Разрабатываемая в настоящее время Стратегия пространственного развития России должна будет предложить инструменты для развития всех регионов страны, запуска новых точек роста, выравнивания социально-экономического положения регионов. Не последнее место в Стратегии отводится агломерациям, в том числе Новосибирской – крупнейшей в стране.

Устойчивое сбалансированное социально-экономическое развитие субъектов Российской Федерации является одним из необходимых условий успешного поступательного развития государства в целом и предполагает сокращение чрезмерных различий в уровне социально-экономического развития регионов, в уровне и качестве жизни граждан, проживающих в различных субъектах Российской Федерации.

Принципы, цели, приоритетные задачи, механизмы и ожидаемые результаты реализации государственной политики регионального развития страны определены в Основах государственной политики регионального развития Российской Федерации на период до 2025 года , утвержденных указом президента России.

Также в соответствии с федеральным законом от 28 июня 2014 года № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» приоритеты, цели и задачи регионального развития страны и меры по их достижению и решению должны быть определены в Стратегии пространственного развития Российской Федерации.

Разрабатываемый в Министерстве экономического развития РФ проект Стратегии пространственного развития после утверждения станет важнейшим элементом государственной системы стратегического планирования России.

Стратегия

Проектируемая Стратегия пространственного развития будет содержать, в частности, обязательные для исполнения органами государственной власти всех уровней перечень и укрупненную схему размещения подлежащих созданию (модернизации) объектов инфраструктуры федерального значения, которые подлежат включению в схемы территориального планирования РФ, госпрограммы, инвестиционные программы федеральных инфраструктурных компаний, а также перечни перспективных экономических специализаций в разрезе субъектов Федерации, обязательные для формирования состава приоритетных расходных обязательств органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, подлежащих отраслевой финансовой поддержке из федерального бюджета.

Стратегия пространственного развития и документы, которые будут разработаны на ее основе, должны обеспечивать достижение национальных целей развития Российской Федерации и решение стратегических задач, в том числе указанных в перечне поручений президента РФ по реализации послания президента РФ Федеральному Собранию Российской Федерации от 1 марта 2018 года.

Экономическая и социальная составляющие стратегии пространственного развития России до 2030 года должны быть равноправными по значимости для государства и общества, считает председатель Совфеда Валентина Матвиенко.

«Прежде всего, вопрос о приоритетах Стратегии. Судя по выступлениям ее разработчиков, акцент делается на инвестиционные, отраслевые и инфраструктурные аспекты пространственного планирования. Первостепенное значение этих тем сомнений не вызывает. Но не меньшее значение имеют и социальные аспекты пространственного развития. Ведь пространство России – это не только место размещения производительных сил, но и территория социальной, культурной, духовной жизни людей», – написала спикер в своей статье для газеты «Известия». По ее словам, комфорт, благополучие граждан – абсолютный приоритет деятельности государства. «Казалось бы, это азбучные истины. Однако на практике при решении вопросов, связанных с размещением инвесторами новых производственных объектов, как правило, верх берут частные интересы компаний и отраслевые предпочтения федеральных министерств и ведомств», – добавила Валентина Матвиенко.

Интересы регионов

В то же время интересы регионов – создание новых рабочих мест, наполнение доходных статей бюджета, улучшение за счет этого качества жизни людей – зачастую находятся на втором плане.

Спикер Совета Федерации считает, что документ должен предложить механизмы координации производственных, инвестиционных, инфраструктурных программ, осуществляемых различными уровнями власти. Но экономической эффективностью цели управления пространственным развитием страны не исчерпываются. Стратегия обязана содержать инструменты, которые обеспечат учет и реализацию интересов регионов в области здравоохранения, образования, культуры, уровня жизни населения, благоустройства территории, дорожного строительства и т. д. Поскольку жизнь показывает: автоматически сам по себе оптимальный баланс экономической и социальной составляющих пространственного развития не возникает. Обеспечить его может только регулирующая деятельность органов власти всех уровней.

Экономическая и социальная составляющие стратегии пространственного развития России до 2030 года должны быть равноправными по значимости для государства и общества.

«Словом, Стратегия пространственного развития – документ, экономическая и социальная составляющие которого должны быть равноправными по своей значимости для государства, общества. Он должен быть нацелен на обеспечение достойных условий жизни граждан на всей территории страны, где бы человек ни жил. Хочу подчеркнуть, что в решении этих вопросов важно не наступать вновь на одни и те же грабли. Я имею в виду – не сбиваться на командно-административные меры планирования и управления. Стратегия должна базироваться на принципах и механизмах рыночной экономики», – отметила Валентина Матвиенко.

Таким образом, Стратегия пространственного развития России до 2025 года, готовящаяся в настоящее время, будет призвана выровнять дисбаланс между разными регионами, прежде всего по уровню жизни.

Вице-премьер Виталий Мутко отметил, что это принципиально новый документ, который ранее не создавался в управленческой практике нашей страны. При этом важно дать возможности для развития не только агломерациям. Задачами стратегии также будет создание новых региональных точек роста и стимулирование конкуренции между субъектами.

«Если развивать страну, то развивать ее всю», – подчеркнул вице-премьер. По словам Виталия Мутко, в документе будут описаны экономические специализации для каждого субъекта РФ и типы разных территорий. Например, агломерации, геостратегические территории, малые и средние города, сельские поселения, а также перспективные региональные центры. Кроме того, Стратегия будет включать комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры для снятия инфраструктурных ограничений, а также механизмы поддержки точек роста с помощью налоговых льгот так называемого единого инструмента развития территорий.

Основная роль в разработке Стратегии перспективного развития территорий принадлежит регионам, с которыми Минэкономразвития сейчас отрабатывает их замечания и предложения, направленные в ведомство до апреля 2018 года.

Большинство региональных проектов связаны с инфраструктурой: строительством транспортных авиаузлов, скоростных железнодорожных и автомобильных дорог, созданием территорий опережающего развития и особых экономических зон. Также есть и экологические проекты.

Среди инициатив – строительство аэропорта в Магнитогорске, скоростной железнодорожной ветки между Самарой и Тольятти и намыв берегов в Калининградской области. Правительство Калининградской области предложило проекты, связанные с транспортной инфраструктурой Нового Шелкового пути, укреплением берегозащиты и намывом берегов, а также мелиорацией земель. Общая сумма оценивается почти в 150 млрд руб.

Вопросы развития Новосибирской агломерации как крупнейшей в стране также в полной мере будут отражены в готовящейся окончательной редакции Стратегии пространственного развития России.

«Новосибирск – это не только одна из крупнейших в стране агломераций, и какой бы ни была окончательная редакция Стратегии пространственного развития, понятно, что вопросы развития этой агломерации там будут отражены в полной мере. Все запросы и инициативы, которые сейчас активно продвигает команда врио губернатора Новосибирской области Андрея Травникова , обязательно найдут там отражение», – сказал вице-премьер РФ Максим Акимов.

Вице-премьер отметил, что это вопрос развития не только области и Новосибирской агломерации, но вопрос развития Сибири, Дальнего Востока и всего большого восточного региона страны. По его словам, роль Новосибирска – это роль крупнейшего индустриально-логистического инновационного хаба, который питает в прямом и переносном смысле большое количество территорий.

