Зрительно-моторный гештальт-тест

(Bender Visual-Motor Gestalt Test) - методика исследования зрительно-моторной координации, разработана в 1938 году Лауреттой Бендер.

Стимульный материал визуально-моторного гештальт-теста состоит из 9-и стандартных карточек с изображенными на них геометрическими фигурами, предъявляемыми обследуемому в определенной последовательности. Изображения отобраны из серий фигур, предложенных одним из основателей школы гештальт-психологов М.Вертгеймером. Обследуемому предлагается воспроизвести каждое изображение по имеющемуся перед ним образцу и по памяти.

Тест используется в основном для выявления признаков органических поражений головного мозга, реже - для определения уровня интеллектуального развития . Это возможно потому, что графические движения характеризуются наиболее высокой степенью регуляции движений. Нарушения механизмов пространственного анализа и синтеза в первую очередь отражаются на графических движениях.

В зарубежных исследованиях показана высокая надежность и валидность теста.

Визуально-моторный гештальт-тест применяется также в качестве проективной методики исследования личности. При этом исходят из того, что стиль выполнения обследуемыми рисунков позволяет раскрыть особенности их личности.

Например, столкновение нарисованных фигур указывает на дезорганизацию, жирные линии являются, как правило, индикатором агрессивности, враждебности и т. п.

Валидность и надежность теста не доказана. Существует вариант визуально-моторного гештальт-теста для детей.

ИНСТРУКЦИИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ

ЗРИТЕЛЬНО-МОТОРНОГО ГЕШТАЛЬТ-ТЕСТ А БЕНДЕР

Белопольский -моторный Бендер геш-тальт-тест: Руководство.- М.: «Когито-Центр», 2003.- 42 с. (Психологический инструментарий)

Первая публикация на русском языке руководства по приме­нению известного диагностического теста. Рекомендуется для оценки психического развития детей 3-12 лет и для клиничес­кой диагностики. Приложение включает необходимый тестовый материал.

Работа Лоретты Бендер «Зрительно-Моторный Гештальт-Тест и его клиническое применение» была опубликована в 1938 году в серии монографий Американской Ортопсихиатрической Ассо­циации . С тех пор и по сегодняшний день Зрительно-Мотор­ный Гештальт-Тест Бендер (или сокращенно Бендер гештальт-тест) пользуется заслуженной популярностью благодаря своей простоте, легкости в применении, высокой валидности и надеж­ности. Бендер гештальт-тест входит в основную обойму диагнос­тических тестов, характеризующих невербальный интеллект и перцептивно-моторную координацию.

В 1946 году была опубликована инструкция по его использо­ванию вместе со стандартным набором тестовых фигур (см. Рис.1). Ниже воспроизводится текст этой инструкции. Бен­дер Гештальт-Тест применяется для диагностики степени разви­тия структурных зрительно-моторных функций у детей (Рис.2) , для изучения умственной отсталости, феноменов регрессии , выраженности нарушений отдельных функций и органических мозговых дефектов как у взрослых, так и у детей , а также для исследования личностных отклонений, особенно тех, которые связаны с регрессивными проявлениями . В последнем случае он играет роль социально нейтрального, вполне «безобидного» теста в батарее личностных тестов. В част­ности, он оказался полезным для диагностики военных неврозов и контроля за динамикой их терапии, что было использовано американскими клиническими психологами в армейских меди­цинских службах во время Второй мировой войны.


В упомянутой выше оригинальной монографии дано теоре­тическое обоснование Бендер гештальт-теста, анализ проведен­ных на его основе исследований, а также были освещены вопросы применения этого теста для анализа развития структурных

(гештальт-) функций у детей и диагностики различных клиничес­ких синдромов, включая умственную недостаточность, афазию, различные органические мозговые нарушения, психозы, неврозы и симуляцию.

Согласно автору теста, гештальт-функция может быть опре­делена как интегральная характеристика организма, посред­ством которой он отвечает на предъявленную совокупность стимулов как на целое, так что сам ответ является целостной структурой, или паттерном, или гештальтом. Интеграция осу­ществляется путем дифференциации . Целостная структура сти­мула и общее состояние организма определяют структуру ответа. Любой паттерн в любом сенсорном поле может рассматриваться как потенциальный стимул. Любой результирующий ответ орга­низма является сенсомоторным паттерном. Каждый сенсорный паттерн имеет фон и ориентацию по отношению к простран­ственной гештальт-функции. Серия сенсомоторных впечатле­ний представляет собой временную упорядоченность паттернов. Любое отклонение в целостности организма будет отражаться на сенсомоторном паттерне, результирующем ответ на предъяв­ленный стимульный паттерн.

СТИМУЛЫ И ПРОЦЕДУРА ТЕСТИРОВАНИЯ

Стимульный набор Бендер гештальт-теста включает 9 ориги­нальных фигур Вертхеймера (Рис.1), отобранных среди тех, которые он использовал для психологического исследования восприятия визуальных гештальтов.

