно и длительно гласные:

    Постепенно ослабляйте звук от громкого до тихого;

    Чередуйте интенсивность звука (тихо, громко, тихо).

    Обращайте внимание на ровное распределение выдоха.

    Упражнение 4


    «Раскачав» гласный, «бросайте» вверх без напряжения.

    Сочетание гласных звуков

    В предлагаемых упражнениях отрабатывается слитность, длительность произнесения, широта звучания нескольких гласных звуков. Два или несколько звуков нужно произносить на одном выдохе, как один длинный звук с активной артикуляцией. Сочетания из двух и более гласных звуков создают условия для оптимальной тренировки голоса.


    Упражнение 1

    Произносите на плавном выдохе слитно и длительно сочетания из двух, трех, четырех и более гласных звуков. Произнесение звукосочетаний потребует более длительного выдоха, поэтому воздуха нужно брать столько, чтобы не ощущать его нехватки.



    Упражнение 2

    Сочетания из двух-трех и более гласных повторите два-шесть раз слитно, как будто непрерывно произносите один звук.

    2 раза аэаэ аэоаэо

    3 раза аэаэаэ аэоаэоаэо

    4 раза аэаэаэаэ аэоаэоаэоазо и т.д.

    Запишите составленные вами варианты сочетаний и отрабатывайте их.

    Упражнение 3

    В непрерывной линии звучания всех гласных выделите обозначенный звук большей длительностью, но без нажима, плавно сливая его с последующими.

    У о а э и ы у О а э и ы у о А э и ы

    у о а Э и ы у о а э И ы у о а э и Ы

    а И и И у И ы о И э И и а И о И у И э

    Затем, ощущая единую линию звучания, мягко произносите гласные с небольшими паузами, ритмично выдыхайте.

    У - О - А - Э - Ы - У

    Упражнение 4

    Соедините в единую линию звучания сочетания гласных со звуком у.

    у у о у у а у у э у у и у у ы у у.

    Перейдите на речевой способ произнесения гласных:

    уО! уА! уЭ! уИ! уЫ!

    Упражнение 5

    В сочетаниях из двух-шести гласных выделяйте ударный звук большей громкостью звучания.

    Вариант 1: аэ аэоу аэоуыи

    аэо аэоуы и др.

    Вариант 2: аэоуыи аэоуыи аэоуыи

    аэоуыи аэоуыи аэоуыи и др.

    Следите за соблюдением правил речевого дыхания и четкой артикуляцией.

    Упражнение 6


    Повышайте и понижайте высоту голоса при произнесении сочетаний из двух и трех гласных звуков.

    Упражнение 7

    Произносите ряд гласных звуков со сменой ударения и изменением темпа произнесения.

    Выделяйте ударный звук большей громкостью звучания:

    а о у ы э и

    а о у ы э и

    а о у ы э и

    Убыстряйте и замедляйте темп произнесения:

    а о у ы э и

    а о у ы э и

    Конспект логопедического занятия по коррекции звукопроизношения (1 класс).

    Тема: «Автоматизация звука [Р] в изолированном произношении, в слогах и словах».

    Вид занятия : занятие по автоматизации звука.

    Место занятия : класс.

    Форма занятия: подгрупповое занятие.

    Цель занятия:

    1. Коррекционно-образовательные:

    • Уточнение артикуляции звука [Р] и закрепление правильной артикуляции в изолированном произношении, в слогах и словах.
    • Обогащение словарного запаса.

    2. Коррекционно-развивающие:

    • Умение находить место звука [Р] в слогах и словах;
    • Закрепить знания о механизме образования звука [Р] и его акустических особенностях;
    • Закрепить связь между звуками [Р], [Р’] и буквой «эр»;
    • Продолжать учить детей давать полную характеристику звукам на основе их артикуляции;
    • Обогащать словарь по теме «Транспорт».
    • Развитие артикуляционной моторики.
    • Развитие мелкой моторики.
    • Развитие фонематических процессов.
    • Развитие слухового и зрительного внимания.
    • Развитие мышления и воображения.

    3. Коррекционно-воспитательные:

    • Развитие интереса к занятиям и обучению.
    • Совершенствование навыков самопроверки и взаимопроверки.
    • Развитие познавательных способностей детей.

    Оборудование:

    • Индивидуальные зеркала,
    • Артикуляционный профиль звука [Р],
    • Картинки с изображением предметов на звук [Р].

    Ход занятия.

    I. Организационный момент.

    Приветствие.

    Логопед: Чтобы узнать, с каким звуком мы сегодня будем работать, отгадаем загадку:

    Крыльев нет у этой птицы,
    Лишь распустит птица хвост –
    И поднимется до звёзд.

    Молодцы, вы отгадали загадку – это ракета. Какой первый звук в слове ракета? Правильно, в слове ракета первый звук [Р] – со звуком [Р] мы сегодня будем работать.

    Сейчас с вами, дети, отправимся в сказочный полёт на ракете. Приготовимся к полёту!

    II. Подготовительная часть.

    (На рабочем столе у каждого ребёнка – зеркало и ракета из картона.)

    Подготовка к полёту будет очень серьёзной, и начнём мы её с артикуляционной гимнастики (упражнения выполняются после показа и объяснения логопеда):

    Артикуляционная гимнастика:

    1. «Иллюминатор».

    Описание упражнения: губы и зубы разомкнуты, широкий язык лежит на нижней губе («Лопаточка»).

    2 «Карусель».

    Описание упражнения: губы и зубы разомкнуты, язык делает круговые движения влево, затем вправо.

    3. «Невесомость».

    Описание упражнения: губы и зубы разомкнуты, широкий язык, поднимается вверх, затем опускается вниз (Качели»).

