На определенной стадии своего развития организации приходится регламентировать основные бизнес-процессы, т.е. описывать ход их выполнения в локальных нормативных актах. В таком документе, как регламент, поэтапно освещается ход процесса, над которым работают сразу в нескольких подразделениях. Вряд ли секретарю поручат разработку регламента сложного производственного процесса, а вот делопроизводственного - вполне вероятно.

В этой статье рассматривается регламент как вид документа, его структура и основные реквизиты, а также приводится пример регламента одного из важнейших процессов в ДОУ - контроля исполнения задач по документам.

РЕГЛАМЕНТ КАК ДОКУМЕНТ

Наш словарик

Регламент в коммерческой организации - это организационно-распорядительный документ, в котором пошагово описывается определенный бизнес-процесс с момента его начала до завершения.

Регламенты строго индивидуальны и могут действовать только в той организации, которая утвердила их для себя. Так, при составлении инструкции по делопроизводству обычно используют ГОСТ Р 6.30-2003 «Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов» и Методические рекомендации по внедрению ГОСТ Р 6.30-2003 . На основе этих документов создаются внутренние инструкции и в небольшом магазине, и в ОАО федерального уровня. А вот, например, порядок прохождения внутренних документов, установленный в одной организации, может совершенно не подходить для другой.

Ознакомившись с регламентом, новый сотрудник подразделения должен понять, в чем состоят его задачи, и оперативно включиться в процесс.

Обычно регламенты бизнес-процессов разрабатывают приглашенные в организацию представители консалтинговой компании. Но им не обойтись без помощи работников, которые ежедневно выполняют эти процессы.

Когда в бизнес-процесс вовлечены несколько структурных подразделений (такой процесс называется сквозным), один регламент способен заменить длительную внутреннюю переписку. Ведь работник одного отдела не может подчиняться начальнику другого, так почему же он должен принимать эстафету и выполнять какие-то действия без распоряжения своего непосредственного руководителя? В обычных условиях руководителям отделов приходится вступать в переписку. Если же имеется регламент, то работники разных подразделений включаются в выполнение процесса, не дожидаясь указания «сверху».

Какие процессы подлежат регламентации?

Иметь отдельные регламенты на все рабочие процессы, несомненно, очень удобно. Однако у этой медали есть и оборотная сторона, а именно:

  • регламентирование требует серьезных денежных вложений: хорошие консультанты стоят дорого, как и рабочее время собственных сотрудников;
  • любой процесс постоянно развивается: появляются новые технические условия работы, к его выполнению приходят новые, по-другому обученные люди, и схема процесса, составленная сегодня, может до неузнаваемости измениться через год. За этим тоже нужно следить, что означает новые затраты;
  • подход к выполнению процесса, когда «шаг в сторону равносилен побегу», не способствует проявлению работниками инициативы, а ведь никто, в конечном счете, не сумеет оптимизировать процесс лучше тех, кто непосредственно работает над ним;
  • внедрение регламента практически гарантированно влечет за собой сопротивление работников, причем как непосредственных участников процесса, так и многочисленных «сочувствующих». Преодоление сопротивления - целый этап внедрения регламента, требующий и временных, и материальных ресурсов.

Таким образом, регламентированию подлежат в первую очередь типовые процессы. Они будут выполняться в организации всегда, независимо от внешней ситуации. Перечень процессов, подлежащих регламентированию в конкретной организации, составляется строго индивидуально, исходя из множества факторов.

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ РЕГЛАМЕНТА

Как правило, регламент состоит из следующих основных разделов:

  1. Общие положения.
  2. Термины, определения, сокращения.
  3. Описание процесса.
  4. Ответственность.
  5. Контроль.

Раздел

Общие положения

  • Назначение регламента (Настоящий регламент определяет порядок… );
  • область применения: объекты или работники организации, которых касается регламент;
  • нормативные документы, на основании которых разработан регламент (если они есть);
  • порядок утверждения, внесения изменений и отмены регламента

Термины, определения, сокращения

Определение терминов и разъяснение сокращений, используемых в тексте регламента.

Термины приводятся в алфавитном порядке. Каждый из них пишется с новой строки в единственном числе, а его определение указывается через тире без слова «это». В качестве источника определений желательно использовать законодательные акты, государственные стандарты и другие нормативные документы

Описание процесса

Пошаговое описание процесса. Для удобства этот раздел делится на подпункты, каждый из которых соответствует очередному этапу процесса. В разделе указываются работники, задействованные в выполнении, описываются действие и результат

Ответственность

Ответственность участников процесса за неисполнение регламента (дисциплинарная, административная, уголовная). Последняя касается обычно сложных производственных процессов, связанных с риском для здоровья и жизни работников

Контроль

Указание Ф.И.О. должностного лица, ответственного за контроль исполнения регламента, а также, при необходимости, средства контроля

ОСНОВНЫЕ РЕКВИЗИТЫ РЕГЛАМЕНТА

К числу основных реквизитов документа относят:

  • наименование организации;
  • дату и номер документа, место его составления;
  • гриф утверждения;
  • наименование документа;
  • текст документа;
  • приложение (если есть);
  • визы согласования.

