Хотя в Конституции Правительству посвящено в специальной главе всего 7 статей, именно оно осуществляет исполнительную власть Республики Казахстан, возглавляет систему исполнительных органов и руководит их деятельностью.

Несмотря на то, что Конституция формально не употребляет термин "единая" относительно системы исполнительной власти (ст. 64), но ее смысл, как отмечает в своем комментарии Г. П. Сапаргалиев, не дает основания сомневаться в том, что органы исполнительной власти составляют единую систему.

Компетенция. В отличие от компетенции Парламента Конституция в ст. 66 определяет компетенцию Правительства в виде открытого перечня функций и полномочий, завершаемого п. 10, согласно которому Правительство "выполняет иные функции, возложенные на него Конституцией, законами и актами Президента".

Согласно этой статье Конституции Правительство разрабатывает основные направления социально-экономической политики государства, его обороноспособности, безопасности, обеспечения общественного порядка и организует их осуществление.

В сфере экономики и бюджетных отношений Правительство разрабатывает и представляет Парламенту республиканский бюджет и отчет о его исполнении, обеспечивает исполнение бюджета, организует управление государственной собственностью.

В законодательной сфере Правительство наделено правом законодательной инициативы. Оно вносит в Мажилис проекты законов и обеспечивает исполнение законов; дает заключения по законопроектам, предусматривающим сокращение государственных доходов или увеличение государственных расходов; выполняет поручения Президента по внесению законопроектов. Кроме того, оно обеспечивает контроль за исполнением законов министерствами, государственными комитетами и другими центральными ведомствами и местными исполнительными органами.

Правительство также вырабатывает меры по проведению внешней политики республики.

В сфере государственной администрации Правительство руководит деятельностью министерств, государственных комитетов, иных центральных и местных исполнительных органов, отменяет или приостанавливает полностью или в части действие актов этих органов, назначает и освобождает от должности руководителей центральных исполнительных органов, не входящих в состав Правительства.

Правительство Республики Казахстан по вопросам своей компетенции издает постановления, имеющие обязательную силу на всей территории республики. Постановления Правительства не должны противоречить Конституции, законодательным актам, указам и распоряжениям Президента республики.

Эти положения ст. 69 Конституции не препятствуют Правительству издавать акты по вопросам, не урегулированным перечисленными вышестоящими актами, а следовательно, постановления Правительства не обязательно носят подзаконный характер.

Формирование. Правительство образуется Президентом Республики Казахстан в порядке, предусмотренном Конституцией. Предложения о структуре и составе Правительства вносятся Президенту Премьер-министром в 10-дневный срок после его назначения. Члены Правительства приносят присягу народу и Президенту Казахстана. Подробно компетенция, порядок организации и деятельности Правительства определяются конституционным законом.

Члены Правительства не вправе быть депутатами представительного органа, занимать иные оплачиваемые должности, кроме преподавательской, научной или иной творческой деятельности, осуществлять предпринимательскую деятельность, входить в состав руководящего органа или наблюдательного совета коммерческой организации.

В связи со сложностью и многообразием задач, стоящих перед Правительством в области управления, а также для обеспечения системного и эффективного их решения был издан Указ Президента Республики Казахстан "Об очередных мерах по реформированию системы государственных органов Республики Казахстан" от 4 марта 1997 г.

Одной из мер, направленных на повышение эффективности управления, предусмотренных Указом, было сокращение числа самостоятельных структур с 47 до 25, в том числе министерств - с 20 до 14, государственных комитетов - с 13 до 6, других ведомств - с 14 до 5. Планируется дальнейшая реорганизация министерств и ведомств, направленная на передачу "вниз" полномочий и от-ветственности, повышение роли и функций департаментов министерств, сокращение дублирующих и промежуточных звеньев управления.

В частности, в сформированном после октябрьских парламентских выборов 1999 г. Правительстве из восьми вновь назначенных членов только двое (в том числе и первый заместитель Премьер-министра) были назначены без изменения должностных полномочий. У всех остальных назначенцев из указанной группы должностные полномочия оказались измененными.