    4. «Ракета»

    Описание упражнения: губы и зубы широко раскрыты, широкий язык прилипает к нёбу, уздечка натянута.

    После упражнений пробуем космическую пищу.

    5. «Чашечка».

    Описание упражнения: губы и зубы разомкнуты, широкий язык принимает форму чашечки) и «садимся в ракету».

    6. «Звездопад»: произнесение Д-Д-Д.

    7. «Рокот»: произнесение Р-Р-Р.

    Мы хорошо подготовились к полёту. А теперь – взлетаем!

    Тихо Р-
    Громко Р—
    Очень громко Р—
    Громко Р—
    Тихо Р-

    Летим: Р-Р-Р-Р-Р-Р (звукоподражание).

    III. Основная часть.

    1.​ Сообщение темы занятия.

    Ребята, мы будем работать со звуком [Р]: учиться правильно произносить звук Р изолированно, в слогах и словах.

    На нашей сказочной ракете мы отправляемся в полёт, и первая межгалактическая станция – «Артикуляционная». Чтобы на неё попасть, мы должны правильно описать артикуляцию звука [Р].

    Артикуляция звука [Р].

    (Артикуляция звука разбирается вместе с учениками с использованием индивидуальных зеркал, профилей).

    Губы: разомкнуты.
    Зубы: разомкнуты.
    Язык: Форма языка напоминает ложечку. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Спинка языка опущена. Кончик языка касается бугорков за верхними передними зубами. Под напором воздуха кончик языка дрожит.
    Голосовые связки: сомкнуты, «работают».
    Воздушная струя: сильная, встречает преграду.

    Молодцы, вы правильно описали артикуляцию звука Р, отправляемся на следующую станцию: «Станцию характеристики». Чтобы на неё попасть, мы должны дать характеристику звука [Р].

    Характеристика звуков [Р] и [Р’]

    (Дети «находят» символы, обозначают характеристики звуков [Р] и [Р’], объясняют их).

    [Р]: согласный, звонкий, твёрдый.
    [Р’]: согласный, звонкий, мягкий.

    2.​ Обозначение звуков [Р], [Р] буквой «эр».

    Молодцы, вы справились с заданием. Отправляемся на следующую межгалактическую станцию – «Букварию»

    На что похожа буква Р?

    Посмотрите-ка на это – «Р» похожа на ракету! (картонная ракета с яркой буквой Р на корпусе). Звуки [Р], [Р’] обозначаются на письме буквой «эр».

    На этой станции нам нужно выполнить задание царицы «Букварии»:

    Построить лесенку, вставляя нужную букву:

    Ак
    -ука
    -укав
    -акета
    -одина

    А как пишется буква «эр»? (Запись буквы после показа написания и объяснения элементов буквы учителем). Запишем букву «эр» в тетрадь.

    Физминутка.

    А сейчас мы с вами, дети,
    Улетаем на ракете.
    (Дети маршируют.)
    На носки поднимись,
    (Тянутся, подняв руки над головой, сомкнув их.)
    А потом руки вниз.
    (Опускают руки.)
    Раз, два, три, потянись:
    (Тянутся.)
    Вот летит ракета ввысь!
    (Бегут по кругу.)

    6.​ Выделение звука [Р] из ряда других звуков, произнесение звука [Р].

    Молодцы, вы справились с заданием. Отправляемся на следующую межгалактическую станцию – «Станцию звуков».

    На эту станцию могут попасть только те ракеты, которые издают рокот [Р]. Поднимаем карточку с изображением ракеты, если услышим «Р»:

    Д З Р Р Б Д Н В Ж Р Д Б Н Р Ж

    Какой звук издают ракеты на этой межгалактической станции?

    (Каждый ребёнок произносит Р-Р-Р, за правильное произнесение получает звёздочку).

    7. Выделение слогов со звуком [Р] из ряда других слогов, произнесение слогов со звуком Р

    Молодцы, вы справились с заданием. Отправляемся на следующую межгалактическую станцию – «Слоговую».

    Чтобы на неё попасть, мы должны определить все слоги, в которых есть звук Р. Для этого выполним задание: вы слушаете слоги, а как только услышите слог со звуком Р, «зажигаем звёздочку»:

    ДО РУ БА ВО ЖИ РА РЭ НУ ГО ДЭ РО ВУ ДА РЫ

    Сколько вы «зажгли звёздочек»?

    Правильно, пять: РУ РА РЭ РО РЫ (Каждый ученик проговаривает слоги, за правильное произнесение получает звёздочку).

    Примерный набор слогов на автоматизацию [Р] в слогах (на первом занятии по автоматизации [Р]:

    Ра рав раг рад ран рам рап
    Рэ рэв рэг рэд рэн рэм рэп
    Ры рыв рыг рыд рын рым рып
    Ро ров рог род рон ром роп
    Ру рув руг руд рун рум руп

    8.​ Выделение слов со звуком [Р] из ряда других слов, произнесение слов со звуком Р

    Молодцы, вы справились с заданием. Отправляемся на следующую межгалактическую станцию – «Слова»

    Прослушайте слова со звуком [Р], и на волшебных космических орбитах обозначьте место звука Р в этих словах:

    Рак, труба, парта, рука, сыр, урок, карман, тетрадь, трамвай, дорога.

    (Дети отмечают на звуковых кругах место звука [Р] в названных словах).

    9.​ Выделение слов со звуком [Р] из ряда других слов, произнесение слов со звуком Р

    Выберите из ряда слов те слова, в которых вы услышите звук [Р]:

    Грузовик, машина, корабль, вертолёт, самолёт, метро, троллейбус, трамвай, мотоцикл.

    Каким одним словом можно объединить все эти названия? (Транспорт)

    IV. Заключительная часть.