Кстати

Требования к оформлению перечисленных реквизитов установлены ГОСТ Р 6.30-2003. Методические рекомендации по внедрению ГОСТ Р 6.30-2003 разъясняют и конкретизируют порядок внедрения и применения данного стандарта.

МОДЕЛЬ БИЗНЕС-ПРОЦЕССА

В качестве приложения к регламенту может выступать модель бизнес-процесса. Ее принято изображать графически (см. схему), но допустимо также составить таблицу и даже описать процесс вербально. Графические модели бизнес-процессов создаются с помощью специального программного обеспечения.

То, что на первый взгляд кажется хитросплетением линий и геометрических фигур, на самом деле представляет собой строгий порядок действий при выполнении того или иного процесса, в нашем случае - процесса делопроизводства. Схема бизнес-процесса гораздо удобнее для восприятия, чем текст того же регламента. На ней четко видно, кто и с чего начинает каждый этап, чем его заканчивает и кому передает эстафету в работе над процессом.

На графической модели бизнес-процесса «Согласование проекта документа» представлены такие ключевые параметры бизнес-процесса, как входы и выходы, клиенты и участники. Каждый новый работник, глядя на модель, оперативно включится в выполнение своего процесса на определенном этапе и будет знать, как вести себя в любой рабочей ситуации, связанной с ним.

ПОРЯДОК РАБОТЫ НАД РЕГЛАМЕНТОМ

Работа над регламентом ничем не отличается от работы над любым другим организационно-распорядительным документом: сначала составляют проект документа, который согласовывают с заинтересованными должностными лицами, затем его утверждает руководитель организации или уполномоченное им лицом. Наконец, участники процесса знакомятся с регламентом под роспись и получают на руки его копии.

Утверждение регламента может производиться несколькими способами:

  1. напрямую (руководитель собственноручно расписывается на документе);
  2. косвенно (путем издания приказа) (см. Пример 1). В данном случае в гриф утверждения будут внесены регистрационные данные приказа.

Пример 1

Приказ об утверждении и введении в действие
регламентов бизнес-процессов


(ООО «Перспектива»)

ПРИКАЗ

23.07.2014 № 456-Пр

г. Москва

Об утверждении и введении в действие регламентов бизнес-процессов

В целях совершенствования процедур делопроизводства ООО «Перспектива»

ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Утвердить и ввести в действие с 01.08.2014 регламенты следующих бизнес-процессов:

1.1. Регистрация и учет документов.

1.2. Контроль исполнения документов.

1.3. Хранение и поиск документов.

2. Назначить ответственным за выполнение требований, указанных в п. 1 данного приказа, административного директора Легостаева А.В.

3. Начальнику канцелярии Паршиной В.К. обеспечить ознакомление работников ООО «Перспектива» с настоящим приказом под роспись и передать копии утвержденных регламентов в структурные подразделения ООО «Перспектива» до 30.07.2014.

4. Контроль исполнения настоящего приказа оставляю за собой.

Генеральный директор Максимов Д.А. Максимов

С приказом ознакомлены:

Легостаев А.В. Легостаев 24.07.2014

Паршина В.К. Паршина 24.07.2014

П.А. Карпенко

23-78

Регламент бизнес-процесса «Контроль исполнения документов» приведен в Примере 2.

Пример 2

Регламент бизнес-процесса «Контроль исполнения документов»

Общество с ограниченной ответственностью «Перспектива»
(ООО «Перспектива»)

РЕГЛАМЕНТ №7
бизнес-процесса «Контроль исполнения документов»

1. Общие положения

1.1. Регламент бизнес-процесса «Контроль исполнения документов» (далее - Регламент) определяет порядок контроля исполнения заданий по документам в ООО «Перспектива» (далее - Организация).

1.2. Требования и правила Регламента распространяются на все структурные подразделения Организации.

1.3. Утверждение Регламента, внесение в него изменений и отмена производятся приказом генерального директора Организации.

1.4. Работники Организации обязаны знать и выполнять требования Регламента. Все вновь принятые на работу сотрудники Организации должны быть ознакомлены руководителями структурных подразделений с установленным порядком контроля исполнения документов в Организации.

2. Термины, определения, сокращения

2.1. В Регламенте используются следующие термины и определения:

Документ - зафиксированная на носителе информация с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать.

Задание - поручение руководителя.

Задача - см. задание.

Исполнитель - работник Организации, которому поручено исполнение задачи.

Контроль - совокупность действий, обеспечивающих своевременное исполнение документа.

Ответственный исполнитель - работник из числа исполнителей, обладающий правом координации работы других исполнителей. В резолюции указывается первым.

Резолюция - реквизит, содержащий указания должностного лица по исполнению документа. Включает в себя фамилии, инициалы исполнителей, содержание поручения (при необходимости), срок исполнения, подпись и дату.