Премьер-министр республики возглавляет Правительство, организует деятельность Правительства и руководит ею, персонально отвечает за его работу. В течение месяца после своего назначения представляет Парламенту доклад о программе Правительства, а в случае ее отклонения представляет повторный доклад в течение двух месяцев.

Как глава исполнительной власти он подписывает постановления Правительства, докладывает Президенту об основных направлениях деятельности Правительства и о всех его важнейших решениях, выполняет другие функции по организации и руководству деятельностью Правительства.

В осуществление своих полномочий Премьер-министр издает распоряжения, имеющие обязательную силу на всей территории республики, однако они не должны противоречить Конституции, законодательным актам, указам и распоряжениям Президента. Постановлениям Правительства, следовательно, противоречить могут.

Члены Правительства самостоятельны в принятии решений в пределах своей компетенции и персонально отвечают перед Премьер-министром за работу подчиненных государ-ственных органов. Член Правительства, не согласный с политикой Правительства или не проводящий ее, подает в отставку или подлежит освобождению от должности.

Ответственность и прекращение полномочий. Правительство во всей своей деятельности ответственно перед Президентом республики, а также подотчетно Парламенту в связи с обязанностью представлять ему доклад о своей программе. Члены Правительства подотчетны палатам Парламента по вопросам их деятельности.

Члены Правительства коллегиально ответственны за решения, принимаемые Правительством, даже если они не голосовали за их принятие, но не заявили незамедлительно о своем несогласии. Перед вновь избранным Президентом республики Правительство слагает свои полномочия. Правительство и любой его член вправе заявить Президенту о своей отставке. Правительство заявляет Президенту об отставке в случае выражения ему Парламентом вотума недоверия. Президент в 10-дневный срок рассматривает вопрос о принятии или отклонении отставки.

Принятие отставки означает прекращение полномочий Правительства либо соответствующего его члена. При отклонении отставки Правительства или его члена Президент поручает ему дальнейшее исполнение его обязанностей. При отклонении отставки Правительства, заявленной в связи с выражением ему вотума недоверия, Президент вправе распустить Парламент.

Кроме того, Президент вправе по собственной инициативе принять решение о прекращении полномочий Правительства и освободить от должности любого его члена. Принятие отставки или освобождение от должности Премьер-министра означает прекращение полномочий всего Правительства.

В Казахстане, как и во многих других постсоциалистических странах, особую остроту приобрела проблема коррупции. По инициативе Президента принят Закон "О борьбе с коррупцией", а кроме того, Президент издал Указ "О мерах по совершенствованию системы борьбы с преступностью и коррупцией". Законом "О государственной службе" предусмотрен специальный орган - агентство по государственной службе, которое, в частности, рассматривает дела государственных служащих о коррупционных правонарушениях, наказуемых в дисциплинарном порядке.

Только в 1999 г. к ответственности за коррупционные правонарушения были привлечены около 1,5 тыс. государственных служащих. Были возбуждены уголовные дела в отношении 40 высокопоставленных чиновников, включая бывшего министра, бывшего председателя государственного комитета, нескольких заместителей областных акимов. Осуждены 11 районных акимов, ряд работников правоохранительных органов, таможенной службы и др.

Правительство как высший орган исполнительной власти наделено широкими полномочиями, которые закреплены в Конституции Республики Казахстан и Указе Президента, имеющем силу Конституционного закона, «О Правительстве Республики Казахстан» от 18 декабря 1995 г. Поставлена задача создания «электронного Правительства». Президент Республики Казахстан Н.А. Назарбаев сказал, что «...пора на деле приступить к формированию «электронного Правительства». Это небольшое по численности Правительство, прозрачное в своей деятельности. Оно позволит сократить контакты между населением и чиновниками, повысит качество и уменьшит сроки оказания услуг. Это приведет к новой административной реформе и сокращению госаппарата. Для осуществления такой работы нужна большая программа ликвидации компьютерной безграмотности и обеспечения доступа населения к Интернету».