Испытуемому предлагают скопировать эти фигуры. Фигура А, которая легко воспринимается как замкнутая фигура на одно­родном фоне, состоит из соприкасающихся круга и поставленно­го на вершину квадрата, расположенных вдоль горизонтальной оси. Эта фигура используется для ознакомления с заданием. Фи­гуры с 1 по 8 применяются для диагностического тестирования и предъявляются испытуемому последовательно. Для копирова­ния используются листы белой нелинованой бумаги размером 210 на 297 мм (стандартный формат А4).

Часто для ответов испытуемому достаточно одного листа, но иногда требуется и больше, особенно для лиц с низким интел­лектуальным уровнем или высокотревожных. Испытуемому следует предоставить карандаш и ластик. Запрещается пользо­ваться какими-либо вспомогательными средствами и т. п.

Рис. 1. Стимульный материал к Бендер гештальт-тесту

Карточки нужно предъявлять по одной, кладя каждую на стол близко к верхнему краю листа бумаги в правильной ориентации, а испытуемому нужно сказать: «Здесь находится ряд картинок, которые вам необходимо скопировать. Просто перерисуйте их так, как вы их видите». Необходимо предупре­дить испытуемого о том, что карточки нельзя перемещать в ка­кую-нибудь новую позицию. Если по каким-то причинам это трудно сделать или предупреждение не действует, то нужно разрешить перемещение, делая при этом соотвествующие от­метки в протоколе. Будет правильным порекомендовать испы­туемому разместить копию первой из фигур в верхнем левом углу бумаги, но на этом не нужно настаивать, если испытуемый начинает рисовать по-своему. Ориентация фигуры на фоне и по отношению к другим фигурам также является частью ге­штальт-функции. Все остальные инструкции должны быть


не очень категоричны. Например, если испытуемый задает во­прос, нужно ли считать точки, ответ должен быть следующим: «Это не обязательно, но вы можете делать, как вам хочется». Можно разрешить несколько попыток копирования одной фигу­ры, что также должно быть отражено в протоколе. Можно разре­шить пользоваться ластиком с целью улучшения качества от­дельных линий, но ни в коем случае не следует поощрять это.

Временные ограничения на выполнение теста отсутствуют, и фигуры не нужно убирать до тех пор, пока испытуемый не за­кончит копирование. Тест не предполагает проверку памяти. Некоторые испытуемые предпочитают иметь перед собой все карточки в стопке, сначала просмотреть их все, а затем разло­жить весь набор в определенной ориентации к листу бумаги. Это можно разрешить, но тем не менее копировать испытуемый дол­жен сначала фигуру А, а затем фигуры 1-8 в определенной авто­ром теста последовательности. Многие успешно ориентируют весь набор фигур по отношению к их фону на листе бумаги и без этого первоначального просмотра.

Поскольку это клинический тест, нет необходимости в из­лишне жесткой формализации его проведения, чтобы не задеть те функции, которые определяют способность индивида к пере­живанию зрительно-моторных гештальтоз во взаимосвязи про­странственной и временной размерностей. Нужно наблюдать и отмечать те моменты, когда поведение испытуемого в процессе выполнения теста отклоняется от заданного. Их никогда нельзя интерпретировать как невыполнение теста. Заметки о чем-то необычном в процессе организации теста, о манере и поведении испытуемого и о его реакции на тестовую ситуацию могут быть сделаны прямо на тестовом листе бумаги.

Практика показала, что данный тест в силу его личностной нейтральности можно с пользой применять как вводный в бата­рее тестов, поскольку он ослабляет у испытуемого реакции тре­вожности и скованности, возникающие в ответ на процедуру об­следования. Конечно, его можно давать в любой другой последовательности с другими тестами, например, он может быть мягким переходом после более вербально или эмоциональ­но нагруженных тестов. Если он предлагается индивиду, нахо­дящемуся в состоянии утомления, то нужно иметь в виду, что утомление оказывает существенное влияние на гештальт-функ-цию. Наличие утомления может излишне преувеличивать симп­томы нарушения гештальт-функции, усиливая персеверативные и регрессивные тенденции. При клинической работе с детьми


.


можно сначала дать Бендер гештальт-тест, затем тест Гудинаф «Рисунок человека», несколько минут понаблюдать за обраще­нием ребенка с игровым материалом, понаблюдать за моторной активностью или игрой, провести неврологическое обследование и психиатрическое интервьюирование. Конечно, этот порядок может быть изменен в соответствии с планом обследования, за­висящего от клинического состояния ребенка во время обследо­вания и многих внешних обстоятельств.

Интерпретация результатов теста опирается не только на форму репродуцированных фигур, но и на их расположение по отношению друг к другу, ориентацию на листе бумаге, соот­ветствие порядка копирования порядку предъявления, а также на клинические наблюдения (см. для более детального описа­ния процедуры оценки).

И ИНТЕРПРЕТАЦИИ РЕЗУЛЬТАТОВ ВЫПОЛНЕНИЯ

ЗРИТЕЛЬНО-МОТОРНОГО ГЕШТАЛЬТ-ТЕСТА БЕНДЕР

Зрительно-моторный гештальт-тест Лоретты Бендер исполь­зуется для оценки

ЛИТЕРАТУРА

1. Bender Lauretta. A Visual Motor Gestalt Test and its clinical use.
Research Monograph, No.3, American Orthopsychiatric Association, 1938.