Руководитель - должностное лицо, выносящее резолюцию.

Срок исполнения - календарная дата исполнения задачи. Срок исполнения документа начинается со дня его регистрации в канцелярии Организации и исчисляется в календарных днях. Документы подлежат исполнению в следующие типовые сроки:

С конкретной даты исполнения - в указанный срок, если документ поступил в Организацию не позже чем за три дня до истечения указанного срока;

Без указания конкретной даты исполнения и специальных пометок - в течение 30 дней;

Без указания конкретной даты, с пометкой «Срочно» или «Немедленно» - в течение трех дней;

Без указания конкретной даты, с пометкой «Оперативно» - в течение 10 дней.

3. Описание процесса

3.1. Постановка документа на контроль.

3.1.1. Контролю подлежат все зарегистрированные документы, требующие исполнения.

3.1.2. Основанием для постановки документа на контроль является резолюция генерального директора Организации или его заместителя.

В резолюции указываются:

Исполнитель документа;

Срок исполнения задачи;

При необходимости - содержание задачи.

3.1.3. Получив документ с резолюцией, секретарь генерального директора или секретарь заместителя генерального директора (далее - Секретари) готовят скан-копию документа с резолюцией. Отсканированный документ помещается в папку «На контроле».

3.1.4. Файл копии документа вкладывается в электронное сообщение, направляемое исполнителю.

3.1.5. В параметрах электронного сообщения устанавливается срок исполнения задачи и включается опция уведомления автора задачи о ее получении.

3.1.6. После получения электронного сообщения с задачей исполнитель направляет автору задачи уведомление о ее получении.

3.1.7. В случае если исполнитель получает задание, содержание которого находится за пределами его компетенции, он обязан уведомить об этом автора задачи в течение одного рабочего дня с момента получения задания. Автор задачи, получив подобное уведомление, представляет руководителю документ для повторной резолюции.

3.2. Выполнение задания.

3.2.1. Исполнитель выполняет поставленную перед ним задачу в установленный в резолюции срок.

3.2.2. Если последний день исполнения задачи приходится на нерабочий день, документ подлежит исполнению на следующий рабочий день.

3.2.3. Если выполнить задание в установленный в резолюции срок не представляется возможным, исполнитель обязан доложить об этом руководителю до истечения срока выполнения и объяснить причину задержки. Если причина является уважительной, руководитель может продлить срок выполнения задачи.

3.2.4. В случае если срок выполнения задачи был продлен руководителем, автор задачи изменяет срок ее выполнения в электронной карточке документа.

3.3. Отчет о выполнении задания.

3.3.1. Выполнив задание, исполнитель формирует отчет о выполнении, который направляется автору задачи в виде электронного сообщения. Отчет о выполнении задания должен быть информативным и содержать конкретное описание действий и принятых мер. В случае если для выполнения задачи потребовалось составить документ, его регистрационные данные указываются в отчете о выполнении задачи.

3.3.2. Получив отчет о выполнении задачи, автор задачи ставит статус «Выполнено» в электронной карточке документа. Документ изымается из папки «На контроле» и помещается в дело.

3.3.3. В случае если автор задачи не получил отчет о выполнении задачи в срок, указанный в резолюции, он направляет исполнителю электронное сообщение-запрос с требованием указать причину невыполнения задачи. О невыполнении задания автор задачи докладывает руководителю с приложением объяснений исполнителя. Если причина является уважительной, руководитель может продлить срок выполнения задачи.

3.3.4. В случае если срок выполнения задачи был продлен руководителем, автор задачи изменяет срок выполнения в электронной карточке документа.

3.4. Формирование отчета о выполнении задач.

3.4.1. Секретари ежемесячно формируют отчет о выполнении задач по документам, который представляют руководителю.

В отчете указывается:

Общее количество поставленных задач за отчетный период;

Количество выполненных задач;

Количество задач с продленным сроком исполнения;

Количество задач, не выполненных в срок.

При наличии задач, не выполненных в срок, указываются также фамилии исполнителей данных задач.

4. Ответственность

Работники Организации, независимо от занимаемых должностей, несут дисциплинарную ответственность за ненадлежащее исполнение или неисполнение требований настоящего Регламента.

5. Контроль

Контроль исполнения Регламента осуществляет административный директор Организации.

Технологический регламент – один из документов, относящихся к Единой системе технологической документации (ЕСТД), которая в свою очередь входит в состав Единой системы технологической подготовки производства – ЕСТПП. На основе положения, действующего в данной системе документации, прерогатива в создании такого документа принадлежит самому предприятию. Закон допускает привлечение сторонних исполнителей.

Разработанный производственный регламент может требовать обязательной регистрации в надзорных органах, если это предусмотрено российским законодательством. Например, в случае пожаровзрывоопасного технологического процесса или имеющего другую категорию опасности (связанной с химической опасностью или для подземных работ) вся технологическая документация проходит согласование в территориальном или центральном Ростехнадзоре.