В области экономики Правительство разрабатывает основные направления государственной экономической политики, стратегические и тактические меры по ее осуществлению; экономические программы, республиканский бюджет и составляет отчет о его исполнении, обеспечивает его исполнение; разрабатывает и осуществляет меры по укреплению финансовой системы Республики; обеспечивает государственный контроль за соблюдением законности при образовании и использовании государственных валютных, финансовых и материальных ресурсов; осуществляет структурную и инвестиционную политику; вырабатывает и реализует государственную политику ценообразования, устанавливает номенклатуру продукции, товаров и услуг, на которые применяются регулируемые государством цены; организует управление государственной собственностью, обеспечивает ее защиту. В области социальной Правительство разрабатывает основные направления государственной политики, государственные программы; определяет систему и условия оплаты труда, социальной защищенности граждан, государственного социального обеспечения и социального страхования; обеспечивает решение вопросов социального развития регионов; содействует решению проблем молодежи, физической культуры и спорта, туризма, социального партнерства. В области науки, техники, образования и культуры npaвительство разрабатывает и реализует планы научно-техническего развития; определяет и реализует государственную политику по развитию науки и техники, внедрению новых технологий, культуры, образования. В области административно-политического управления Правительство образует и упраздняет консультативно-совещательные органы, руководит деятельностью министерств, государственных комитетов, центральных исполнительных органов, не входящих в Правительство, контролирует исполнение ими законов, актов Президента и Правительства, назначает на должность и освобождает заместителей министров, назначает на должность и освобождает от должности руководителей центральных исполнительных органов, не входящих в состав Правительства. Основания для этого устанавливаются и конкретизируются законодательными актами о государственной службе и порядке» ее прохождения. Вопросы отставки указанных должностных: лиц, не входящих в состав Правительства, не регулируются статьей 70 Конституции Республики Казахстан. Правительство также осуществляет руководство деятельностью местных исполнительных органов по вопросам государственного управления, контролирует исполнение ими законов.В области укрепления законности и правопорядка Правительство обеспечивает осуществление правовой реформы: разрабатывает и реализует меры по охране и защите прав и свобод граждан, обеспечению законности и правопорядка, безопасности и обороноспособности Республики, территориальной целостности и охраны государственных границ. В области внешней политики Правительство принимает решения о проведении переговоров и подписании межправительственных соглашений; обеспечивает развитие взаимоотношений Республики с иностранными государствами, международными и региональными организациями; разрабатывает меры по реализации внешнеэкономической политики; принимает меры I по развитию внешней торговли; осуществляет сотрудничество и взаимодействие с международными финансовыми организациями. В отличие от компетенции Парламента Конституция в ст. 66 определяет компетенцию Правительства в виде открытого перечня функций и полномочий, завершаемого п. 10, согласно которому Правительство "выполняет иные функции, возложенные на него Конституцией, законами и актами Президента".

Согласно этой статье Конституции Правительство разрабатывает основные направления социально-экономической политики государства, его обороноспособности, безопасности, обеспечения общественного порядка и организует их осуществление.

В сфере экономики и бюджетных отношений Правительство разрабатывает и представляет Парламенту республиканский бюджет и отчет о его исполнении, обеспечивает исполнение бюджета, организует управление государственной собственностью.

В законодательной сфере Правительство наделено правом законодательной инициативы. Оно вносит в Мажилис проекты законов и обеспечивает исполнение законов; дает заключения по законопроектам, предусматривающим сокращение государственных доходов или увеличение государственных расходов; выполняет поручения Президента по внесению законопроектов. Кроме того, оно обеспечивает контроль за исполнением законов министерствами, государственными комитетами и другими центральными ведомствами и местными исполнительными органами.

Правительство также вырабатывает меры по проведению внешней политики республики.

В сфере государственной администрации Правительство руководит деятельностью министерств, государственных комитетов, иных центральных и местных исполнительных органов, отменяет или приостанавливает полностью или в части действие актов этих органов, назначает и освобождает от должности руководителей центральных исполнительных органов, не входящих в состав Правительства.