2. Bender Lauretta. Instructions for the Use of Visual Motor Gestalt
Test. American Orthopsychiatric Association, 1946.

3. Bender Lauretta, Frank J. Curran and Schilder Paul. Organization
of Memory Traces in the Korsakoff Sindrome. Arch. Neurol. and
Psychiat., 39: 1938, 452-487.

4. Curran Frank J. and Schilder Paul. Experiments in Repetion and
Recall.
J. Genetic Psychol., 51: 1937, 163.

5. Fabian A. A. Vertical Rotation in Visual Motor Performance: Its
relationship to Reading Reversals. J. Educat. Psychol., March 1945,
129-154.

6. Hutt Max L. The Use of the Projective Methods in Personaly
Measurements in Army Medical Installations. J. Clinical Psychol.,
1:1945, 134-140.

Конкретные наиболее часто используемые методики:

Пробы Пиаже – это пробы, направленные на выявление уровня интеллекта по теории Пиаже. Развитие интеллекта представляет собой последовательную смену логических структур мышления, конечной целью которой является формирование формально-логических операций. Задачи Пиаже – это задачи, направленные на сохранение или инвариантность. Недостатки проб Ж. Пиаже в том, что выделенные стадии развития мышления (сенсо-моторная, дооперациональная, стадии конкретных и формальных операций) слишком широки для диагностических целей и поэтому не всегда позволяют определить реальный уровень умственного развития ребенка. Вследствие этого, пробы Пиаже удобно использовать для быстрой и грубой диагностики уровня интеллекта ребенка. Достоинствами же проб Пиаже является то, что они позволяют работать с широким возрастным периодом – от младенчества до подросткового возраста, а сами задачи легко воспроизводимы и поддаются объективной эмпирической проверке.

Задание «Сериация» направлено на определение степени овладения ребенком операцией сериации. Ребенку показывают изображение упорядоченной по длине серии палочек и просят посмотреть, а потом нарисовать так же. Задание «Сохранение количества вещества» направлено на определение степени овладения понятием сохранения количества жидкого вещества. Ребенку дают бланк с изображенными на нем сосудами разной величины и просят: “Посмотри на эти две пары стаканчиков. Представь себе, что левый стакан наполнен соком. Затем его перелили в соседний, правый стакан. Представил? А теперь нарисуй, как будет выглядеть этот сок в правом стакане и объясни почему так”. Задание «Дуги» - исследуется детские образы трансформаций. В качестве теста применяется растягивание дуги в прямую. Ребенок должен был нарисовать, как будет выглядеть линия в результате разгибания дуги. Задание «Бутылки» направлено на определение уровня овладения пространственными представлениями. Выявляется сформированность понятия горизонтальности. Понятие горизонтали формируется очень поздно - около 9 лет. На бланке изображены бутылки, расположенные под разным углом к столу. Ребенок должен определить уровень и направление слива жидкости в бутылке. Задание «Гора» направлено на определение уровня овладения пространственными представлениями. Выявляется сформированность понятия вертикальности. На листе нарисована гора, на склонах ребенку предлагают нарисовать деревья и домик, дым из трубы домика и объяснить их направление. Задание «Числовое и пространственное соответствие» направлено на определение степени овладения ребенком координацией двух схем – пространственной и числовой. Ребенку показывали изображение двух равной величины дорожек, выложенных из четырех спичек, но разной формы. Был дана следующая инструкция: “Посмотри внимательно на эту картинку. Постарайся ее запомнить, чтобы потом ты смог нарисовать точно так же”. По суммарным результатам всех заданий определяется уровень развития мышления ребенка.

Проба Л. Бендер - изучение возможностей ребенка в области перцептивной и моторной организации пространства для детей 3-11 лет. Анализ результатов теста позволяет оценить невербальный интеллект и перцептивно-моторную координацию испытуемого. Время проведения 20-30 минут. Представляет собой 5 моделей геометрических фигур, которые предлагается перерисовать на лист бумаги, показывая сформированность зрительно - моторной координации, возможную предрасположенность к дисграфии. Этот тест применяется также при диагностике умственной отсталости, феноменов регрессии, выраженности нарушений отдельных функций и органических дефектов. Проба Бендер пользуется заслуженной популярностью благодаря своей простоте, легкости в применении, высокой валидности и надежности.