Технологический регламент является одним из документов, которые определяют технологический процесс, устанавливают последовательность выполнения технологических операций. Регламент производства является аналогом Технологической карты.

Они оба являются документами технологической подготовки производства к выпуску продукции. При этом перед технологом ставится задача установления оптимального технологического процесса. Если в металлургии в качестве основного технологического документа установлена нормативно-технологическая карта, то в химической отрасли такую же роль выполняет производственный технологический регламент.

Кроме таких регламентов существует особая группа общего назначения, регулирующих те или производственные процессы на предприятиях.

Положение о Технологических регламентах

Положение о ТР на предприятиях химической промышленности утверждено Минэкономики РФ 6 мая 2000 года и действует в настоящее время на предприятиях любой формы собственности. Данное положение о технологическом регламенте указывает, что его действие не распространяется на химические предприятия, где в качестве определения технологического процесса выступают технологические карты.

В соответствии с Положением о Технологических регламентах на химических предприятиях он определяется в качестве основного технического документа на предприятии. Регламент устанавливает:

  • оптимальный технологический режим;
  • содержит описание материалов, сырья, полуфабрикатов, реагентов;
  • порядок проведения технологических операций и контроля их исполнения, технологической схемы производства;
  • нормы расходных материалов и режимов технологии;
  • обеспечивает выпуск продукции требуемого качества;
  • регулирует безопасные условия эксплуатации производства;
  • содержит описание сточных вод, отходов, выбросов в атмосферу и методов их утилизации и переработки;
  • список обязательных технологических инструкций и нормативных документов, в соответствии с которыми производится выпуск готовой продукции на предприятии;
  • определяет способы выполнения требований по охране окружающей среды.

Положение о Технологических регламентах на химических предприятиях в соответствии с российскими нормативами предусматривает разные их виды:

  • они могут быть постоянными;
  • временными, применяемыми для пусковых целей (при вводе нового оборудования или технологии, при принципиальных изменениях в процессах, при запуске нового производства);
  • разовыми (для выпуска продукции на опытных и опытно-промышленных установках и в других случаях);
  • лабораторными (для различных испытаний, если не происходит выпуск товарной продукции).

Если Технологический регламент разрабатывается с участием стороннего исполнителя, то он обязательно согласовывается с предприятием-заказчиком. Причем у всех исполнителей должна быть лицензия Ростехнадзора на проведение таких работ. Утверждается регламент руководителем предприятия.

Также Положение предусматривает возможность оформления постоянного производственного технологического регламента сроком до 10 лет. Но через 5 лет должен на предприятии быть оформлен приказ о его действительности.

Временные регламенты могут действовать не более одного года. Если производство не достигает уровня требуемых показателей, то срок временного производственного технологического регламента может быть продлен в установленном порядке. Срок действия разовых и лабораторных регламентов устанавливаются в зависимости от необходимости проведения испытаний или пуска производства.

Производственный технологический регламент в химической отрасли относится к обязательным документам. Без его наличия или при ситуации, когда закончен его срок действия, выпуск продукции на таком предприятии запрещен.

Руководителю предприятия предоставлено право отмены производственного технологического регламента, если он не обеспечивает некоторых установленных (обязательных для исполнения) требований законодательства, в том числе, следующих:

  • не позволяет осуществлять выпуск готовой продукции требуемого качества;
  • не дает возможности достигнуть требуемого уровня безопасности работ;
  • не способствует достижению установленных требований охраны окружающей среды и в других случаях.

Технологические регламенты общего назначения

К ним относятся следующие ТР:

1. При осуществлении нового строительства предприятие-застройщик должно сформулировать и утвердить временный Технологический регламент на отходы и обращение с отходами. Наличие такого документа позволяет снизить отрицательное воздействие строительных работ на загрязнение окружающей среды, способствует повышению эффективности применения природных ресурсов.

Для разработки такого документа существует унифицированный (типовой) Технический регламент. Он рекомендует включать:

  • перечень отходов, получаемых в ходе строительных работ;
  • установить их классификацию по группам опасности в соответствии с российским законодательством;
  • описать способы вывоза и утилизации мусора со строительных объектов;
  • указать места временного хранения отходов.

Данный документ обязателен не только для всех строительных организаций, но также и для других предприятий, у которых в результате технологических процессов формируются строительные отходы. Он разрабатывается и согласовывается Комитетом природопользования и охраны окружающей среды по месту регистрации предприятия.

При окончании строительных работ происходит официальное закрытие Технологического регламента в том же Комитете природопользования. Заявитель при этом должен предоставить справки о сдаче-приемке объекта и о расчеты оплаты налога, установленного государством за негативное воздействие производства на окружающую среду.

2. Обязательным документом для функционирующего предприятия является Технологический регламент на работу очистных сооружений при их наличии. Без такого регламента не разрешено выполнение работ по подключению к канализационным стокам и водопроводной сети. Он определяет и описывает правила очистки сточных вод.