Ожидается, что Стратегия будет задавать ориентиры для разработки и корректировки схем территориального планирования, отраслевых документов стратегического планирования, стратегий социально-экономического развития макрорегионов и субъектов РФ. Документ будет содержать план реализации.

Пространственная стратегия вскоре станет публичной и будет доступна для широкого обсуждения. Работу над документом планируется завершить в августе, а принять – до конца 2018 года.

Стратегия пространственного развития Российской Федерации, необходимая для социально-экономического развития макрорегионов и субъектов страны, может быть принята до конца 2018 года, сообщила пресс-служба аппарата Совета безопасности РФ.

Председатель Совета Федерации Валентина МатвиенкоМатвиенко
Валентина Ивановна
представитель от исполнительного органа государственной власти города Санкт-Петербурга
провела парламентские слушания «О разработке Стратегии пространственного развития Российской Федерации», подготовленные и организованные Комитетом Совета Федерации по экономической политике.

В мероприятии, посвященном обсуждению итогов разработки одного из важнейших документов стратегического планирования, приняли участие Министр экономического развития РФ Максим Орешкин, заместитель Председателя Совета Федерации Евгений БушминБушмин
Евгений Викторович
представитель от исполнительного органа государственной власти Ростовской области
, председатель Комитета СФ по экономической политике и др.

Утверждены на заседании Комитета Совета Федерации по экономической политике 12 июля 2018 года (Протокол № 154)

Участники парламентских слушаний, состоявшихся под председательством Председателя Совета Федерации В.И. Матвиенко: члены Совета Федерации, Министр экономического развития Российской Федерации М.С. Орешкин, Глава Республики Бурятия А.С. Цыденов, Губернатор Ставропольского края В.В. Владимиров, представители Администрации Президента Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации, органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации, вице-президент Международной Академии архитектуры, руководитель Центра пространственного планирования МАРХИ А.В. Боков, представители научного, экспертного сообществ и общественных организаций, рассмотрев и обсудив представленные подходы к разработке Стратегии пространственного развития Российской Федерации, отмечают следующее.

Стратегия пространственного развития Российской Федерации (далее – Стратегия) - документ стратегического планирования, определяющий приоритеты, цели и задачи регионального развития Российской Федерации и направленный на поддержание устойчивости системы расселения на территории Российской Федерации – разрабатывается в соответствии с Федеральным законом от 28 июня 2014 года № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» и Указом Президента Российской Федерации от 16 января 2017 года № 13 «Об утверждении Основ государственной политики регионального развития Российской Федерации на период до 2025 года».

Стратегия исходит из целей и задач, поставленных Президентом Российской Федерации В.В. Путиным в Послании Федеральному Собранию Российской Федерации 01.03.2018 г., с учетом приоритетов пространственного развития, изложенных в Концепции стратегии пространственного развития Российской Федерации до 2025 года, утвержденной решением Правительства Российской Федерации от 22 мая 2017 года, и в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».

Участники парламентских слушаний отмечают, что в настоящее время основными тенденциями пространственного развития Российской Федерации являются:

Усиление роли крупнейших городов в экономике страны;

Концентрация экономической деятельности в ограниченном числе центров экономического роста;

Нарастание транспортных и экологических проблем, социальных диспропорций в крупнейших городах и на прилегающих территориях, сокращение численности населения малых и средних городов;

Исторически сформировавшаяся в ряде субъектов Российской Федерации экономическая специализация, препятствующая развитию востребованных на рынке производственных отраслей экономики;

Низкая миграционная подвижность населения внутри страны, замедляющей структурные изменения на рынках труда в субъектах Российской Федерации;

Низкая транспортная доступность территорий Российской Федерации;

Недостаточное использование транзитного потенциала Российской Федерации на направлениях «Запад-Восток» и «Север-Юг».

Указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 года № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» к главным стратегическим угрозам национальной безопасности в области экономики относит, в том числе, неравномерное развитие регионов и снижение устойчивости национальной системы расселения.Для обеспечения экономической безопасности основные усилия необходимо направить на устранение дисбалансов в территориальном планировании, развитии рынка труда, транспортной, информационной, социальной и образовательной инфраструктурах, на формирование новой географии экономического роста, современных отраслей экономики, центров промышленности, науки и образования.

Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» Правительству Российской Федерации на основе стратегии пространственного развития Российской Федерации поручено разработать с участием органов государственной власти субъектов Российской Федерации и до 1 октября 2018 года утвердить комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры, предусматривающий реализацию к 2024 году:

Развития транспортных коридоров «Запад - Восток» и «Север - Юг», а также международного транспортного маршрута «Европа-Западный Китай»;

Повышения экономической связанности территорий Российской Федерации через расширение и модернизацию железнодорожной, авиационной, автодорожной, морской и речной инфраструктуры;

Стабильного обеспечения потребителей доступной электроэнергией на всей территории Российской Федерации.

Таким образом, Стратегия должна стать основой, фундаментально скрепляющей различные отраслевые стратегии, государственные программы социально-экономического развития Российской Федерации.

Поддержание устойчивости системы расселения на территории Российской Федерации базируется на экономических приоритетах, позволяющих создать и обновить инфраструктуру страны в совокупности с решением социальных задач. Комплексный подход при решении вопросов размещения производительных сил предусматривает создание экономических условий для сохранения культурных и духовных ценностей, сбережения объектов культурного наследия - памятников архитектуры и градостроительного искусства, улучшения качества окружающей среды и экологических аспектов жизнедеятельности, сохранения природных и культурных ландшафтов.

Конкурентные преимущества каждого субъекта Российской Федерации следует определять комплексно, с учетом факторов его развития, оценки социально-демографического, природно-ресурсного, производственно-экономического, транспортно-инфраструктурного, географического, пространственно-расселенческого, институционально-управленческого, научно-инновационного и финансово-инвестиционного потенциалов.

Представленные Минэкономразвития России материалы по Стратегии содержат основные направления пространственного развития на среднесрочную перспективу, основанные на большом объеме проведенных научных исследований, при явном акценте на приоритет снятия инфраструктурных ограничений. Недостаточно проработаны вопросы размещения производительных сил и системы расселения на территории страны, выстраивания реальных экономических связей между хозяйствующими субъектами по кооперационному участию в производстве. Реализацию конкурентных преимуществ субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и отдельных территорий предлагается осуществлять в основном через развитие эффективных экономических специализаций. В сценарных вариантах пространственного развития комплексно не определен механизм сокращения межрегиональной дифференциации в социально-экономическом развитии субъектов Российской Федерации при объективно сложившейся тенденции преимущественного развития крупных городов и иных центров экономического роста. Ряд положений, содержащихся в проекте Стратегии, носят декларативный характер, так как не содержат предложений по механизмам реализации приоритетных направлений пространственного развития Российской Федерации.