Шкала Векслера - наиболее распространенный тест для оценки уровня интеллектуального развития и определения структуры психического дефекта у детей. Векслер разработал несколько шкал: для взрослых (от 16 лет и старше), для детей (от 3 – до 7,5), для детей (от 5 - до15 лет). Состоит из 12 отдельных методик-субтестов, разделенных на 2 группы, - 6 вербальных и 6 невербальных. Каждый тест включает от 10 до 30 постепенно усложняющихся вопросов и заданий. К вербальным субтестам относятся задания, выявляющие общую осведомленность, общую понятливость, способности, нахождение сходства, воспроизведения цифровых рядов и т. д. К невербальным субтестам относятся следующие: шифровка, нахождение недостающих деталей в картине, определение последовательности картин, сложение фигур, лабиринты. Выполнение каждого субтеста оценивают в баллах с их последующим переводом в унифицированные шкальные оценки, позволяющие анализировать разброс. Учитывают общий интеллектуальный коэффициент (IQ), соотношение "вербального и невербального" интеллекта, анализируют выполнение каждого задания. Количественная и качественная оценки выполнения ребенком заданий дают возможность установить, какие стороны интеллектуальной деятельности сформированы у ребенка хуже и как они могут компенсироваться. Низкий количественный балл по одному или нескольким субтестам свидетельствует об определенном типе нарушений. Выделяют качественные и количественные признаки, характерные для той или иной формы нервно-психической патологии, при определении степени умственной отсталости IQ устанавливается только батареей Векслера. Схожую диагностическую направленность имеют такие методики, как матрицы Равена, зрительно-моторный гештальт тест, тест Гриллс Уилсон, пробы Пиаже. Преимуществом теста Векслера по сравнению с перечисленными является то, что он позволяет получить представление не только об общем уровне интеллекта, но и об особенностях его структуры, благодаря объединению в нем, субте­стов, направленных на исследование различных, вербальных и не­вербальных интеллектуальных харак­теристик, степень выраженности которых вычисляется по единой двадцатибалльной шкале. Семь субтестов методики (3 и с 7 по 12) имеют временные лимиты и позволяют оценить не только структурные, но и динамические особенности интеллектуальной деятельности испыту­емых. Построение профиля интеллекта дает возможность наглядно увидеть, какие стороны интеллектуальной деятельности сформированы у ребенка хуже всего, за счет каких может происходить компенсация, сравнить его достижения со средними нормами и результатами обследования других детей. Вербальные субтесты:

1 -й субтест - общая осведомленность (30 вопросов). Узнаем объем знаний, эрудицию, объем долговременной памяти. 2-й субтест - понятливость. Ориентация в сфере социальных отношений, знание социальных норм, опора на здравый смысл. 3-й субтест – арифметика. Владение понятием числа, оперирование числами во внутреннем плане, знание арифметических действий, умение делать вычисления в уме. 4-й субтест аналогии – сходства (4 задания). Оценка владения понятиями, умение рассуждать и способность дифференцировать существенные и не существенные признаки. 5-й субтест – словарь (40 слов). Понятийное мышление, объем знаний и умение выделять существенное. 6-й субтест - повторение цифр. Объем кратковременной слуховой памяти. Очень важна способность сосредоточения. 6-й и 12-й субтесты являются дополнительными, обязательно выполняем 5 – ть вербальных и 5-ть невербальных субтестов.

Невербальные субтесты:

7-й субтест недостающие детали (20 картинок) О степени наблюдательности, умение дифференцировать существенное от несущественного в наглядном плане. 8-й субтест последовательные картинки (разрезанные картинки). Ориентация в социальных отношениях. Нужно понимать сюжет картинки, чтобы правильно их соединить, так же надо быть внимательным к деталям, установление причинно-следственных связей. 9-й субтест составление фигур из кубиков. Пространственные отношения, анализ и синтез зрительного поля. 10-й субтест – складывание объекта. 4 задания, ограничение по времени. Определяем пространственные отношения, скорость реакций. 11-й субтест – кодирование (вариации классических Бурдоновских схем). Способность к сосредоточению, распределение внимания, кратковременная память, сенсомоторная координации. 12-й субтест – лабиринт. Нельзя перелезать за стеночки. Нельзя идти назад, и нельзя отрывать карандаш от бумаги. Способность к планированию и антиципации, внимание, сенсомоторная координация.

Уровень ребенка вычисляется на основании сравнения результатов конкретного ребенка с результатами однородной по возрасту репрезентативной группы. Есть 33 возрастные ступени с 5 лет до 15 лет. IQ (IQ –это мера успешности, при решении разных задач)показывает место ребенка в репрезентативной выборке сверстников по суммарной успешности решения задач, заложенных в шкалу Векслера.Предельное значение для Векслера 154, а нижнее 27. Вербальный интеллектуальный показатель – это суммарный показатель успешности в решении вербальных задач (уровень понятийного мышления, уровень размышлений, эрудиции). Невербальный интеллектуальный показатель - Пространственная образное мышление ориентировка, экстраполяция. Если расхождение между ВИП и НИП больше 15 - дисгармония развития интеллекта. 2 дополнительных показателя: Фактор социального интеллекта = среднее арифметическое по 1, 2 и 5 субтесту. Фактор произвольного внимания оценивается на основе 3,6,11 субтестов. Это арифметика, запоминание отдельные цифры, и кодирование. Здесь базовым условием является умение произвольно сосредоточиться. Тест Векслера отражает общеинтеллектуальное развитие, но не умственные способности, не всегда применяем все 12 субтестов, а выбираем несколько субтестов, которые наиболее в конкретном случае информативны.