Правительство Республики Казахстан по вопросам своей компетенции издает постановления, имеющие обязательную силу на всей территории республики. Постановления Правительства не должны противоречить Конституции, законодательным актам, указам и распоряжениям Президента республики. Эти положения ст. 69 Конституции не препятствуют Правительству издавать акты по вопросам, не урегулированным перечисленными вышестоящими актами, а следовательно, постановления Правительства не обязательно носят подзаконный характер.

«Статья 9. Компетенция Правительства Республики Правительство Республики:

  • 1) разрабатывает основные направления социально-экономической политики государства, его обороноспособности, безопасности, обеспечения общественного порядка и организует их осуществление
  • 2) вносит Президенту Республики Казахстан на утверждение государственные программы;
  • 3) одобряет прогноз социально-экономического развития;
  • 4) вырабатывает меры по проведению внешней политики Республики;
  • 5) в порядке, определяемом Президентом Республики, участвует в разработке республиканского бюджета и его изменений, представляет Парламенту республиканский бюджет и отчет о его исполнении, обеспечивает исполнение бюджета;
  • 6) разрабатывает и осуществляет меры по укреплению финансовой системы Республики; обеспечивает государственный контроль за соблюдением законности при образовании и использовании государственных валютных, финансовых и материальных ресурсов;
  • 7) осуществляет структурную и инвестиционную политику;
  • 8) вырабатывает государственную политику ценообразования; устанавливает номенклатуру продукции, товаров и услуг, на которые применяются регулируемые государством цены;
  • 9) организует управление государственной собственностью, вырабатывает и осуществляет меры по ее использованию, обеспечивает защиту права государственной собственности;
  • 10) формирует систему и условия оплаты труда, социальной защищенности граждан, государственного социального обеспечения и социального страхования
  • 11) вырабатывает основные направления государственной региональной политики; обеспечивает решение межрегиональных проблем и вопросов социально-экономического развития регионов;
  • 12) формирует государственную политику по развитию науки и техники, внедрению новых технологий, культуры, образования, здравоохранения, туризма и спорта;
  • 13) разрабатывает и осуществляет мероприятия по обеспечению рационального использования и охраны природных ресурсов и окружающей природной среды;
  • 14) обеспечивает реализацию правовой политики; разрабатывает и реализует меры по охране и защите прав и свобод граждан, обеспечению законности и правопорядка, безопасности и обороноспособности Республики, территориальной целостности и охраны государственных границ Республики;
  • 15) принимает решения о проведении переговоров и подписании межправительственных соглашений; обеспечивает развитие взаимоотношений Республики с иностранными государствами, международными и региональными организациями; вырабатывает меры по реализации внешнеэкономической политики; принимает меры по развитию внешней торговли; осуществляет сотрудничество и взаимодействие с международными финансовыми организациями;
  • 16) выполняет иные функции, возложенные на него Конституцией, законами и актами Президента.»;
  • 2) пункт 1 статьи 19 изложить в следующей редакции:

«1. Премьер-Министр Республики:

  • 1) организует работу Правительства и распределяет функциональные обязанности между членами Правительства;
  • 2) представляет Правительство или поручает представительство Правительства в отношениях с Президентом Республики, Парламентом, Конституционным Советом, Верховным Судом, Генеральной прокуратурой и другими государственными органами;
  • 3) представляет Правительство или поручает представительство Правительства в международных отношениях и подписывает межправительственные договоры и соглашения;
  • 4) вносит Президенту Республики предложения: о структуре и составе Правительства; об образовании, реорганизации и упразднении министерств и центральных исполнительных органов, не входящих в состав Правительства; по кандидатурам для назначения на должность министра, за исключением министров иностранных дел, обороны, внутренних дел, юстиции; об освобождении от должности министра, в том числе не согласного с проводимой Правительством политикой или не проводящего ее, за исключением министров иностранных дел, обороны, внутренних дел, юстиции;
  • 5) представляет на утверждение Президенту Республики Казахстан единую систему финансирования и оплаты труда работников для всех органов, содержащихся за счет государственного бюджета Республики;
  • 6) докладывает Президенту об основных направлениях деятельности Правительства;
  • 7) заслушивает отчеты членов Правительства, руководителей центральных и местных исполнительных органов;
  • 8) образует и упраздняет консультативно-совещательные органы при Правительстве;
  • 9) выполняет другие функции, связанные с организацией и руководством деятельностью Правительства.»;
  • 3) пункт 1 статьи 22 изложить в следующей редакции:

«1. Министерство является центральным исполнительным органом Республики, осуществляющим руководство соответствующей отраслью (сферой) государственного управления, а также в пределах, предусмотренных законодательством, - межотраслевую координацию.