В связи с вышеизложенным, участники парламентских слушанийрекомендуют:

1. Правительству Российской Федерации:

1) обеспечить в соответствии с законодательством Российской Федерации своевременное утверждение Стратегии, направленной на комплексное развитие различных типов территорий Российской Федерации, поддержание устойчивости системы расселения на территории Российской Федерации и снятие инфраструктурных ограничений в социально-экономическом развитии региональных экономик, разработку плана мероприятий по ее реализации и мониторингу;

2) при разработке Стратегии – во исполнение задач, поставленных в Послании Президента Российской Федерации В.В. Путиным Федеральному Собранию Российской Федерации 1 марта 2018 года и Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» ‑ исходить из:

Определения горизонтов стратегического планирования на период до 2035 года и стратегического видения до 2050 года;

Актуальности разработки нормативных правовых актов территориального планирования с учетом вызовов и угроз национальной безопасности Российской Федерации;

Необходимости определения характера и принятия мер, создающих объективные предпосылки сбалансированного развития агломерационных и других форм расселения на территории страны;

Создания предпосылок размещения производств, финансовых и иных ресурсов, как в агломерационных центрах экономического роста, так и в других типах территорий, включая обеспечение устойчивого развития сельских территорий, сокращение разрывов в социально-экономическом развитии различных субъектов Российской Федерации;

Запроса на повсеместное использование преимуществ цифровой экономики, прежде всего - устранение «цифрового неравенства» регионов через создание информационно-телекоммуникационной инфраструктуры, доступной для всех территорий Российской Федерации, внедрения технологий спутниковой связи, повышения ценовой доступности Интернет-услуг для населения труднодоступных и удаленных районов, развития сети центров хранения и обработки массивов цифровых данных;

Соблюдения принципов сбалансированного развития субъектов Российской Федерации, реализации бюджетно-финансовой политики, исключающей ситуации возникновения избыточных долговых нагрузок на региональные и муниципальные бюджеты Российской Федерации;

Необходимости обеспечения взаимоувязки Стратегии с бюджетным планированием;

Реализации задач совершенствования «опорного каркаса» страны (системы поселений и связывающих их коммуникаций федерального и регионального значения) ‑ с учетом особенностей различных природно-климатических условий, наличия особо охраняемых природных территорий, сложившегося характера промышленно-хозяйственного освоения пространств, плотности населения, развития транспортных систем и коммуникаций;

Необходимости разработки механизмов взаимоувязки отраслевых документов стратегического планирования, схем территориального планирования, федеральных целевых и государственных программ Российской Федерации;

Потребностей расширения и укрепления межрегиональных связей в различных областях для развития кооперации между субъектами Российской Федерации и реализации проектов межрегионального сотрудничества;

Актуальности освоения Арктической зоны Российской Федерации и территорий Крайнего Севера, драйвером роста которых является развитие Северного морского пути, что включает в себя нормативно-правовое обеспечение деятельности, комплекс мер по газификации, развитию портовой и прибрежной инфраструктуры для круглогодичной работы, создание единого оператора Северного морского пути, купирование экологических рисков;

Необходимости всестороннего учета специфики развития геостратегических территорий Российской Федерации во взаимодействии с прилегающими к ним территориями;

Целесообразности отнесения к геостратегическим территориям Российской Федерации закрытых административно-территориальных образований (ЗАТО);

3) при формировании комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры учесть:

Актуальность задействования потенциалов, перспектив модернизации, принципиальный рост пропускной и провозной способности Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей для целей стратегического развития Российской Федерации;

Необходимость принятия нормативных правовых актов, обеспечивающих корректировку стратегий и программ развития регионов для формирования транспортной инфраструктуры международного транспортного коридора «Север-Юг» и создания единого оператора означенного международного транспортного коридора;

Достижения целей развития, определенных Указом Президента Российской Федерации от 07 мая 2018 года от №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» и соответствующих совершенствованию структуры внешнеторгового товарооборота, а также расширения приграничного сотрудничества и устранения логистических ограничений (увеличения числа пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации);

Необходимость и значимость дальнейшей включенности Российской Федерации в единое евразийское экономическое пространство;

4) учитывать при разработке и корректировке документов стратегического планирования:

Важность повышения мобильности трудовых ресурсов, возможностей профессионального развития и непрерывного образования экономически активного населения, переподготовки и повышения квалификации работников различных отраслей, совершенствования систем довузовского, профессионального и высшего образования;

Обеспечение гарантированных стандартов качества жизни граждан Российской Федерации, в том числе, государственных, муниципальных и медицинских услуг, достойных условий труда и социальной защиты, независимо от места проживания граждан Российской Федерации;

5) рассмотреть вопрос о создании межведомственного органа, наделенного полномочиями по координации процессов разработки и реализации системы документов стратегического планирования.

В начале этого года Минэкономразвития России представило на всеобщее обсуждение Концепцию Стратегии пространственного развития России, рассчитанную до 2030 года. Публикация привлекла внимание общественности, поскольку Стратегия, которую планируется принять в этом году, должны оказать большое влияние на судьбы России.

Шанс вырулить в правильном направлении

По мнению Дмитрия Наринского, вице-президента Союза архитекторов России (САР), председателя Совета по градостроительству, это во многом инновационный документ для страны. Он опирается на стратегии национальной безопасности России, социально-экономического развития и другие федеральные законы и программы.

Шаги по разработке Стратегии предпринимаются уже давно. Так, в 2012 – 2014 годах ею занималось Министерство регионального развития. Позднее эта задача была возложена на Минэкономразвития, а министерство поручило разработку концепции Совету по изучению производительных сил (СОПС), который действует при РАН и Минэкономразвития.

В ходе работы над Стратегией за прошедшие годы был принят ряд документов, в частности, Федеральный закон от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации». Этот закон предоставляет возможность подойти к развитию страны в комплексе, увязать стратегические, территориальные, экологические задачи, отраслевое планирование, производственное строительство, развитие транспортного и энергетического каркасов и т.д.

В советское время похожие программы также разрабатывались. В 1999 году в новой России постановлением Правительства РФ от 5 апреля 1999 г. № 370 был принят документ "О разработке и согласовании Генеральной схемы расселения на территории Российской Федерации и Основных положений Генеральной схемы расселения на территории Российской Федерации". Но он оказался неработающим, и был отменен постановлением Правительства РФ от 20 августа 2015 года № 870 «О содержании, составе, порядке разработки и утверждения Стратегии пространственного развития Российской Федерации, а также о порядке осуществления мониторинга и контроля ее реализации». Наша страна последние два десятилетия развивалась хаотично, что в итоге и привело к неконтролируемому росту нескольких агломераций, прежде всего Московской, перекосам в развитии средних и малых городов и сельских поселений. Так что принятие Стратегии – шанс для страны вырулить в правильном направлении.

Документ требует доработки

Эксперты по-разному оценивают новую Концепцию. Так, на обсуждении, которое состоялось на заседании Совета по градостроительству САР, было высказано много замечаний как по принципиальным вопросам, так и использованным формулировкам, по стилю. К обсуждению Концепции, как заметил Дмитрий Наринский, были привлечены ученые различных направлений и научных школ – градостроители, архитекторы, экономисты, географы, эконом-географы, транспортники и др.