Цветные матрицы Равена - выявление способности ребенка к систематизированной, организованной интеллектуальной деятельности. Для детей от 5 до 11 лет и для умственно отсталых взрослых. Выступают три основных психических процесса: внимание, перцепция и мышление. Цветные матрицы Равена состоят из невербальных заданий, что позволяет снизить влияние вербального обучения на достигаемые результаты. Тест состоит из трех серий по 12 матриц в каждой.

Прогрессивные матрицы Равена - в случае достаточно высокого уровня интеллекта ребенка, в частности при соответствии его высокой норме. Модифицированный тест состоит из 60 таблиц (5 серий). В каждой серии таблиц содержатся задания нарастающей трудности. В то же время характерно и усложнение типа заданий от серии к серии. В серии А – использован принцип установления взаимосвязи в структуре матриц. Здесь задание заключается в дополнении недостающей части основного изображения одним из приведенных в каждой таблице фрагментов. Выполнение задания требует от обследуемого тщательного анализа структуры основного изображения и обнаружения этих же особенностей в одном из нескольких фрагментов. Затем происходит слияние фрагмента, его сравнение с окружением основной части таблицы. Серия В – построена по принципу аналогии между парами фигур. Обследуемый должен найти принцип, соответственно которому построена в каждом отдельном случае фигура и, исходя из этого, подобрать недостающий фрагмент. При этом важно определить ось симметрии, соответственно которой расположены фигуры в основном образце. Серия С – построена по принципу прогрессивных изменений в фигурах матриц. Эти фигуры в пределах одной матрицы все больше усложняются, происходит как бы непрерывное их развитие. Обогащение фигур новыми элементами подчиняется четкому принципу, обнаружив который, можно подобрать недостающую фигуру. Серия D – построена по принципу перегруппировки фигур в матрице. Обследуемый должен найти эту перегруппировку, происходящую в горизонтальном и вертикальном положениях. Серия Е основана на принципе разложения фигур основного изображения на элементы.

Методика «Рисунок Человека» Гудинаф-Харриса – дает первое представление об уровне развития ребенка. Точность и детальность рисунка берется в качестве основного показателя уровня умственного развития ребенка. Рисунок предмета обнаруживает те его отличительные, существенные черты, которые ребенок выделил в нем как в представителе соответствующего класса предметов. Рисунок принимается за выраженное в графической форме понятие (представление) ребенка о предмете, усложнение его изображений рассматривается как показатель развития понятийного мышления. Для детей дошкольного и младшего школьного возраста, хорош, когда у детей наблюдается речевая заторможенность или при обследовании глухих детей. Подробнее см. 14.

Методика «Неоконченные предложения» позволяет определить уровень развития речи и письма ребенка, когда ребенок пишет ответы сам.

Методика «Рисунок несуществующего животного» позволяет определить особенности мелкой моторики и уровень развития воображения и мышления ребенка (логическое, наглядно-образное).


Похожая информация.


Результаты выполнения теста оцениваются посредством сравне­ния работы ребенка с графическим образцом, предложенным ему

для срисовывания. Ребенок должен правильно воспроизвести пять рисунков образца и их расположение относительно друг друга. Уро­вень развития «Зрительно-моторной координации» определяется с помощью качественного анализа.

В нашей Методике Гештальт-тест Бендер не используется для оценки интеллекта, хотя именно для этой цели он был создан. Поэто­му мы не пользуемся и стандартным вариантом обработки теста, ко­торый предполагает поэлементное сравнение детских рисунков с шаблонами-эталонами и балльную оценку отклонений от них. Выво­ды об интеллектуальном развитии ребенка, сделанные только на основании выполнения им графических заданий, не достигают необ­ходимого уровня надежности. Мы предлагаем использовать Геш­тальт-тест Бендер только для анализа процесса зрительно-моторной координации и его нарушений. Для этих целей достаточно качест­венного анализа графических работ, критерии которого описаны ниже. Надежность предложенных интерпретаций подтверждена пе­дагогическими наблюдениями и медицинскими обследованиями. Примеры выполнения Гештальт-теста Бендер, отражающие разные уровни развития зрительно-моторной координации, приведены в Приложении 4.

V зона - Высокий уровень развития зрительно-моторной коор­динации. Все рисунки выполнены абсолютно идентично образцу: со­блюдены общие размеры и размеры деталей, наклон, положение ри­сунков на листе относительно друг друга, а также положение деталей внутри каждого рисунка, линии четкие. Такой вариант выполнения задания встречается исключительно редко.

IV зона - Зрительно-моторная координация развита хорошо. Все рисунки выполнены почти идентично образцу (в рисунках допус­каются только незначительные отклонения от образца). Допускается неполное совпадение пространственного расположения рисунков относительно друг друга.

Рисунок 1. Размер кружков может быть любым, в том числе - непо­стоянным. Допускается изменение угла наклона образованной круж­ками фигуры, которая, тем не менее, должна сохранить общий вид параллелограмма.

Рисунки 2 и 3. Допускается неабсолютная точность размеров.