Разрабатывается Технологический регламент общего назначения на базе паспортной документации на оборудование по очистке сточных вод и отходов. Его оформляет застройщик или заказчик, производит его регистрацию в надзорных структурах. Технологический надзор контролирует работу очистных сооружений предприятия с целью минимизации рисков загрязнения водостоков.


30 ноября 2015 года вступил в силу Приказ Ростехнадзора от 31.12.2014 № 631, который утвердил Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Требования к технологическим регламентам химико-технологических производств». Документ устанавливает обязательные требования к технологическим регламентам химико-технологических производств для ОПО, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются (утилизируются, переводятся в иную форму) опасные вещества, в том числе токсичные, высокотоксичные и представляющие опасность для окружающей среды, а также способные образовывать паро-, газо- и пылевоздушные взрывопожароопасные смеси.

Технологический регламент химико-технологических производств (ТР) - это нормативно-технический документ, который определяет технологический режим, порядок проведения операций технологического процесса. Цель разработки ТР - обеспечить выпуск продукции требуемого качества, а также безопасные условия эксплуатации производства.

ТР разрабатывается на основании документации конкретного ОПО и содержит регламентированные значения параметров по ведению технологического процесса. Сведения, приводимые в Технологических регламентах, могут быть использованы при разработке ППК, ПМЛАС , а также деклараций промышленной безопасности.

Согласно п. 6 ФНП «Требования к технологическим регламентам химико-технологических производств», ТР подразделяются на четыре типа: постоянные, временные (пусковые), разовые (опытные) и лабораторные. Охарактеризуем каждый из видов ТР более подробно.

  1. Постоянные ТР - данные документы разрабатываются для освоенных химико-технологических производств, которые уже обеспечивают требуемое качество выпускаемой продукции. Срок действия такого регламента составляет не более 10 лет.
  2. Временные (пусковые) ТР - данный вид формируются, как правило, для новых производств, производств с новой технологией либо технологией, в которую внесены принципиальные изменения. Срок действия устанавливается исходя из планов по освоению производства (более или менее года) и с учетом времени, необходимого для составления постоянного ТР. Порядок использования и сроки действия временных ТР указаны в п. 75-76 ФНП «Требования к технологическим регламентам химико-технологических производств».
  3. Разовые (опытные) ТР - разрабатываются при выпуске товарной продукции на опытных и опытно-промышленных установках (цехах), а также для опытных и опытно-промышленных работ, проводимых на действующих производствах. Сроки действия разовых ТР зависят от времени проведения опытных работ либо сроков выпуска определенного объема продукции. Разовые ТР, в соответствии с которыми проводится наработка опытной продукции, действуют не более 5 лет.
  4. Лабораторные ТР (пусковые записки, производственные методики) - разрабатываются для лабораторных, стендовых и модельных установок, выпускающих товарную продукцию объемом до 1000 кг/год либо не выпускающих ее вовсе. Срок действия такого регламента устанавливается лицом, утверждающим ТР, и зависит от типа и условий эксплуатации оборудования.
Зачем разрабатывать Технологический регламент химико-технологических производств

Необходимость разработки Технологических регламентов для химико-технологических производств устанавливается Приказом Ростехнадзора от 31.12.2014 № 631 «Об утверждении Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Требования к технологическим регламентам химико-технологических производств».

Действие документа не распространяется на:

  • производства, на которых действуют технологические карты, определяющие технологический процесс;
  • выпуск химикатов и заказных реактивов, производимых на лабораторных установках по лабораторным методикам.
Согласно п. 81 ФНП «Требования к технологическим регламентам химико-технологических производств» запрещается выпуск продукции и проведение опытных работ по неутвержденным технологическим регламентам или технологическим регламентам, срок действия которых истек.

Как разработать Технологический регламент

Все виды Технологических регламентов разрабатываются организацией, эксплуатирующей химико-технологическое производство (п. 59 ФНП). Исключение составляют разовые регламенты для опытных установок, а также опытных работ, проводимых на действующих производствах. Такой документ составляется разработчиком технологического процесса и согласовывается с владельцем ОПО.

Следует отметить, что любые ТР должны разрабатываться с учетом требований Федерального закона от 26 июня 2008 г. № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений» (п. 11 ФНП).

Постоянные, временные и разовые Технологические регламенты включают следующие разделы (последовательность которых должна быть неизменной, п. 69 ФНП):

1. Общая характеристика производства.
2. Характеристика производимой продукции.
3. Характеристика сырья, материалов, полупродуктов и энергоресурсов.
4. Описание химико-технологического процесса и схем.
5. Материальный баланс.
6. Нормы расхода основных видов сырья, материалов и энергоресурсов.
7. Контроль производства и управление технологическим процессом.
8. Возможные инциденты в работе и способы их ликвидации.
9. Безопасная эксплуатация производства.
10. Перечень обязательных инструкций.
11. Технологические схемы производства.
12. Спецификация основного технологического оборудования (технических устройств), включая оборудование природоохранного назначения.