Наталья Зубаревич , директор региональной программы Независимого института социальной политики (Москва), в целом считает документ нужным и важным, но не очень основательно проработанным. Как положительный факт она отметила, что в Концепции прописаны три сценария развития страны – консервативный (то есть продолжение существующего хода развития), сценарий конкурентного роста, основанного на модели поляризованного развития с упором на регионы-лидеры, и сценарий диверсифицированного пространственного роста, по которому планомерно развиваются все регионы, опираясь на сложившийся потенциал. Хорошо прописан институциональный раздел и ряд других, но в документ требуется внести немало поправок, строже отнестись к применяемым терминам и понятиям, поскольку используются устаревшие, неточные формулировки.

Галина Лебединская , главный научный сотрудник ЦНИИП Минстроя России, считает, что структура Концепции переусложнена, не совсем понятно, на какую аудиторию она рассчитана: на широкую публику, властные структуры или это рабочая программа для профессионального использования. Каждый из этих вариантов предполагает свои подходы к подготовке документа, к аргументации. Представленная Концепция не отвечает на главный вопрос – что же делать с пространством страны? Лебединская, как и другие выступившие эксперты, считает слабым местом документа отсутствие графических материалов – карт, таблиц и т.п.

– Концепция предусматривает развитие около 20 основных агломераций, в центре которых, кроме Москвы и Московской области и Петербурга – Краснодар, Казань, Екатеринбург, основные сибирские города, Владивосток и др., причем акцент делается не на расширение городских территорий, а на эффективное использование уже освоенных, – говорит Илья Заливухин, генеральный директор компании «Яузапроект». – Важное значение приобретает развитие транспортных связей как внутри агломераций, так и в целом в стране.

По мнению Александра Эпштейна , заместителя директора по науке ГУП «НИиПИ градостроительства» Московской области, слабым местом Концепции является то, что она ориентирована на экономику, а не на человека и качество человеческого капитала, в ней мало внимания уделено экологическим проблемам, она получается потребительской по отношению к ресурсам. В Концепции говорится, что Россия должна уйти от сырьевой экономики, но, в противоречие объявленным целям, акцент делается на развитии ресурсодобывающих регионов, а не на переработку сырья.

Спор экономистов и градостроителей: кто прав?

Горячее обсуждение проблем расселения прошло на семинаре, организованном Междисциплинарной рабочей группой по расселению при Союзе архитекторов России. На дискуссии встретились экономисты и градостроители, и спор разгорелся вокруг судьбы средних и малых городов России и сельских населенных мест.

С докладом выступил Олег Григорьев , научный руководитель НИЦ «Неокономика». По его мнению, исторически сложилось так, что в понятиях «экономика» и «расселение» экономика первична, и она определяет процессы расселения. В советское время территория страны осваивалась по нашим собственным законам, города и поселения появились там, где их быть не должно, поэтому в рыночных условиях и идет отток населения из них. Что касается сельского хозяйства, там, где раньше справлялись несколько сот человек, теперь нужно 15 – 20 человек, да и те зачастую приезжают работать из ближайшего города, поэтому пустеют деревни и села. Сегодня ситуация в России сложилась так: из сельской местности активная часть населения едет в ближайший малый город, оттуда – в региональный центр, из него – в Москву, а из Москвы – за границу. Можно ли и нужно ли останавливать это процесс? Города – уловители денег, они притягивают активную часть населения, но и города в России «сдуваются», многие из них теряют население до такой степени, что становятся банкротами, и не надо бояться банкротств экономически неэффективных городов.

Однако, по мнению Евгения Маркова, президента Союза малых городов России, малые и средние города России оказались в сложной ситуации не потому, что они не нужны стране, многие из них существуют сотни лет, и не такие периоды переживали и возрождались. И пустеют они не потому, что люди в них не хотят жить, а потому что здесь закрылись предприятия и жителей лишили работы, отобрали окрестные земли и леса. Люди не от хорошей жизни едут в Москву, другие крупные города, обрывая связи, оставляя семьи. Даже термин придумали «управляемое демографическое сжатие», кто-то это называет «неуправляемое сжатие освоенного пространства», проще же говоря, идет опустошение российских территорий, и ни к чему хорошему это не приведет. Нужно приостановить тенденцию сверхконцентрации населения в Московском регионе и Санкт-Петербурге, которая угрожает национальной безопасности России.

Малые и средние города – это каркас страны, национальное достояние и богатство, и нельзя сравнивать экономически город и предприятие, они живут по разным законам и имеют разное значение для страны.

Свое согласие с этими словами выразил Марк Гурари , заместитель председателя Совета по градостроительному развитию Москвы Союза московских архитекторов, заявив, что если народ не хочет осваивать свою территорию, то осваивать ее будут другие.

– В настоящее время я не вижу беды с городами, они становятся на ноги, часть из них либо в стагнации, либо на подъеме, – считает Александр Лола , начальник НМЦ градоведения ЦНИИП Минстроя России, эксперт ООН-Хабитат по населенным пунктам. – Не надо ждать, что города возродит крупная промышленность, рабочие места будут создавать небольшие производства, а также отрасли, которые раньше считались обслуживающими, они становятся градообразующими, то есть города, а вернее агломерации, метрополии, будут развиваться за счет внутренних резервов. Цель же такой программы как Стратегия пространственного развития – помочь выработать правильные ориентиры в развитии. Честно говоря, я не очень верю, что Стратегия коренным образом преобразует нашу страну. Но будем надеяться на лучшее.

  • Липина Светлана Артуровна , доктор наук, другая должность
  • Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации
  • Смирнова Ольга Олеговна , доктор наук, доцент, другая должность
  • Совет по изучению производительных сил Минэкономразвития России и РАН, Москва
  • СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
  • РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА
  • НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА
  • ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
  • СТРАТЕГИЯ ПРОСТРАНСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ
  • МЕТОДОЛОГИЯ ПРОСТРАНСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ
  • РАЗМЕЩЕНИЕ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫХ СИЛ

В статье анализируются отечественные и зарубежные методологии и практики стратегического планирования развития применительно к задачам и условиям, определяющим устойчивость социально-экономического развития России и ее регионов в начале ХХI века, определяются ориентиры пространственного развития национальной социально-экономической системы, ставятся задачи, необходимые для решения в рамках разработки Стратегии пространственного развития РФ.

  • Время ревизии документов стратегического планирования арктической зоны РФ
  • Вопросы сбалансированности как основной элемент стратегического управления и предотвращения рисков в сфере социально-экономического развития и экономической безопасности
  • О проблемах методического обеспечения стратегического планирования муниципального уровня
  • Инвестиционная устойчивость как фактор роста региональной экономики

Федеральным законом № 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации" вводится занимающий центральное место в системе государственного стратегического планирования документ – Стратегия пространственного развития Российской Федерации, который должен разрабатываться в соответствии с основами государственной политики регионального развития РФ в целях реализации основных положений стратегии социально-экономического развития РФ и стратегии национальной безопасности РФ. В Стратегии пространственного развития должны быть определены приоритеты, цели и задачи регионального развития РФ и меры по их достижению и решению. Документ будет являться основой для разработки и корректировки схем территориального планирования РФ, стратегий социально-экономического развития макрорегионов, государственных программ РФ, стратегий социально-экономического развития субъектов РФ, иных документов стратегического планирования и документов территориального планирования, предусмотренных Градостроительным кодексом РФ.

В прошлом у нас уже имеется богатейший опыт разработки такого рода документов , ведь и по определенным в законе подходам, и по целеполаганию Стратегия пространственного развития РФ похожа на один из важнейших документов перспективного социально-экономического развития страны (СССР) - Генеральную схему размещения и развития производительных сил (далее – Генеральная схема) . Генеральная схема в те годы была основой для размещения производительных сил в стране, именно на ее основе разрабатывались новые и корректировались имеющиеся проекты районных планировок, создавались схемы промышленных зон, комплексов и узлов, подбирались сырьевые и топливно-энергетические базы, что позволяло исключить диспропорции в развитии отраслей и регионов, эффективно использовать сырьевые, энергетические, промышленные и человеческие ресурсы.

В методологическом и концептуальном плане разработки такого рода документов в мире аналогов нет. Как разработка Генеральной схемы, так и вопросы размещения производительных сил - это уникальный не только в условиях СССР, но и в мире, опыт, сохраняющий свое значение до настоящего времени. Он в разной степени был использован и в других странах. Этот опыт приобретает особую роль и в современных условиях .

В настоящее время в Соединенных Штатах Америки (США) разрабатываемые стратегические документы находятся в зависимости от происходящих процессов глобализации и от разрабатываемых за рубежом стратегий национальной безопасности, имеются примеры долгосрочных целевых программ регионального развития для отдельных территорий. Основу идеологии региональных властей составляет: пакет задач по созданию бизнес-климата, поддержка технологических трансформаций, стимулирование приобретения знаний, повышение квалификации, развитие инновационной деятельности.

Европейский Союз (ЕС) в теории и практике пространственного развития руководствуются документом «Основополагающие принципы устойчивого пространственного развития Европейского континента», где особо отмечаются: принцип обеспечения территориального развития посредством более сбалансированного социального и экономического развития регионов и повышения их конкурентоспособности; поощрение развития, генерируемого городскими функциями, и совершенствование взаимоотношений городских и сельских районов; создание равных условий транспортной доступности и т.д.

В Австралии создан Региональный фонд развития Австралии (RDAF) для развития инфраструктуры и экономического роста регионов, развитие регионов осуществляет через Агентства. В Бразилии также отсутствует единая стратегия регионального (пространственного) развития, разрабатываются отдельные программы по развитию макрорегионов. В Канаде также отсутствует единый стратегический документ пространственного развития, механизмом развития территорий является система федеральных бюджетных трансфертов, которые после их получения самостоятельно используются правительствами провинций, как правило, на финансирование инфраструктурных и социальных проектов, осуществляемых на тендерной основе.

Анализ международного опыта крупных экономически развитых стран в части разработки документов стратегического планирования показывает, что наибольшее значение на современном этапе играет возможность и готовность отдельных территорий к инновационному развитию, генерации и воспроизведению инноваций во всех сторонах жизни. Именно инновационный подход к развитию экономического пространства позволяет развитым государствам мира следовать требованиям времени к технологическим инновациям и развивать «экономику знаний».

Особенности развития России, при определении возможностей и ограничений пространственного развития, позволяют утверждать, что один и тот же параметр характеристики территории может быть как фактором развития, так и механизмом ограничивающим реализацию потенциальных возможностей отдельных регионов страны. Безусловно, разработка концептуальных основ пространственного развития должна учитывать эти особенности. Например, разнообразная и богатая минерально-сырьевая база, позволяющая обеспечить как внутренние потребности, так и реализовать растущие экспортные возможности страны с одной стороны и неравномерное распределение минерально-сырьевых ресурсов, концентрация потенциально богатых запасов в малоосвоенных и удаленных от действующих добывающих предприятий районах с другой стороны. Обширные земельные ресурсы и разнообразие природно-климатических условий, с одной стороны, дают возможность реализации разнообразных направлений развития, а с другой стороны, экстремальные климатические условия на значительной части территории страны являются важнейшим лимитирующим фактором их дальнейшего развития. Территория Российского Севера обеспечивает добычу более 70% нефти и более 90% природного газа, 40% деловой древесины, основную часть редких цветных металлов, значительную часть рыбных ресурсов, выполняет важную экологическую функцию, но в тоже время, по оценке природных условий по индексу «температуры на душу населения» Россия является самой холодной страной мира (-12,6°С, для сравнения, в Канаде индекс ТНД составляет -3,6°С). Разреженность системы расселения, незначительное число крупных и средних городских населенных пунктов, проблемы моногородов, и в то же время значительное число монопрофильных муниципальных образований, имеющих ведущую роль в экономике ряда регионов. Одной из острейших проблем, ограничивающим развитие фактором является недостаточный уровень развития транспортной инфраструктуры, а ведь только повышение эффективности транспортного сектора на 10% привело бы к росту ВВП страны на 0,7 %. В сегодняшних сложных геополитических условиях, необходимость развития в России импортозамещения важно применять новые механизмы и инструменты управления на основе имеющихся в стране разработок, в том числе и космических технологий.

По оценке мировых экспертов около 2/3 мировых новаций в двадцатом веке, внедренных в экономику развитых стран, было реализовано на базе достижений и идей российской фундаментальной естественной науки. От готовности России в 21 веке к инновационному развитию зависит дальнейшее пространственное развитие всех регионов страны и повышение конкурентоспособности экономики в целом.

При определении принципиальных параметров разработки Стратегии пространственного развития Российской Федерации важно также учитывать, что в настоящее время территориальное планирование в стране рассматривается по-разному, и как социально-экономическое управление, и как планирование конкретных территорий с выделением на них функциональных зон, и как вопросы реализации положений Градостроительного Кодекса РФ. На сегодняшний день отсутствует согласованность между государственными документами стратегического планирования и региональными стратегиями развития. Сложившаяся система пространственного развития определяется всеми факторами развития территории: природно-ресурсным потенциалом территории, демографическими трендами развития, уровнем развития инфраструктуры, уровнем восприимчивости к инновациям , общем уровнем внедрения инновационных форм развития в регионах и т.д. Также одной из основных проблем реализации стратегического планирования является отсутствие в российском законодательстве норм о единой комплексной системе государственного планирования регионального развития, пронизывающей федеральный и региональный уровни, балансирующей вопросы отраслевого и регионального развития. К числу важных проблем создания единой комплексной системы государственного стратегического планирования регионального развития на современном этапе, и разработке стратегии пространственного развития – в частности, следует отнести слабую проработанность методологии формирования целостной системы стратегического планирования регионального развития и отсутствие единого понятийного аппарата.

Таким образом, можно констатировать, что перед разработчиками нового в современной истории России документа – Стратегии пространственного развития РФ лежат исключительно сложные задачи в таких вопросах как: закономерности и принципы размещения производства; вопросы широкого круга показателей, балансов, методов их расчета; раскрытия методов совершенствования географии отраслей, структуры размещения и межхозяйственных взаимодействиях промышленных предприятий на территории субъектов РФ, территориально – промышленных комплектов, зон и территорий опережающего развития.

Список литературы

  1. Липина С.А. Возможности и перспективы развития взаимовыгодного сотрудничества стран Большого Кавказа: транспортная составляющая. Современные производительные силы. 2014. № 2. С. 26-34.
  2. Липина С.А. Евразийские интеграционные экономические процессы: возможности роста // Журнал правовых и экономических исследований. 2014. № 4. С. 15-23.
  3. Липина С.А. Приоритеты развития Республик Северного Кавказа. Региональная экономика: теория и практика. 2008. № 16. С. 3-9.
  4. Меламед И.И., Абрамов А.Д., Коржубаев А.Г. и др. «Россия в Азиатско-Тихоокеанском регионе: перспективы интеграции». [Монография в 2 кн.] – Владивосток, Сер. Россия в АТР. Изд. Дальневосточного федерального университета, 2011.
  5. Смирнова О.О. Главная государственная точка роста России: Стратегия пространственного развития Российской Федерации и Генеральная схема размещения и развития производительных сил СССР. Методологические основы // "Современные производительные силы". 2014. № 3/2014. С.14-22.
  6. Смирнова О.О. «Роль финансовых инструментов в стратегическом развитии государства». [Монография] М.: Изд. МНЭПУ, 2011. - 168 с.
  7. Смирнова О.О. Актуальные проблемы практики государственного планирования на постсоветском пространстве. // Белорусский экономический журнал, - 2012 г. - № 3. Белоруссия.
  8. Смирнова О.О. Парадигмы и параллели. О смене парадигмы однополярного мира и стратегическом планировании. // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). 2014. № 3(19). С. 107-110.
  9. Смирнова О.О. Финансирование модернизации инфраструктуры ЖКХ //Журнал ««ЖКХ» для руководителя и главного бухгалтера» 2005, №9, стр. 31-35.

Экономисты тихой сапой снова продавливают концепцию развития 20 агломераций , которую лоббируют Набиуллина, Кудрин, Силуанов и им подобные…

По какой концепции будет создана Стратегия пространственного развития? Прежде была концепция «Нефтяной трубы» - когда все ресурсы порожняком на экспорт, а развитие территории было только в мегаполисах.

Необходимо создать информационную волну и широкое интернет-обсуждение Стратегии пространственного развития, чтобы не допустить принятие Стратегии в редакции от экономистов. Нам нужна Стратегия по концепции равномерного и сбалансированного развития территории всей России.

Мы уже получили целую череду финансовых кризисов, когда экономисты стали писать законы. Сложно себе представить, что будет, когда экономисты по своему усмотрению создадут стратегию пространственного развития. Совершенно недопустимо отдавать на откуп экономистам стратегию пространственного развития России.

Распространяйте максимально широко информацию о готовящейся редакции Стратегии пространственного развития, чтобы сформировать общественное мнение по данному вопросу и достучаться до глухих кабинетов Министерства экономического развития. Только так можно легитимно повлиять на концепцию Стратегии.

В конце марта экономисты из Минэкономразвития уже пытались представить текущую редакцию Стратегии пространственного развития на круглом столе в Совете Федерации , но их документ подвергли жёсткой критике и разнесли все доводы в пух и прах, и отправили обратно на переделку:

«Так, в марте в СФ уже был круглый стол, на котором обсуждалась тогдашняя версия подготавливаемой стратегии. Один из ее авторов, Алексей Елин, глава департамента планирования территориального развития МЭР, рассказал, что одним из фокусов разрабатываемой стратегии является выделение точек (локусов) роста. Число их на тот момент было 27, из которых 22 - агломерации , остальное же - ресурсные центры и сельскохозяйственные районы. Помимо этого, говорилось еще и о развитии инфраструктуры всех видов и сортов - от транспорта до энергосетей и сотовой связи, а также о специализации отдельных территорий.

Все это было подвергнуто довольно жесткой критике со стороны сенаторов: по их мнению, слишком серьезная опора на агломерации является неправильной, она может привести к разрушению экономики страны. Можно, помимо этого, предположить, что критика была вызвана еще и недостаточным вниманием к долговременным проблемам страны и действующей системы расселения: нехватке денег на уровне регионов и муниципалитетов, пустеющим малым городам (и проблеме моногородов, утерявших ключевое предприятие, как частному случаю), социально-демографическим тенденциям перетока населения по маршруту «деревня – райцентр – облцентр – город-миллионник – столица» и так далее.» - https://www.business-gazeta.ru/blog/382816

Вокруг стратегии пространственного развития сейчас неспроста развернулась нешуточная борьба. В противоборстве сошлись различные кланы и корпорации. На кону судьба средних и малых городов и посёлков России. От того какой будет Стратегия зависит судьба регионов на 30-50 лет вперёд…

Минэкономразвития хочет предъявить обществу свою стратегию пространственного развития в виде ультиматума. Они сейчас нагнали к себе из МГУ экономистов-географов и надеются за счёт званий и авторитетов протащить в документ свои интересы.

Вселяет большую надежду, что руководство страны недавно чётко выразило свою позицию по этому вопросу:

«Пространственное развитие страны. Валентина Ивановна (Матвиенко) об этом говорила. И сказала о том, что речь скорее всего пойдёт о развитии крупных агломераций… НЕ ТАК. Мы как раз… Там есть такая точка зрения, Вы правы. НО ПОБЕЖДАЕТ ДРУГАЯ, ДРУГОЙ ПОДХОД , КОТОРЫЙ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ В ТОМ, ЧТОБЫ ВОТ ЭТО ПРОСТРАНСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ СТРАНЫ БЫЛО СВЯЗАНО, ПРЕЖДЕ ВСЕГО, С РАЗВИТИЕМ ТРАНСПОРТНОЙ И ДРУГОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ МЕЖДУ НАСЕЛЁННЫМИ ПУНКТАМИ. С тем, чтобы пространство между населёнными пунктами обживалось, было комфортным для граждан. Конечно, мы будем уделять и внимание городам: и крупным городам, и малым, там есть отдельные программы, но всё http://www.kremlin.ru/events/president/news/54362

Призываем каждого активно проявить свою позицию по концепции Стратегии пространственного развития России.

Будущее не предопределено. От действий каждого из нас зависит развитие территории России на ближайшие десятилетия - будет ли всё сконцентрировано в десятке агломераций (как на картинке слева - 15 агломераций ) или развитие будет по всей территории нашей страны (картинка справа - равномерное развитие )?

Дополнительный материал по теме:

СТРАТЕГИЯ ПРОСТРАНСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ РОССИИ РАЗРАБАТЫВАЕТСЯ ВТИХАРЯ. ОТКРОВЕНИЯ НА СКАНДАЛЬНОМ 435-ом ЗАСЕДАНИИ СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ 16 МАЯ 2018 г.

Почему до сих пор стратегия пространственного развития разрабатывается втихаря, в закрытом режиме Министерством экономического развития? Нет ли здесь попытки тихой сапой протолкнуть концепцию развития 15 агломераций, которую продвигают Набиуллина, Кудрин, Силуанов?

«Насколько я знаю, это уже четвертая версия стратегии пространственного развития, но к нам она попадает чуть ли не подпольно, втихаря, как секретный документ. Почему? Почему нет широкого обсуждения этого документа, важнейшего для развития страны в свете тех задач, которые поставлены в указе Президента от 7 мая?» - из выступления на 435-ом заседании в Совете Федерации (16 мая 2018 г.), которое почему-то должным образом не было отражено в СМИ.