Рисунок 4. Размер кружков может быть любым, в том числе - не­постоянным. Допускается как бы «сплющивание», уплотнение всего рисунка, но при этом общая форма «стрелы» должна быть видна.

Рисунок 5. Допускаются незначительные отклонения в пропорци­ях и общих размерах шестиугольников.

III зона -Средний уровень развития зрительно-моторной коор­динации. У всех рисунков есть общее сходство с образцами. Положе­ние рисунков на листе относительно друг друга и их размеры не учитываются.

Рисунок 1. Количество кружков соответствует образцу, при этом фигура может не иметь формы параллелограмма. Она может быть похожа на прямоугольник или иметь любую неправильную, в том числе и изогнутую, форму. Горизонтальное расположение всей фигуры может отсутствовать. Внутренняя структура фигуры может быть не соблюдена, в том смысле, что кружки зрительно не будут располагаться строго в три горизонтальные линии и в девять на­клонно-вертикальных линий. Размер кружков может быть любым, в том числе - непостоянным.

Рисунок 2. Должна быть нарисована рамка, углы которой близки к прямым. Горизонтальные и вертикальные размеры рамки могут быть не выдержаны: рамка может быть не похожа на квадрат - это допустимо. При этом горизонтальные и вертикальные размеры сторон рамки могут различаться не более, чем в 1,5 раза. Кривая линия не может быть нарисована отдельно, где-нибудь рядом с рамкой. Она должна прикасаться именно к правому углу рамки, но не к ее грани или каким-либо другим местам. Форма изгиба кри­вой линии (выпуклости и впадины) должна быть повторена в об­щем виде.

Рисунок 3. Должно быть изображено нечто, подобное кругу (лю­бой кривой вариант). Его должен касаться углом квадрат, ромб или умеренно кривой четырехугольник, т. е. у второй фигуры обя­зательно должно быть четыре угла. Касание обязательно. Важно, чтобы четырехугольник касался круга углом, а не гранью.

Рисунок 4. Должно быть точно воспроизведено количество круж­ков, воспроизведение формы может быть очень приблизитель­ным, допускаются несоблюдение внутренней структуры образца и отсутствие формы стрелы.

Рисунок 5. Должны быть нарисованы любые шестиугольники, хотя бы отдаленно напоминающие образцы: допускается «сглажен­ность» углов, пропорции и размеры не учитываются. Шестиуголь­ники должны частично пересекаться друг с другом в верхней час­ти. Не допускаются варианты, в которых шестиугольники нарисо­ваны отдельно друг от друга как пересекающиеся целиком или как просто касающиеся друг друга.

II зона - Зрительно-моторная координация развита слабо. Ри­сунки, в общем, похожи на образцы, но хотя бы один из них имеет се­рьезный дефект изображения, который не может быть объяснен про­сто неразвитостью графических навыков ребенка. К таким дефектам относятся:

Рисунок 1. Количество кружков не соответствует образцу, причем

разница может быть и небольшой (на 1-5 кружков больше или

Рисунок 2. Форма изгиба кривой линии не соответствует образцу: не совпадают выпуклости и впадины, вместо плавной линии - острый угол. Кривая линия не касается угла рамки, хотя и располо­жена близко к ней, или кривая линия пририсована к правой грани рамки. Наличия одного из перечисленных дефектов достаточно для отнесения рисунка к зоне II.

Рисунок 3. Круг и четырехугольник изображены близко друг к дру­гу, но касание отсутствует.

Рисунок 4. Количество кружков не соответствует образцу, причем разница может быть и небольшой (на 1-3 кружка больше или ме­ньше). При этом общий вид (просматривается «стрела» или нет) не играет роли.

Рисунок 5. Отсутствует частичное наложение шестиугольников: они либо только касаются друг друга, либо нарисованы отдельно,хотя и близко друг к другу. Шестиугольники расположены под прямым углом друг к другу, и один из них находит на другой в его средней (а не в верхней) части. Наличия одного из перечислен­ных дефектов достаточно для отнесения рисунка к зоне П.

1зона - Значительные нарушения зрительно-моторной коорди­нации. Рисунки грубо не соответствуют образцам. Обязательно тре­буется консультация невропатолога.

Рисунок 1. Кружки фигуры образуют не три горизонтальных ряда (как в образце), а два или четыре, они могут быть просто вытянуты в цепочку. Три ряда кружков «плавно» переходят в четыре ряда и более. Изображено просто «скопище» кружков, в котором ника­кие ряды вообще не просматриваются, то есть полностью наруше­но воспроизведение внутренней структуры, а в связи с этим и внешней формы образца. Количество кружков значительно (в 1,5-2 раза) расходится с образцом. Наличия одного из перечис­ленных дефектов достаточно для отнесения рисунка к зоне I.

Рисунок 2. Нарисована перевернутая или лежащая на боку рамка. Вместо рамки изображен замкнутый четырехугольник. Рамка и кривая линия нарисованы явно раздельно (далеко друг от друга) как два независимых рисунка. Кривая линия хотя и пририсована к рамке, но не к ее правому нижнему углу (что соответствует образ­цу) и не к ее правой грани (что соответствует зоне II). При этом форма кривой линии обычно резко отличается от образца, но мо­жет и совпадать с ним. Наличия одного из перечисленных дефек­тов достаточно для отнесения рисунка к зоне I.

Рисунок 3. Вместо четырехугольника нарисован треугольник или вообще какая-то немыслимая фигура с выступами и впади­нами. Четырехугольник касается круга гранью или нарисован явно отдельно (далеко от круга, как независимые рисунки). На­личия одного из перечисленных дефектов достаточно для отне­сения рисунка к зоне I.

Рисунок 4. Количество кружков значительно расходится с образцом, в связи с чем также искажается общая форма и структура рисунка.

Рисунок 5. Нарисованные фигуры не похожи на шестиугольники, они имеют не только выступы, но и впадины. Наклон фигур инвертирован (шестиугольники касаются друг друга нижними частями, а верхние части шестиугольников расходятся). Взаимное расположение фигур абсолютно не похоже на образец: фигуры нарисованы явно отдельно (далеко от круга, как независимые рисунки) или полностью пересе­кающимися как бы «крест на крест». Наличия одного из перечислен­ных дефектов достаточно для отнесения рисунка к зоне I.

Значительные нарушения зрительно-моторной координации свя­зываются с различными поражениями теменных отделов головного мозга. Чаще всего встречаются нарушения двух типов: либо наруше­но воспроизведение целостных форм (это выявляется рисунками 2, 3, 5), либо - внутриструктурных отношений (это выявляется рисун­ками 1 и 4), что может быть следствием органических поражений, со­ответственно, правой или левой теменных областей. Слабое разви­тие зрительно-моторной координации (зона II) чаще всего связано с функциональными отклонениями в деятельности мозга (ММД).

Если ребенок плохо справляется с тестом Бендер - это не значит, что он не умеет (или не сможет научится) писать или рисовать. Хоро­шо рисующие и даже занимающиеся в изостудии дети (и такие слу­чаи были) могут оказаться неспособными справиться с задачей по­вторения образца, который находится у них перед глазами. Воспро­изведение образца требует оперативной координации зрительного анализа и движений руки, а не развертки образа, как при самостоя­тельном рисовании.

Слабая зрительно-моторная координация часто бывает причиной нелепых ошибок, которые ребенок допускает при списывании с до­ски, из учебника или из прописей. Понимая причину, взрослые не должны ругать ребенка и требовать от него невозможного. Ребенку надо помогать, постепенно приучая его к речевому самоконтролю, внимательной поэлементной проверке собственной работы и сличе­нию ее с образцами. При наличии органических поражений и функ­циональных нарушений в работе мозга необходимы, в первую оче­редь, соответствующее лечение и выполнение всех рекомендаций невропатолога.

У детей с нарушенной зрительно-моторной координацией обуче­ние письму может осуществляться на основе формирования чисто моторного навыка. В этих целях можно использовать специальные

имеющиеся в продаже таблицы с выдавленными буквами и словами. Ребенок должен водить ручкой по этим углублениям, таким образом осваивая написание букв. При менее выраженных нарушениях дети могут обводить образцы букв и слов через кальку. Можно обучать визуальному анализу, используя поэлементное письмо в специально расчерченном поле (как при перерисовывании картин с помощью мелкой клетчатой сетки).

Работа Лоретты Бендер «Зрительно-Моторный Гештальт-Тест и его клиническое применение» была опубликована в 1938 году в серии монографий Американской Ортопсихиатрической Ассоциации. С тех пор и по сегодняшний день Зрительно-Моторный Гештальт-Тест Бендер (или сокращенно Бендер гештальт-тест) пользуется заслуженной популярностью благодаря своей простоте, легкости в применении, высокой валидности и надежности. Бендер гештальт-тест входит в основную обойму диагностических тестов, характеризующих невербальный интеллект и перцептивно-моторную координацию.

В 1946 году была опубликована инструкция по его использованию вместе со стандартным набором тестовых фигур (см. Рис.1). Ниже воспроизводится текст этой инструкции. Бендер Гештальт-Тест применяется для диагностики степени развития структурных зрительно-моторных функций у детей (Рис.2), для изучения умственной отсталости, феноменов регрессии, выраженности нарушений отдельных функций и органических мозговых дефектов как у взрослых, так и у детей, а также для исследования личностных отклонений, особенно тех, которые связаны с регрессивными проявлениями.В последнем случае он играет роль социально нейтрального, вполне «безобидного» теста в батарее личностных тестов.

В упомянутой выше оригинальной монографии дано теоретическое обоснование Бендер гештальт-теста, анализ проведенных на его основе исследований, а также были освещены вопросы применения этого теста для анализа развития структурных (гештальт) функций у детей и диагностики различных клинических синдромов, включая умственную недостаточность, афазию, различные органические мозговые нарушения, психозы, неврозы и симуляцию.

Стимулы и процедура тестирования

Стимульный набор Бендер гештальт-теста включает 9 оригинальных фигур Вертхеймера (Рис.1), отобранных среди тех, которые он использовал для психологического исследования восприятия визуальных гештальтов.

Испытуемому предлагают скопировать эти фигуры. Фигура А, которая легко воспринимается как замкнутая фигура на однородном фоне, состоит из соприкасающихся круга и поставленного на вершину квадрата, расположенных вдоль горизонтальной оси. Эта фигура используется для ознакомления с заданием. Фигуры с 1 по 8 применяются для диагностического тестирования и предъявляются испытуемому последовательно. Для копирования используются листы белой нелинованой бумаги размером 210 на 297 мм (стандартный формат А4).

Часто для ответов испытуемому достаточно одного листа, но иногда требуется и больше, особенно для лиц с низким интеллектуальным уровнем или высокотревожных. Испытуемому следует предоставить карандаш и ластик. Запрещается пользоваться какими-либо вспомогательными средствами. Рис. 1. Стимульный материал к Бендер гештальт-тесту Карточки нужно предъявлять по одной, кладя каждую на стол близко к верхнему краю листа бумаги в правильной ориентации, а испытуемому нужно сказать: «Здесь находится ряд картинок, которые вам необходимо скопировать. Просто перерисуйте их так, как вы их видите». Необходимо предупредить испытуемого о том, что карточки нельзя перемещать в какую-нибудь новую позицию. Если по каким-то причинам это трудно сделать или предупреждение не действует, то нужно разрешить перемещение, делая при этом соответствующие отметки в протоколе. Будет правильным порекомендовать испытуемому разместить копию первой из фигур в верхнем левом углу бумаги, но на этом не нужно настаивать, если испытуемый начинает рисовать по-своему. Ориентация фигуры на фоне и по отношению к другим фигурам также является частью гештальт-функции. Все остальные инструкции должны быть не очень категоричны. Например, если испытуемый задает вопрос, нужно ли считать точки, ответ должен быть следующим: «Это не обязательно, но вы можете делать, как вам хочется». Можно разрешить несколько попыток копирования одной фигуры, что также должно быть отражено в протоколе. Можно разрешить пользоваться ластиком с целью улучшения качества отдельных линий, но ни в коем случае не следует поощрять это.

Временные ограничения на выполнение теста отсутствуют, и фигуры не нужно убирать до тех пор, пока испытуемый не закончит копирование. Тест не предполагает проверку памяти. Некоторые испытуемые предпочитают иметь перед собой все карточки в стопке, сначала просмотреть их все, а затем разложить весь набор в определенной ориентации к листу бумаги. Это можно разрешить, но тем не менее копировать испытуемый должен сначала фигуру А, а затем фигуры 1-8 в определенной автором теста последовательности. Многие успешно ориентируют весь набор фигур по отношению к их фону на листе бумаги и без этого первоначального просмотра.

Поскольку это клинический тест, нет необходимости в излишне жесткой формализации его проведения, чтобы не задеть те функции, которые определяют способность индивида к переживанию зрительно-моторных гештальтов во взаимосвязи пространственной и временной размерностей. Нужно наблюдать и отмечать те моменты, когда поведение испытуемого в процессе выполнения теста отклоняется от заданного. Их никогда нельзя интерпретировать как невыполнение теста. Заметки о чем-то необычном в процессе организации теста, о манере и поведении испытуемого и о его реакции на тестовую ситуацию могут быть сделаны прямо на тестовом листе бумаги.

Практика показала, что данный тест в силу его личностной нейтральности можно с пользой применять как вводный в батарее тестов, поскольку он ослабляет у испытуемого реакции тревожности и скованности, возникающие в ответ на процедуру обследования. Конечно, его можно давать в любой другой последовательности с другими тестами, например, он может быть мягким переходом после более вербально или эмоционально нагруженных тестов. Если он предлагается индивиду, находящемуся в состоянии утомления, то нужно иметь в виду, что утомление оказывает существенное влияние на гештальт-функцию. Наличие утомления может излишне преувеличивать симптомы нарушения гештальт-функции, усиливая персеверативные и регрессивные тенденции. При клинической работе с детьми можно сначала дать Бендер гештальт-тест, затем тест Гудинаф «Рисунок человека», несколько минут понаблюдать за обращением ребенка с игровым материалом, понаблюдать за моторной активностью или игрой, провести неврологическое обследование и психиатрическое интервьюирование. Конечно, этот порядок может быть изменен в соответствии с планом обследования, зависящего от клинического состояния ребенка во время обследования и многих внешних обстоятельств.
Рис. 2. Типичные ответы испытуемых разного возраста при выполнении Бендер гештальт-теста.

В ячейках приводятся типичные варианты ответов испытуемых определенного возраста и частота их встречаемости в процентах. Пустая ячейка указывает на отсутствие изменений в паттерне ответа по сравнению с предыдущим возрастом. Предлагаемые таблицы можно использовать как возрастные нормы для оценки степени задержки развития или выраженности регрессии.

Интерпретация результатов теста опирается не только на форму репродуцированных фигур, но и на их расположение по отношению друг к другу, ориентацию на листе бумаге, соответствие порядка копирования порядку предъявления, а также на клинические наблюдения.