Министерство осуществляет стратегические, регулятивные, реализационные и контрольно-надзорные функции в пределах своей компетенции.»;

4) статью 23 изложить в следующей редакции:

«Статья 23. Центральный исполнительный орган, не входящий в

состав Правительства

1. Центральный исполнительный орган, не входящий в состав Правительства, образуется, реорганизуется и упраздняется Президентом Республики по предложению Премьер-Министра Республики.

Центральный исполнительный орган, не входящий в состав Правительства, осуществляет стратегические, регулятивные, реализационные и контрольно-надзорные функции.

  • 2. Центральный исполнительный орган, не входящий в состав Правительства, осуществляет руководство соответствующей отраслью (сферой) государственного управления, а также в пределах, предусмотренных законодательством, - межотраслевую координацию.
  • 3. Структура центрального исполнительного органа, не входящего в состав Правительства, утверждается ответственным секретарем и состоит, как правило, из департаментов и управлений.

Совокупность департаментов и управлений центрального исполнительного органа, не входящего в состав Правительства, является аппаратом центрального исполнительного органа, не входящего в состав Правительства.

  • 4. При руководителе центрального исполнительного органа, не входящего в состав Правительства, образуется коллегия, являющаяся консультативно-совещательным органом. Численный и персональный состав коллегии утверждается руководителем центрального исполнительного органа, не входящего в состав Правительства.
  • 5. Актами центрального исполнительного органа, не входящего в состав Правительства, являются приказы руководителя центрального исполнительного органа, не входящего в состав Правительства.»;
  • 5) пункт 4 статьи 24 изложить в следующей редакции:

«4. Ведомство в пределах компетенции центрального исполнительного органа Республики может осуществлять регулятивные, реализационные и контрольно-надзорные функции, а также участвовать в выполнении стратегических функций центрального исполнительного органа в пределах компетенции ведомства.».

Статья 2 . Настоящий Конституционный закон вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.

Согласно Конституции Республики Беларусь, Законау «О Совете Министров Республики Беларусь и подчиненных ему госу­дарственных органах» Совет Министров Республики Беларусь - Правительство Республики Беларусь - центральный орган государ­ственного управления Республики Беларусь

Правительство в своей деятельности подотчетно Президен­ту Республики Беларусь и ответственно перед Парламентом Рес­публики Беларусь.

Правительство слагает свои полномочия перед вновь избран­ным Президентом Республики Беларусь.

Правительство Республики Беларусь состоит из Премьер- министра, его заместителей и министров. В состав Правительства могут входить и руководители иных республиканских органов госу­дарственного управления.

Премьер-министр назначается Президентом Республики Бе­ларусь с согласия Палаты представителей. Решение по этому воп­росу принимается Палатой представителей не позднее чем в двух­недельный срок со дня внесения предложения по кандидатуре Пре­мьер-министра.

В случае двукратного отказа в даче согласия на назначение Премьер-министра Палатой представителей Президент Респуб­лики Беларусь вправе назначить исполняющего обязанности Пре­мьер-министра, распустить Палату представителей и назначить новые выборы.

Работой Правительства руководит Премьер-министр.

Премьер-министр:

1) осуществляет непосредственное руководство деятельно­стью Правительства и несет персональную ответственность за его работу;

2) подписывает постановления Правительства;

3) в двухмесячный срок после своего назначения представ­ляет Парламенту программу деятельности Правительства, а в слу­чае ее отклонения представляет повторную программу деятельно­сти Правительства в течение двух месяцев;

4) информирует Президента об основных направлениях дея­тельности Правительства и о всех его важнейших решениях;

5) выполняет другие функции, связанные с организацией и деятельностью Правительства.