На 435-м заседании Совета Федерации в рамках «времени эксперта» выступил руководитель Центра пространственного планирования Московского архитектурного института, доктор архитектуры Андрей Боков. Его выступление было посвящено теме «О подходах к стратегии пространственного развития России»:

«25 лет назад впервые, наверное, за 300 лет своей истории – имперской истории, потом советской истории – государство отказалось от прямого участия в формировании пространственного развития. Надо сказать, что ничего подобного не происходит в странах с самым либеральным устройством.

<...>

многие мои коллеги, должен вам сказать, с огромным облегчением услышали слова Президента нашей страны, сказанные на встрече с вами, с членами Совета законодателей в Таврическом дворце, которая недавно состоялась. Он достаточно определенно и четко сказал, что нашей целью является не сосредоточение всех усилий на 15–20 городах, а создание инфраструктуры, создание и обновление инфраструктуры страны. По существу, это и должно стать основанием новой стратегии пространственного развития. Вообще, откуда взялась вся эта идея 15–20 городов? Почему все это возникло?

<...>

Но в то же время в нас очень прочно сидят такие утратившие, на мой взгляд, актуальность представления, как представление о том, что, скажем, большой город лучше деревни. Сегодня мы видим, что это не так, мы понимаем, что значительная часть наших сограждан предпочитает совершенно другой образ жизни. Более 70 процентов россиян прямо или косвенно связаны с землей и предпочитают другой, негородской или не вполне городской, образ жизни. 70 процентов американцев предпочитают жить где то в пригороде, жить в малом городе, точно так же ведет себя большинство, или 60 процентов, европейцев.

<...>

Наконец, попытки выстроить систему расселения, систему размещения, систему организации, представить эту систему организации в качестве некоей прямой проекции размещения производительных сил, крупных предприятий прежде всего, также едва ли имеют под собой основания. Существующая система поселений (существующая, сложившаяся система) представляет собой огромную ценность, и сегодня у нас есть все основания считать, условно говоря, места рождения людей и те места, где люди проживают, не меньшей ценностью, чем месторождения полезных ископаемых – нефти, газа и всего остального.

<...>

Агломерации и групповые системы расселения. Если представить себе, не дай бог, что все мы переместимся в эти 15 или сколько то там агломераций, это значит, что нам придется забыть об огромном количестве малых и средних населенных мест, это значит, что нам надо будет заняться рекультивацией этих пространств и так далее. Это абсолютно нереальная задача. Но главное не это. Главное то, что ткань расселения состоит не только из этих 15–20 агломераций, прежде всего это малые города и все то, что эти малые города окружает, это сельские населенные места.

<...>

Два слова я хотел бы сказать о состоянии нашего жилища. Сегодня мы «замерзли» где то приблизительно на строительстве 80 млн. кв. метров в год. При этом надо отчетливо понимать, что половина из этих 80 миллионов – это индивидуальное жилищное строительство, это то, что делается как бы не благодаря, а вопреки во многом сложившемуся порядку. Как выйти на 120 млн. кв. метров, о которых сказал Президент? А для чего эти 120 миллионов нам нужны? Для того, чтобы обеспеченность достигла где то порядка 30 кв. метров на человека. А для чего 30 кв. метров на человека? 30 кв. метров нам нужны для того, чтобы каждый гражданин получил наконец свою комнату, чтобы в одной квартире у нас не жили представители разных поколений, чтобы из за этого не распадались семьи, чтобы люди не болели и не страдали от этой скученности. Вот что такое 30 кв. метров. Это качественно иной уровень. И как можно скорее нам надо его достичь. Но, если мы будем надеяться только на сегодняшнего застройщика, только на многоэтажное строительство, если не будем поддерживать другие формы строительства, едва ли у нас это получится.» - из выступления архитектора Андрея Бокова.

К сожалению, те доводы, что были высказаны в книге «Матрица ландшафта» , обретают сейчас реальные подтверждения.

Источники:

Полный текст выступления архитектора Андрея Бокова на сайте Совета Федерации: http://www.council.gov.ru/events/news/92466/

Стенограмма 435-го заседания Совета Федерации: http://www.council.gov.ru/activity/meetings/91880/transcript/

Видеозапись всего 435 заседания Совета Федерации на YouTube:

ПРОРЫВНАЯ ШЕСТИЛЕТКА ОБЪЯВЛЕНА.

Стратегия 2024 (преемственница майских указов) подписана президентом сразу после инаугурации - 7 мая 2018 г.

В Стратегии 2024 закреплена стратегия пространственного развития.

Из важного - это увеличение транспортной и экономической связности территории, расширение сети железных дорог (наиболее приоритетного вида транспортной коммуникации для нашей страны), гарантированное обеспечение доступной электроэнергией (в том числе распределённой генерации на основе возобновляемых источников энергии), ликвидация инфраструктурных ограничений на имеющих перспективы развития территориях:

«15. Правительству Российской Федерации на основе стратегии пространственного развития Российской Федерации разработать с участием органов государственной власти субъектов Российской Федерации и до 1 октября 2018 г. утвердить комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры, предусматривающий обеспечение в 2024 году:

а) развития транспортных коридоров «Запад – Восток» и «Север – Юг» для перевозки грузов, в том числе за счёт:

строительства и модернизации российских участков автомобильных дорог, относящихся к международному транспортному маршруту «Европа – Западный Китай»;

увеличения мощностей морских портов Российской Федерации, включая порты Дальневосточного, Северо-Западного, Волго-Каспийского и Азово-Черноморского бассейнов;

развития Северного морского пути и увеличения грузопотока по нему до 80 млн. тонн;

сокращения времени перевозки контейнеров железнодорожным транспортом, в частности с Дальнего Востока до западной границы Российской Федерации до семи дней, и увеличения объёма транзитных перевозок контейнеров железнодорожным транспортом в четыре раза;

формирования узловых грузовых мультимодальных транспортно-логистических центров;

увеличения пропускной способности Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей в полтора раза, до 180 млн. тонн;

увеличения пропускной способности железнодорожных подходов к морским портам Азово-Черноморского бассейна;

б) повышения уровня экономической связанности территории Российской Федерации посредством расширения и модернизации железнодорожной, авиационной, автодорожной, морской и речной инфраструктуры, в том числе за счёт:

поэтапного развития транспортных коммуникаций между административными центрами субъектов Российской Федерации и другими городами – центрами экономического роста, включая ликвидацию инфраструктурных ограничений на имеющих перспективы развития территориях, прилегающих к таким транспортным коммуникациям;

реконструкции инфраструктуры региональных аэропортов и расширения сети межрегиональных регулярных пассажирских авиационных маршрутов, минуя Москву, до 50 процентов от общего количества внутренних регулярных авиационных маршрутов;

создания основы для развития скоростного и высокоскоростного железнодорожного сообщения между крупными городами;

увеличения пропускной способности внутренних водных путей;

в) гарантированного обеспечения доступной электроэнергией, в том числе за счёт:

электрификации транспортных коридоров «Запад – Восток» и «Север – Юг», включая Байкало-Амурскую и Транссибирскую железнодорожные магистрали, во взаимосвязи с развитием транспортной инфраструктуры;

развития централизованных энергосистем, включая модернизацию генерирующих мощностей тепловых, атомных и гидроэлектростанций в соответствии с потребностями социально-экономического развития;

устойчивого энергоснабжения потребителей на территориях субъектов Российской Федерации, прежде всего Республики Крым, г. Севастополя, Калининградской области, а также субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа;

развития распределённой генерации, в том числе на основе возобновляемых источников энергии, в первую очередь в удалённых и изолированных энергорайонах;

внедрения интеллектуальных систем управления электросетевым хозяйством на базе цифровых технологий.» - http://kremlin.ru/events/president/news/57425

ПОБЕДИЛА СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ 20 АГЛОМЕРАЦИЙ? - НЕ ТАК! ПОБЕЖДАЕТ ДРУГОЙ ПОДХОД. ПОБЕЖДАЕТ СТРАТЕГИЯ ПРОСТРАНСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ СТРАНЫ.

«…Как перед ней ни гнитесь, господа,
Вам не снискать признанья от Европы:
В ее глазах вы будете всегда
Не слуги просвещенья, а холопы.»
Ф.И. Тютчев, май 1867

Эти строки были написаны ровно 150 лет назад, но господа вовремя не вняли. Санкционная метла привела в чувство и смогла вразумить «гнущихся пред западом господ». Торпедированы были даже те, кто считались непотопляемыми и прежде были в непререкаемом почёте у «западных партнёров».

Рассеялись в прах железобетонные заверения о незыблемости зарубежных банковских счетов. Бесследно рассеялся туман оффшорных гарантий. Иссяк источник дешёвых кредитов из западных банков. И элита, - российская по паспорту и зарубежная по юрисдикции - поджав хвосты, ВОЗВРАЩАЕТСЯ В РОДНУЮ ГАВАНЬ, В ПОРТ ПОСТОЯННОЙ ПРОПИСКИ с огрызками своих капиталов и с котомками своих несбывшихся инвест-проектов на чужбине.

Постепенно приходя в чувство В РОДНОЙ ГАВАНИ, элита начинает осознавать, что если она хочет сохранить и приумножить, те лоскутья, что остались от их капиталов, то она теперь вынуждена ВКЛАДЫВАТЬ В РОДНУЮ ГАВАНЬ, вынуждена развивать пространство всей территории, а не только (как это было прежде) места своей кратковременной дисклокации во время непродолжительных визитов - мегаполисы.

Насколько они это осознали покажет время - это будет видно по темпам пространственного развития страны. На данном этапе есть декларации - мы их услышали. Будут ли последующие действия?..

ЕСЛИ СЛОВА БУДУТ ПОДКРЕПЛЕНЫ КОНКРЕТНЫМИ ДЕЛАМИ И ПРОГРАММАМИ ПРОСТРАНСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ, МЫ ГОТОВЫ ПОДКЛЮЧИТЬСЯ.

«Сейчас идут, мы знаем, большие дискуссии по так называемой стратегии пространственного развития. Там разные точки зрения высказываются. Но думаю, что, конечно, мегаполис – это все замечательно, но все-таки сила нашей страны - она в многообразии, безусловно. Это наша и сила, в этом и фактор развития. И, конечно, особенно вот то, чему, мы кстати, обучились во время обучающей программы резерва: ТЕХНОЛОГИИ СЕГОДНЯ ТАК МЕНЯЮТ ЖИЗНЬ, ЧТО МОЖНО СЕРЬЕЗНУЮ ИСТОРИЮ УСПЕХА СОЗДАВАТЬ НЕОБЯЗАТЕЛЬНО В МЕГАПОЛИСАХ, ЭТО МОЖНО СОЗДАВАТЬ В МАЛЫХ ГОРОДАХ. Сегодня входной билет в такие создании истории успеха - он серьёзно понизился.» - Губернатор Ивановской области Станислав Воскресенский на встрече с Президентом РФ Владимиром Путиным, 25 апреля 2018 г. - http://www.kremlin.ru/events/president/news/57363


«Пространственное развитие страны. Валентина Ивановна (Матвиенко) об этом говорила. И сказала о том, что речь скорее всего пойдёт о развитии крупных агломераций… НЕ ТАК. Мы как раз… Там есть такая точка зрения, Вы правы. НО ПОБЕЖДАЕТ ДРУГАЯ, ДРУГОЙ ПОДХОД, КОТОРЫЙ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ В ТОМ, ЧТОБЫ ВОТ ЭТО ПРОСТРАНСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ СТРАНЫ БЫЛО СВЯЗАНО, ПРЕЖДЕ ВСЕГО, С РАЗВИТИЕМ ТРАНСПОРТНОЙ И ДРУГОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ МЕЖДУ НАСЕЛЁННЫМИ ПУНКТАМИ. С тем, чтобы пространство между населёнными пунктами обживалось, было комфортным для граждан. Конечно, мы будем уделять и внимание городам: и крупным городам, и малым, там есть отдельные программы, но всё
таки упор предполагается сделать на это – именно на пространственное развитие.» - из заключительного слова Владимира Путина на встрече с членами Совета законодателей при Федеральном собрании России, 27 апреля 2018 г. - http://www.kremlin.ru/events/president/news/54362

Справочная информация:

Стратегия пространственного развития России - документ, сочетающий в себе подходы стратегического и территориального планирования.

Утвержденная в мае 2017 года концепция Стратегии предусматривает несколько моделей - например, поляризованную и выравнивающую.

Первая заключается в стимулировании активности бизнеса в городах-лидерах, развитие агломераций, а в остальных регионах проходит «управляемое сжатие экономического пространства».

Вторая нацелена на рост всех регионов для того, чтобы максимизировать использование их потенциала, однако темпы роста будут ниже.

Замминистра экономического развития Александр Цыбульский в январе 2017 года заявил, что будущая экономика России - это экономика вокруг крупных городов: «Нам надо создать каркас городских агломераций, крупных промышленных производственных сервисных центров, вокруг которых и будет сосредоточена экономическая жизнь страны.»

В апреле 2018 года врио директора департамента планирования территориального развития Минэкономразвития Алексей Елин, который отвечает за подготовку стратегии, рассказал, что ее составители выделили 27 центров экономического роста России, формирующих 65 % прироста экономики страны.

Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев в феврале 2018 года был осторожнее и высказался в том смысле, что в любом городе и регионе могут быть созданы возможности для развития, исходя из перспективных отраслей его специализации: «На карте должны появиться не только мегапроекты, но и множество точек для приложения сил малого и среднего бизнеса, чтобы развивались не только центры глобальной конкуренции, мегаполисы, агломерации - хотя это очень важно, это именно так, - но появлялось и как можно больше центров иного масштаба».

В марте 2018 года в Совете Федерации состоялся Круглый стол о ходе подготовки проекта стратегии, на котором – судя по стенограмме - стратегию раскритиковали в пух и прах. Общее мнение - движение по пути агломераций означает обезлюживание страны и создание нескольких не точек роста, а нескольких полюсов, где будет сконцентрирована квалифицированная рабочая сила, что разрушит экономику государства.

Зампред правительства РФ Дмитрий Козак в ноябре 2017 года заявил, что проект стратегии будет внесён на рассмотрение в правительство в марте-апреле 2018 года. Однако этого еще не произошло.