Лабораторный ТР в общем виде должен содержать следующие данные:
  • Назначение установки.
  • Краткая характеристика сырья, полупродуктов, готового продукта, отходов, сточных вод и выбросов вредных веществ с указанием их токсических, пожаро- и взрывоопасных свойств.
  • Описание технологической схемы и расположения аппаратуры.
  • Описание схемы контрольно-измерительных приборов и автоматики, блокировок и предохранительных устройств.
  • Описание схемы электроснабжения.
  • Требования к безопасной эксплуатации.
  • Требования к обеспечению экологической безопасности.
  • Чертежи технологической схемы.
Подробные требования к каждой части всех видов ТР приведены в разделах IV-XV ФНП «Требования к технологическим регламентам химико-технологических производств» (п. 14-58) и Приложениях к этому нормативному документу.

Ответственность за полноту и качество разработки разделов ТР и контроль за обеспечением его исполнения возлагается на технологическую службу организации, производства, отделения, установки.

Текстовый и графический материалы Технологических регламентов оформляются согласно требованиям единой системы конструкторской документации.
Титульный лист ТР должен разрабатываться в соответствии с требованиями Приложения № 4 к ФНП «Требования к технологическим регламентам химико-технологических производств» (см. п. 62 ФНП).

После последнего раздела ТР размещается «Лист подписей постоянного (временного, разового, лабораторного) технологического регламента», который содержит название и номер регламента, а также подписи:

  • главного инженера организации (технического директора, директора по производству);
  • начальника производственно-технического (технического) отдела организации;
  • начальника производства;
  • начальника цеха;
  • начальника отдела технического контроля.
Под грифом «согласовано» подписываются:
  • руководитель службы управления системой промышленной безопасности на ОПО I и II классов опасности либо руководитель службы производственного контроля (ответственный за ПК) на ОПО III и IV классов опасности;
  • заместитель руководителя организации по охране окружающей среды;
  • главный механик и главный энергетик организации;
  • главный метролог организации;
  • начальник центральной лаборатории организации.
Последним листом ТР является «Лист регистрации изменений и дополнений».

Утверждение, переиздание, отмена и продление действия Технологического регламента оформляется приказом руководителя эксплуатирующей ОПО организации.

Подлинники утвержденных ТР хранятся в ответственной службе организации, которая обеспечивает начальников производств, цехов, отделов и других производственных подразделений учтенными копиями. Количество копий ТР определяет владелец химико-технологического производства, исходя из круга заинтересованных лиц (отделов, служб, департаментов и т.д.).

Обратите внимание : если Технологический регламент не обеспечивает надлежащего качества продукции, безусловной безопасности работы, требований охраны окружающей среды или имеются значительные изменения и дополнения, сильно затрудняющие пользование регламентом, руководителем эксплуатирующей организации может быть принято решение о его досрочной отмене, переработке или переиздании.

В тексте ТР не допускаются подчистки и поправки. Однако возможны корректировки и исправления, которые заносятся в лист регистрации изменений и дополнений (согласно Приложениям № 6, 7 к ФНП). Следует помнить, что внесенные изменения не должны отрицательно влиять на работоспособность и безопасность всей технологической системы в целом.

Порядок внесения изменений и дополнений в ТР строго регламентирован. Это позволяет исключить случаи, когда корректировки в технологический регламент могут быть проигнорированы. Алгоритм действий следующий:

1. Изменения и/или дополнения вносятся в «Лист регистрации изменений и дополнений».

2. Издается Приказ «О введении в действие изменений (дополнений)». Документ содержит информацию о вносимых изменениях, которые прописываются целыми предложениями или пунктами с целью оперативного использования данной информации. Приказ подписывается лицом, ответственным за нормативную и техническую документацию на ОПО.

3. Рядом с измененными и/или дополненными пунктами в тексте ТР делается запись «*изм.1» (первое изменение), «*изм.2" (второе изменение)» и так далее. Данные отметки соответствуют очередности приказов «О внесении изменений и дополнений». Подписи и даты утверждения не требуются.

4. Тексты всех изменений и дополнений рассылаются под роспись в подразделения эксплуатирующей организации, в которых находятся копии Технологического регламента.

Это основной эксплуатационный документ химических, нефтеперерабатывающих предприятий и взрывопожароопасных производств переработки растительного сырья, который определяет технологический процесс выпуска продукта контролируемого качества, его аппаратурное оформление. В документе приводятся безопасные условия эксплуатации производства, экологические аспекты и мероприятия по охране труда персонала.

В регламенте приводится технологическая схема производства, разделенная на технологические блоки. Для каждого блока определяется энергетический уровень и категория взрывоопасности.

Технологический регламент производства определяет качество и расходные нормы сырья, катализаторов, энергетических ресурсов, отходов производства; устанавливает нормы и порядок контроля технологических параметров контрольно-измерительными приборами, автоматизированными системами управления и лабор аторными исследованиями.

Для хими ко-технологических процессов в технологическом регламенте предусматривается расчет материального балан са, который выполняется в табличной и графической формах. Материальный баланс составляется по данным пр оектной документации нового производства или по результатам предыдущего года выпуска продукции действующег о предприятия, с учетом годовой расчетной мощности химического продукта и расходных норм сырья, материалов, отходов. В таблице приводятся результаты расчета прихода и расхода на каждую технологическую операцию процесса, процентный и количественный состав компонентов. В графической части материального баланса представляется оборудование, основные и вспомогательные технологические потоки производства.

В зависимости от производственного процесса предусмотрены следующие типы эксплуатационного документа:

  • постоянный технологический регламент (для установленных технологических процессов, обеспечивающих выпуск качественного продукта);
  • временный или пусковой технологический регламент (для нового производства или для производства, технология которого принципиально изменена);
  • разовый или опытный технологический регламент (для опытных или опытно-промышленных установок, предприятий или для конкретных опытных работ действующего предприятия).

Состав технологического регламента производства установлен нормативными документами по его разработке и напрямую зависит от отраслевой принадлежности предприятия, для которого он разрабатывается.

Разработка технологического регламента производства

Разработку или внесение изменений в технологический регламент производства необходимо поручать компаниям, оказывающим услуги в области промышленной безопасности и имеющим в своем штате сотрудников, обладающих практическим опытом и соответствующей квалификацией.
Регламент те
хнологического процесса производства продукции должен соответствовать проектной документации.
Основанием для внесения изменений в регламент является вновь разработанная проектная документация, имеющая положительное заключение экспертизы промышленной безопасности или заключение экспертизы в области градостроительной деятельности.
Технологическ ий регламент производства утверждает руководитель предприятия. Документу присваивается регистрационный номер. Присвоение номера осуществляет производственно-техническая служба организации (или служба промышленной безопасности и охраны труда), в которой хранится первый экземпляр регламента. Рабочие экземпляры регламента хранятся и используются в подразделении предприятия, где непосредственно выполняется технологический процесс.
Технологический регламент предприятия согласовывается с главным метрологом организации, руководителем службы промышленной безопасности и охраны труда и руководителем центральной лаборатории.
Первый постоянный регламент (разработанный после временного), регламент производства катализаторов, временный технологический регламент, в который внесены принципиальные изменения, и разовый технологический регламент, - должны быть согласованы с организацией, разработавшей технологию производства.
Стоимость и срок разработки технологического регламента определяется индивидуально по результатам анализа исходных данных и зависит от объема выполняемых работ.

Технологический регламент производства, образец которого будет описан далее, является нормативным документом локального характера. При соблюдении его требований предприятие выпускает изделия, качество которых соответствует международным и российским стандартам. В документе учреждаются способы, средства, нормативы, детальный порядок и условия создания товаров. В технологическом регламенте использования отходов для производства продукции устанавливаются наиболее безопасные методы переработки сырья и создания из него новых изделий.

Классификация

Технологический регламент на производство продукции может быть:

  1. Постоянным. Он составляется для освоенных производственных методов, обеспечивающих надлежащее качество продукции.
  2. Пусковым (временным). Такой документ создается для новых производств, а также действующих технологий, в которые вносятся принципиальные изменения.
  3. Разовым. Этот регламент предназначен для использования в опытных и опытно-промышленных цехах (на установках), при выполнении испытательных работ на действующем производстве.
  4. Лабораторным. Такой регламент разрабатывается для модельных, стендовых установок, не занятых в выпуске товарной продукции. По таким нормативам допускается пробное изготовление изделий в объеме до 1 тыс. кг/год.

Структура

В технологический регламент на производство продукции детально вписываются все процессы. В частности, в документе указывается:


Единство системы

Порядок, в соответствии с которым составляется нормативный документ, устанавливает Положение о технологических регламентах производства. Оно, в свою очередь, входит в единый комплекс методических рекомендаций по подготовке линий предприятия для выпуска изделий. Согласно Положению, составление технической документации осуществляется непосредственно самой организацией. К этому процессу могут привлекаться и сторонние предприятия либо отдельные специалисты. В некоторых случаях, предусмотренных в законодательстве, документация регистрируется надзорными инстанциями. В частности, такое требование содержит Положение о технологических регламентах химического производства.

В каких случаях нужен документ?

Разработка технологического регламента производства может потребоваться при:

  1. Оформлении договоров.
  2. Выполнении инспекционных проверок надзорными органами.
  3. Оформлении сертификатов качества.

Всю документацию можно разделить на три категории. Она может составляться на:


Кроме этого, могут создаваться стандарты, карты, инструкции, методики и пр. Технологический регламент производства, однако, считается основным нормативным документом для персонала, участвующего в выпуске изделий на предприятии.

Особенности создания

Положения о технологических регламентах являются, как правило, ведомственными либо отраслевыми документами. При этом существуют и типовые нормативы. Они могут использоваться предприятием при разработке собственного технологического регламента. Многие организации составляют документацию с учетом отраслевых Методических рекомендаций. Они утверждаются приказом соответствующего Министерства и действуют в пределах конкретного сектора. К общеотраслевым документам, выступающим в качестве основы для создания технологической документации, следует отнести:

  1. ФЗ, регламентирующий мероприятия по обеспечению промышленной безопасности опасных объектов.
  2. Постановление Гостехнадзора № 77 от 18 декабря 1998 г.

Ключевые разделы

  1. Общее описание производства.
  2. Характеристики материалов, реагентов, сырья, полупродуктов.
  3. Описание технологической схемы и процесса производства.
  4. Нормы по режимам.
  5. Характеристика контроля процесса.
  6. Описание запуска и остановки производства.
  7. Характеристика безопасной эксплуатации линий предприятия.
  8. Описание сточных вод, выбросов в воздух, с указанием способов их переработки и утилизации. Этот раздел особенно важен при составлении технологического регламента химического производства.
  9. Характеристика предохраняющего, насосно-компрессорного, регулирующего и прочего оборудования, задействованного в процессах.
  10. Перечень нормативных документов и обязательных инструкций.
  11. Графическая схема производства.

Сроки действия

Они определяются законодательством. Постоянные технологические регламенты действуют до 10 лет. Временные нормативные документы составляются на срок:

  1. До года – при установлении периода освоения новых линий менее 1 г.
  2. При отсутствии срока введения в эксплуатацию новых норм производства, продолжительность действия технологического регламента определяется лицом, его утверждающим.
  3. При окончании периода, на который был составлен ТР, и при недостижении предприятием проектных показателей или в случае внесения уточнений в план, связанных с изменениями мощности, объемов сырьевых затрат, повышением качества изделий, безопасности операций, он может быть продлен. В указанных случаях также допускается создание нового временного нормативного документа.

Опытные технологические регламенты составляются:

  1. На период выполнения экспериментальных операций или на срок выпуска конкретного объема изделий.
  2. На 5 лет – при необходимости осуществлять наработку опытных товаров на протяжении нескольких лет.
  3. На период, который определяет лицо, утверждающее ТР.

Ситуация на практике

Технологический регламент производства составляется обычно на пятилетний срок. В случае отсутствия принципиальных изменений на предприятии действие документа продлевается на 5 лет. Если организация предполагает наладить выпуск новых изделий или ввести в эксплуатацию усовершенствованное оборудование, технологический регламент производства создается на 2 года. Пересмотр документации может осуществляться досрочно. В законодательстве предусмотрены случаи, когда это допускается:


Обязательные нормативы

Кроме специальных ТР, посредством которых осуществляется регулирование производственных процессов, законодательством предусматриваются регламенты "общего назначения". Они необходимы в следующих случаях:


Особые случаи

При начале строительства любого типа. Организация-застройщик обязана иметь технологический регламент на отходы и обращение с ними. Такой нормативный документ снижает вероятность негативного воздействия на окружающую среду. Технологический регламент по отходам используется также на предприятиях, осуществляющих их переработку с последующим использованием в производстве. Этот документ способствует увеличению эффективности применения естественных ресурсов. В технологическом регламенте использования отходов для производства продукции указываются группы вторсырья, их характеристики, методы их обработки. Строительные компании в своих нормативных документах приводят перечни и классы опасности, методы вывоза мусора с объектов, участки его временного хранения. Такие регламенты разрабатываются и проходят согласование с Комитетом по охране окружающей среды и природопользованию. Строительные организации после окончания своей деятельности на объекте обязаны закрыть ТР. Данная процедура осуществляется в том же Комитете. В уполномоченную инстанцию предоставляются акты о сдаче-приемке сооружения, справки по расчетам оплаты за негативное влияние на окружающую среду.

Изменения и дополнения

Действующее законодательство допускает вносить корректировки в нормативную документацию. Однако данная процедура строго регулируется. В первую очередь предполагаемые дополнения и корректировки не должны отрицательно сказаться на безопасности технологического процесса, работоспособности производственных линий и всего предприятия в целом. Жесткий контроль процесса внесения изменений в нормативную документацию исключает случаи игнорирования новых сведений, включенных в нее. Корректировка и дополнение технологического регламента осуществляется в следующем порядке:

  1. Новые сведения вносятся в "Лист регистрации".
  2. Издается приказ, посредством которого корректировки и дополнения вводятся в действие. В этом распорядительном документе содержится описание изменений. Они прописываются пунктами либо целыми предложениями. Это обеспечит оперативное применение новой информации персоналом предприятия. Приказ должен быть подписан сотрудником, отвечающим за техническую и нормативную документацию в организации.
  3. Рядом с пунктами, которые были откорректированы либо дополнены, необходимо проставить соответствующие отметки. Например, "изм. 1" или "доп. 2" и пр. Отметки напротив пунктов должны соответствовать очередности издания приказов, вводящих дополнения или корректировки в действие. Рядом с записями даты и подписи не ставятся.
  4. Введенные корректировки или дополнения должны быть разосланы по тем подразделениям предприятия, в которых находится и используется технологический регламент.

Весь персонал, задействованный в выпуске изделий, должен быть ознакомлен с принятыми изменениями под подпись.