Правительство или любой член Правительства вправе зая­вить Президенту о своей отставке, если считают невозможным дальнейшее осуществление возложенных на них обязанностей. Правительство заявляет Президенту об отставке в случае выра­жения Палатой представителей вотума недоверия Правительству.

Премьер-министр может поставить перед Палатой предста­вителей вопрос о доверии Правительству по представленной про­грамме или по конкретному поводу. Если Палата представителей в доверии отказывает, Президент вправе в десятидневный срок при­нять решение об отставке Правительства или о роспуске Палаты представителей и назначении новых выборов. При отклонении от­ставки Правительство продолжает осуществлять свои полномочия.

Президент вправе по собственной инициативе принять реше­ние об отставке Правительства и освободить от должности любо­го члена Правительства.

В случае отставки или сложения полномочий Правитель­ство Республики Беларусь по поручению Президента продолжа­ет осуществлять свои полномочия до сформирования нового Пра­вительства.

Правительство Республики Беларусь:

руководит системой подчиненных ему органов государствен­ного управления и других органов исполнительной власти;

разрабатывает основные направления внутренней и внешней политики и принимает меры по их реализации;

разрабатывает и представляет Президенту для внесения в Пар­ламент проект республиканского бюджета и отчет о его исполнении;

обеспечивает проведение единой экономической, финансовой, кредитной и денежной политики, государственной политики в обла­сти науки, культуры, образования, здравоохранения, экологии, соци­ального обеспечения и оплаты труда;

принимает меры по обеспечению прав и свобод граждан, за­щите интересов государства, национальной безопасности и оборо­носпособности, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;

выступает от имени собственника в отношении имущества, являющегося собственностью Республики Беларусь, организует управление государственной собственностью;

обеспечивает исполнение Конституции, законов и декретов, указов и распоряжений Президента;

отменяет акты министерств и иных республиканских орга­нов государственного управления;

осуществляет иные полномочия, возложенные на него Кон­ституцией, законами и актами Президента.

Правительство Республики Беларусь издает постановле­ния, имеющие обязательную силу на всей территории Республи­ки Беларусь.

Премьер-министр издает в пределах своей компетенции рас­поряжения.

Еще по теме Исполнительная власть. Правительство - Совет Министров Республики Беларусь:

  1. 1.2. Назначение Председателя Правительства Российской Федерации: специфика российской модели
  2. 2.1. Характеристика структуры органов интеграции на постсоветском пространстве
  3. 1.3. ОБСТОЯТЕЛЬСТВА, ПОДЛЕЖАЩИЕ ДОКАЗЫВАНИЮ, ПРИ РАСКРЫТИИ И РАССЛЕДОВАНИИ ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЯ ВЛАСТЬЮ ИЛИ СЛУЖЕБНЫМИ ПОЛНОМОЧИЯМИ.

Премьер-министр республики возглавляет Пра­вительство, организует деятельность Правительства и руко­водит ею, персонально отвечает за его работу. В течение ме­сяца после своего назначения представляет Парламенту док­лад о программе Правительства, а в случае ее отклонения представляет повторный доклад в течение двух месяцев. Как глава исполнительной власти он подписывает постановления Правительства, докладывает Президенту об основных направ­лениях деятельности Правительства и о всех его важнейших решениях, выполняет другие функции по организации и ру­ководству деятельностью Правительства.

В осуществление своих полномочий Премьер-министр из­дает распоряжения, имеющие обязательную силу на всей тер­ритории республики, однако они не должны противоречить Конституции, законодательным актам, указам и распоряже­ниям Президента. Постановлениям Правительства, следователь­но, противоречить могут.

Члены Правительства самостоятельны в принятии решений в пределах своей компетенции и персонально отвеча­ют перед Премьер-министром за работу подчиненных государ­ственных органов. Член Правительства, не согласный с поли­тикой Правительства или не проводящий ее, подает в отстав­ку или подлежит освобождению от должности.

Смотрите также:

Последние добавления: