Le Point , Франция
© AP Photo, Jacques Brinon

В большом интервью «Пуэн» бывший президент Франции Николя Саркози рассказал о приоритетах развития Европы в ближайшие 60 лет. В частности, он выступает за создание новой наднациональной организации, в которую вошли бы Европа, Турция и Россия. Позже эту организацию могли бы пополнить Украина и Грузия, играющие роль моста между европейским и российским пространством.

Николя Саркози: Нужно разработать новый европейский договор (Le Point, Франция)

Европа перед выбором

«Пуэн»: На чем должна основываться Европа в ближайшие 60 лет?

Николя Саркози: Во-первых, существует не одна, а несколько Европ. Сегодня я выделил бы по меньшей мере три Европы: Европа евро, ЕС, Шенген. Сюда можно было бы добавить и оборонную Европу. У трех этих Европ должны быть разные институты, политика и стратегия. Европа евро, с Центробанком и единой валютой, должна идти по пути большей интеграции вокруг франко-немецкой оси, которая все еще остается совершенно необходимой. Во время кризисов 2008 гола, ипотечного кризиса, а затем долгового кризиса в Греции, Ирландии и Португалии, все повернулись к немцам и французам. В этой связи необходимо укрепить экономическое правительство, принять которое я убеждал Ангелу Меркель. Им должен руководить француз или немец, тогда как роль генерального секретаря должна достаться представителю другой из двух стран. Оно бы действовало как европейское казначейство. Кроме того, нужно создать независимый от МВФ европейский валютный фонд. МВФ не должен заниматься внутренними делами еврозоны.

— Должен ли у этой Европы быть федеральный бюджет?

— Я не считаю это приоритетной задачей. Более того, мне кажется это рискованным, поскольку европейский бюджет подразумевает европейский налог. Мне сложно представить, что государства-члены согласятся пожертвовать частью фискальных поступлений ради этого бюджета, а граждане и так уже слишком сильно задавлены налогами, чтобы добавлять к ним еще один.

— Как могла бы выглядеть Европа ЕС?

— Ее приоритет должен заключаться в формировании единого рынка и политики по десятку ключевых направлений, таких как сельское хозяйство, промышленность, конкуренция, торговля и наука. Почему бы не задействовать испанских и французских специалистов для поиска лекарства от болезни Альцгеймера? Нужно все это координировать и объединять. Все остальное без исключения должно быть передано в компетенцию государств. Именно этого добиваются народы Европы. Они хотят, чтобы она определяла приоритеты и оставляла государствам все остальное.

— Какие инициативы должна принять Европа перед выборами в мае 2019 года?

— У нее есть только один приоритет: предложить новый проект, чтобы очертить Европу будущего и в корне поменять правила игры. Кроме того, это позволит нам сказать британцам: «Вы отказались остаться в старой Европе, так давайте же построим новую». С меньшими, но более четкими полномочиями.

— Может ли новый документ добиться сосуществования таких разных миграционных политик, как у Меркель и Орбана?

— Как я вижу, миграционная политика Ангелы Меркель в 2018 году совсем не та, что была в 2015 году. Все протестовали против решения Виктора Орбана закрыть границы, однако год спустя десять стран поступили точно так же. Кстати говоря, удивительно слышать, что одни и те же люди называют решение Виктора Орбана закрыть границы нелегитимным, а затем требуют от Реджепа Тайипа Эрдогана закрыть его собственные и даже дают ему на это деньги!

— Не слишком ли мы жестоки с Виктором Орбаном?

— Он трижды победил на выборах. Никто не назвал их сфальсифицированными. Знаете, кто его главный политический противник? Ультраправые. Заявления о том, что Виктор Орбан — диктатор и лидер ультраправых, не соответствуют действительности.

— Но есть ли у вас с ним разногласия?

— Разумеется. Как бы то ни было, скажу вам одно: пусть Европа следит за соблюдением основных прав в Венгрии, такова ее роль. Но легитимное право на управление Венгрией есть только у венгерского правительства.

— Стоит ли пересмотреть организацию правоцентристской группы в Европейском парламенте?

— Я более десяти лет возглавлял французских правых. Мне удалось сохранить единство между федералистами, евроскептиками и защитниками суверенитета. Я всегда сохранял сплоченность нашего течения. Этот парламент полезен. Для главы государства обратиться к 750 депутатам, которые говорят на 22 языках и представляют 28 стран — это интереснейшая задача. В любом случае, ему нужно сохранить открытость и не поддаваться сектаризму. Любой фундаментализм достоин осуждения, и брюссельский — не меньше, чем другие.

— На европейской сцене заявил о себе и другой персонаж: министр внутренних дел Италии Маттео Сальвинин. Его популярность напоминает рейтинги одного бывшего главы МВД Франции…

— Давайте не будем читать нотации Италии. Вы считаете, что произошедшее там не может случиться у нас? Одни причины порождают те же следствия. Поэтому, повторюсь, читать другим нотации — опасная затея. Не стоит воображать себе, что в Европе есть умные люди, которые проводят «правильную» политику, и те, кто ничего не понимают. Единственный приемлемый путь — это перестать говорить о популизме и понять гнев и фрустрацию народов, чтобы превратить их в позитивную энергию для строительства будущего нашего континента. Сегодня настоящая опасность Италии для Европы заключается в том, что она тратит больше, чем это позволяет ее бюджет. Все должны понимать, что финансовый кризис в Италии серьезно отразится на всей Европе. Что касается всего остального, признаю, что мне не по душе то, как Маттео Сальвини говорит о несчастных иммигрантах, которые могли бы стать частью нашей семьи.

— Глядя в прошлое, что вы думаете о греческом кризисе?

— Мы с Ангелой Меркель всегда придерживались следующего принципа: страна-член еврозоны должна принять свои долги. В противном случае это поставило бы под вопрос всю европейскую модель, а финансовые рынки набросились бы на нас под предлогом, что мы обанкротились. Глядя в прошлое, я доволен тем путем, который проделала эта страна. Греция встает на ноги. Десять лет назад этого не было.

— Что вы думаете о появлении новых партий в Европе вроде испанской партии «Граждане», а также о расколе традиционных движений, как во Франции и Германии?

— Недавно я обедал с молодым президентом партии «Граждане». Очень приятный человек. То, чем он занимается, это в первую очередь переустройство. Вы говорите о Франции, но когда Жискар д"Эстен пришел на смену Помпиду, наступил новый мир. И разве приход Миттерана не принес с собой перемен? Когда я принял эстафету у Ширака, вам не кажется, что подход к власти изменился? Разве перемены в политике — не регулярная вещь? Для одних вы всегда отсталый, а для других — современный. Я долгое время был самым молодым, но никогда этим не кичился. Это происходит всегда. Оно неизбежно. Единственные важные вещи в политике — это видение и лидерство. Это энергия, которую вы готовы поставить на службу какого-либо проекта или страны.

— Все-таки новое поколение политиков во Франции и в целом в Европе несколько меняет расклад…

— Власть опасна и может стать наркотиком. Наличие опыта может помочь перед лицом опасностей власти. Когда я вижу, что австрийскому канцлеру всего 32 года, мне хочется пожелать ему удачи. Жак Ширак говорил мне, что его назначили премьером слишком рано. Ему было всего 42 года. Опыт — важная вещь.

— Есть ли у ваших младших коллег в политике чувство трагического? Ведь политика — это еще и трагедия, так ведь?

— Трагедия — это жизнь. Мы теряем любимых или же сами уходим раньше них. Она всегда заканчивается плохо. Чтобы она закончилась наименее плохо, нужно иметь возможность уйти без страданий. Политика — это всего лишь жизнь под увеличительным стеклом.

— Раз мы говорим о трагедии, к ней относится и судьба множества мигрантов. Как должна выглядеть миграционная политика Европы?

Контекст

Европейский проект требует глубоких реформ

Le Monde 19.05.2016

Забудь про джихад и живи спокойно

Hürriyet 10.05.2018

Олланд и Саркози: два стиля, результат один

Slate.fr 17.10.2016

Саркози, Леви, Клинтон и золото Каддафи

RUE89 12.01.2016 — К сожалению, мы толком еще не видели назревающий миграционный кризис. Через 30 лет в Нигерии будет больше людей, чем в США. Население африканского континента возрастет с 1 до 2,5 миллиарда человек, причем половина из них будет моложе 25 лет. То есть, вы можете представить, какими станут миграционные течения в ближайшие годы. Миграционный вопрос больше не может решаться неизвестным комиссаром без политической легитимности. Он должен находиться в компетенции европейского правительства из министров внутренних дел, которые изберут председателя и будут представлять демократические отчеты. К ним также следует присоединить Фронтекс. По крайней мере, в таком случае миграционная политика станет предметом демократического обсуждения. Расстояние между южным и северным берегами Средиземного моря варьируется от 14 до 1 600 км. Кроме того, в Европу можно попасть пешком через Турцию или Грецию. К этому необходимо добавить «хотспоты», обсуждение миграционных вопросов в отношениях с родными странами мигрантов и транзитными государствами, а также крупнейший в истории план развития, который должен касаться африканского континента. Я бы назвал его «планом Маршалла» для Африки. Для Европы помощь в развитии Африки — не благотворительность, а стратегическая необходимость. Кроме того, это пойдет на пользу нашей экономике. Если Европа даст деньги на строительство африканской инфраструктуры, не будет ничего странного в том, что ее предприятия закрепятся там в приоритетном порядке. Это будет подразумевать глубокую реформу европейского права в сфере конкуренции. Мне говорят, что это будет дорого стоить. Думаю, что это обойдется все же дешевле, чем ничего не предпринимать и бессильно смотреть на катастрофу.

— Не получается ли, что Фонд Билла и Мелинды Гейтс со своей масштабной программой семейного планирования действует эффективнее, чем большая часть политических программ в сфере помощи в развитии?

— Я одним из первых поднимал демографический вопрос. По счастью, менталитет и риторика меняются. Проблемы защиты окружающей среды в первую очередь связаны с демографией. Вы можете сколько угодно перерабатывать отходы, но если население удваивается, это ни к чему не приведет. В Лагосе сегодня насчитывается 22 миллиона человек, а к 2050 году может стать 40 миллионов. В Мехико сейчас 22 миллиона человек, живущих на высоте более 2 000 метров над уровнем моря. Пекин подходит к седьмой периферии. В этих городах экологические вопросы опираются не на те же основы, что во Франции. Первая мера для сохранения планеты — это контроль над демографией. Нас ждет демографический шок небывалых масштабов. Вопрос семейного планирования и регулирования рождаемости носит первоочередной характер. Россия теряет несколько десятков тысяч человек в год, тогда как в Центральной Африке на одну женщину в среднем приходится четыре ребенка. Вы понимаете, какой вам нужен экономический рост, если население удваивается каждые 20 лет?

— Почему значимость демографического вопроса недооценивается?

— Не существует международной организации или агентства ООН, которое бы отслеживало демографическую проблематику. Дело не в том, чтобы запрещать людям заводить детей, а в том, чтобы установить их число, которое может жить на планете в хороших условиях, запустить просветительскую политику в сфере семейного планирования. Хотим мы того или нет, это очень важный вопрос.

— Стоит ли Европе опасаться альянса Турции, России и Китая?

— Мы делаем все, чтобы подтолкнуть Россию в объятья Китая, и я очень об этом сожалею. Санкции контрпродуктивны. Европа и Россия должны работать в доверительной обстановке. И самое страшное еще впереди, поскольку американский Конгресс намеревается задушить 140 миллионов россиян, лишив их банки доступа к международному финансированию. Осознаем ли мы последствия этого шага? В целом, Европе нужно в экстренном порядке создать инструменты своей финансовой независимости, чтобы нейтрализовать последствия диктата долларового бога, как это было с Ираном. Наши предприятия вынуждены прогибаться под указания Дональда Трампа. Это неприемлемо. Что стало с нашей независимостью?

— Нужно ли протянуть руку Турции?

— Я был единственным, кто выступал против вступления Турции в ЕС, и не жалею об этом. Жак Ширак и Франсуа Олланд поддерживали это. Барак Обама тоже просил меня об этом. Как бы то ни было, сегодня после обвала турецкой лиры нужно протянуть руку 80 миллионам турок. Как и России. Сейчас нужно представить себе новую наднациональную организацию, в которую бы вошли три стороны: Европа, Турция и Россия. Так мы сформировали бы политический диалог высокого уровня и начали бы обсуждение вопросов безопасности, терроризма и экономического сотрудничества.

Впоследствии в эту организацию могли бы войти другие страны, которые играют роль моста между европейским и российским пространством, как Украина и Грузия. В результате им не пришлось бы выбирать между Европой и Россией, что укрепило бы безопасность нашего континента.

— Вас послушать, так международные институты больше не соответствуют нашему времени.

— Мы еще не вступили в XXI век. Мы сделаем это, когда сформируем международные институты XXI века и откажемся от тех, что были в ХХ веке. Я был поражен тем, что на последней сессии Генассамблеи ООН не было лидеров России и Китая. Каждый приехал, чтобы пообщаться с собственными журналистами. ООН нужно реформировать. Двадцатке, которую я создал в 2008 году, тоже нужны реформы, потому что ей все сложнее принимать решения. Ей нужно сформировать генеральный секретариат для отслеживания всех вопросов. Следует также поднять вопрос насчет работы НАТО. Необходимо рассмотреть и международную торговлю, поскольку в этой сфере больше невозможно ни одно глобальное соглашение. Нужна система урегулирования конфликтов между международными институтами, то есть новая международная инфраструктура, в которой ООН играла бы основную роль. Приведу другой пример: Совет безопасности. Там нет ни одного постоянного члена из Южной Америки, Африки и арабского мира. Нет там и Индии, страны с самым большим населением в мире! Разве может быть одно число постоянных членов при населении в 2 миллиарда, как было после Второй мировой войны, и 11 миллиардов, как в конце века? Это абсурд! Изменим все это, чтобы, наконец, вступить в XXI век.

— Вам не кажется, что Европе следовало вести диалог с Сирией Башара Асада?

— В Средиземноморье разыгрывается столько вещей! Мне жаль, что мы не вернулись к идее средиземноморского альянса. Этот проект разбился о соперничество и напряженность в регионе, но я убежден, что он до сих пор необходим.

— Не стоит ли нам проявить больше солидарности со странами вроде Туниса, который принял самую либеральную конституцию во всем арабском мире?

— Разумеется, нам нужно поддержать молодую тунисскую демократию, которая отважно борется с экстремизмом. Кроме того, нужно отметить и другую страну, которая проходит через мирные преобразования. Это Марокко. Король решил, что его премьером должен быть лидер победившей на выборах партии. Мы уделяем недостаточно внимания преобразованиям, которые с умом и решительностью осуществил король.

— У вас на самом деле нет сожалений по поводу военного вмешательства в Ливии?

— В конце своего президентского срока Барак Обама заявил, что его главной ошибкой во внешней политике стало то, что он бросил Ливию в 2012 году. Мне кажется, это очень смелое заявление. На первых свободных выборах в Ливии в июле 2012 года явка составила 60%, и победили демократы. Это был беспрецедентный успех. Как бы то ни было, мы бросили Ливию в тот самый момент, когда она нуждалась в поддержке. Но кто мог подумать, что следовало бы сохранить кровавого диктатора вроде Каддафи?

Нужно рассмотреть перспективу сотрудничества между югом и севером Европы, которое становится все более необходимым, в частности в том, что касается будущего Алжира, которое представляет собой значимый для Франции вопрос. Нужно помочь югу Средиземноморья справиться с миграционным давлением из Центральной Африки и привести эти страны к пониманию того, что разнообразие — часть их идентичности.

— То есть?

— Нужно понимать, что богатство Средиземноморья опирается на его религиозное, этническое и культурное разнообразие. Поэтому его сохранение представляет собой абсолютный приоритет. Хорошим тому примером служит Ливан, который смог найти оригинальный компромисс для демократии и разнообразия. По тем же самым причинам я считаю важным единство Ирака как мультикультурной страны и выступаю против раздела Сирии. Нельзя допустить, чтобы появилась алависткая Сирия, шиитская Сирия и суннитская Сирия. Это было бы трагедией. Глобализация не должна быть препятствием на пути разнообразия. Именно поэтому я категорически против Брексита. Не стоит думать, что раскол остановится на Великобритании: он пробудит сепаратизм, который может унести с собой все. Это безумие. Разве может Европа обойтись без 60 миллионов британцев? И смогут ли 60 миллионов британцев в одиночку иметь какое-то влияние в современном мире?

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

Новым президентом Франции в 2007 году стал Николя Саркози.

Первые шаги Николя Саркози на президентском посту абсолютно и несомненно укладываются в классическую схему праволиберального понимания экономики и социальной политики.

Французская экономика досталась новому президенту не в лучшем состоянии: государственный долг составляет 1200 млрд евро, 45% государственного бюджета ежегодно тратится на заработные платы и пенсии государственных служащих. Проект бюджета на 2008 год снова был дефицитен: "дыра" составляла 41,5 млрд евро (2,3% ВВП) и это двадцать пятый подряд дефицитный бюджет Франции. Прогноз роста ВВП на 2007 год был скорректироован с 2,25% до 2,2%.

Не мудрено, что при такой экономической конъюнктуре первой жертвой нового президента Франции пали "социальные завовевания трудящихся": 35-часовая рабочая неделя, привилегии работающих в естественных монополиях, пенсионный возраст, медицинское страхование. Экономический пакет реформ, задуманных Саркози, был направлен на сокращение бюджетного дефицита и создание условий для экономического роста. Цена этих, несомненно, необходимых реформ, - война с необычайно влиятельными во Франции профсоюзами и рост социального напряжения в обществе, а какие формы может приобрести во Франции противостояние правительства и общества, - всем хорошо известно.

В то же время, новое французское правительство сознательно лишает бюджет налоговых поступлений, вводя сниженный налог на заработную плату, полученную за сверхурочную работу. Этот шаг замечательно вписывается в предвыборный лозунг Саркози: "Больше работать, чтобы больше зарабатывать" Le Monde. 13.04.2007. , но "облегчает" бюджет на сумму от 11 до 16 млрд евро.

Очевидно, в перспективе такие шаги должны привести к экономическому росту, а значит, - к снижению дефицита бюджета, но это перспективы, а проблемы существуют сегодня.

В том, что рука Саркози тверда, все убедились в бытность его министром внутренних дел. Жесткое подавление беспорядков в арабских пригородах Парижа сделало его мишенью для ненависти со стороны иммигрантов, но, как оказалось, добавило популярности в обществе.

Поэтому ни для кого не стала неожиданностью новеллизация иммиграционного законодательства, ставшая одним из первых шагов президента.

Цель поправок, предложенных министром по делам иммиграции Брисом Ортефе, - сократить приток в страну "семейных иммигрантов" из Северной Африки, имевших право по старому закону въезжать во Францию в качестве родственников уже проживающих здесь и имеющих вид на жительство соплеменников и, напротив, расширить экономическую миграцию за счет привлечения в страну квалифицированных и образованных работников.

Вообще, "семейная иммиграция" вызывала недовольство французов, в первую очередь, тем, что в качестве "родственников" из Марокко или Туниса мог приехать кто угодно, поскольку в условиях не самых цивилизованных африканских стран документально установить степень родства было практически невозможно. Теперь на пути лже-родственников воздвигнут иммиграционный барьер в виде обязательного теста ДНК. Причем, этот достаточно дорогой тест должен был по мысли правительства производиться за счет заинтересованного лица. Возврат же денег, потраченных на тест, производился бы только в случае положительного заключения, т.е. если родство подтверждается. В одобренный нижней палатой парламента законопроект сенат (верхняя палата) внес изящную французскую поправку: тесты ДНК будут проводиться только для установления родства матерей и детей, отцы такой тест проходить не будут, чтобы случайно не разрушить семью информацией о том, что они не являются биологическими родителями.

Наиболее значительные изменения произошли с приходом к власти Саркози во французской внешней политике. Ожидаемая американизация внешнеполитического курса произошла не совсем так, как ожидали политические аналитики. Провозглашенное сближение с США ограничилось декларациями. Вот как видит Саркози главные вызовы современности в мировой политике и роль Франции в мировом сообществе: "Французы с беспокойством смотрят на состояние мира, роль Европы и место Франции. С надеждой восприняли мы падение берлинской стены и несправедливого ялтинского порядка, прогресс в области прав человека и обещания глобализации, благодаря которой с 1990 года удалось удвоить мировой валовой продукт и на половину увеличить средний уровень жизни. Одновременно мы вынуждены констатировать, что в течение последних 20 лет мировые лидеры не смогли ни создать нового порядка на нашей планете, ни успешно преобразовать ранее существовавший. Исключая редкие моменты единства, такие как первая война в Персидском заливе или 11 сентября 2001 года, почти во всем обоснованно царит впечатление разобщенности, утраты контроля над миром, который одновременно является глобальным и раздробленным" . Кто вы, monsieur Sarkozy? Эскизы к политическому портрету президента Франции / http://www.rpmonitor.ru/ru/detail_m.php?ID=6315. Это заявление он сделал на совещании с послами Франции 27 августа 2007 года в Елисейском дворце. Следовательно, это не просто рефлексия на международную тему, а прямые инструкции дипломатическим представителям страны во всем мире. Чего же нам ждать от нового французского лидера, столь высоко и амбициозно поднявшего планку внешнеполитических приоритетов?

Во-первых, Саркози провозгласил главным и безусловным приоритетом французской внешней политики Европейскую конструкцию. "Без Европы, претендующей на роль великой державы, мир окажется лишен полюса необходимого равновесия". Этот тезис, чрезвычайно важный для понимания нового французского лидера, имеет двойное значение. Во-первых, он ясно обозначает вектор новой французской внешней политики на повышение роли Евросоюза в мире, а вместе с этим и Франции как одного из ключевых членов этого сообщества. Во-вторых, он звучит почти в унисон с путинским "многополярным миром", имеющим в своей основе противостояние американскому "однополярному".

То, что с приходом Саркози французская внешняя политика как бы обрела второе дыхание, - очевидно. Новостные ленты всех информационных агентств мира переполнены упоминаниями о французских инициативах в самых различных областях международной жизни. Французский президент постепенно становится одним из главных мировых ньюсмейкеров. Особенно ярко это новое качество Франции проявляется во внутриевропейских событиях. Можно по-разному относиться к содержательной части инициатив Саркози, но нельзя не признать, что новый французский лидер буквально фонтанирует переполняющей его энергией, которую он с одержимостью неофита и парвеню демонстрирует на каждом шагу.

франция внешняя внутренняя политика

"…Я принадлежу к той категории людей, которые считают, что отличительной чертой государственного деятеля является целеустремленность и нацеленность на изменение существующего положения вещей, а не только его определение и объяснение. Для этого необходима непреклонная воля, нужно уметь разделять амбиции, мечты и цели. А государственный деятель должен иметь и амбиции, и мечты, и цели. …Французы отдали мне голоса, отдав предпочтение четкой и детальной программе. Они хотят иметь Президента, который действует и добивается результата" Кто вы, monsieur Sarkozy? Эскизы к политическому портрету президента Франции / http://www.rpmonitor.ru/ru/detail_m.php?ID=6315. В этой короткой цитате из речи Саркози - ключ к пониманию нового французского лидера как личности. В циничном мире современной большой политики его наивно-провинциальное мессианство может выглядеть смешным, но в нем нет ни грана фальши. При всей политической изощренности Саркози его амбиции и мечты - абсолютно искренни, а его большой крючковатый нос действительно напоминает деголлевский.

"Европоцентризм" Саркози имеет еще одно чрезвычайно значимое для мировой политики измерение. Одним из приоритетов ЕС он предлагает сделать собственную Европейскую систему безопасности. За десять месяцев до начала председательства Франции в ЕС Саркози определяет главную цель, достижению которой оно будет посвящено, - создание новой "европейской стратегии безопасности". Более того, Франция уже подготовила Белую Книгу по национальной обороне и безопасности, которую предполагает сделать основой для общеевропейского подхода к этой проблеме. На этом пути Францию ждет много внутренних европейских проблем, поскольку на сегодняшний день 2/3 европейского оборонного бюджета составляют вклады Франции и Великобритании, а все остальные 25 стран вряд ли будут в восторге от перспективы дополнительных военных расходов и от необходимости участия в военных операциях, которые Саркози предлагает проводить чуть ли не по всему миру (по крайней мере, Африка и Афганистан, судя по его высказываниям, окажутся в первой очереди среди регионов предполагаемой активности Европейских сил безопасности).

Но есть и второе измерение оборонной инициативы Саркози. Это - взаимоотношения с НАТО. Конечно же, французский лидер заверяет США в дружеских чувствах и декларирует необходимость параллельного существования Северо-Атлантических военных структур с новыми европейскими оборонительными силами, но это не более чем подслащенная пилюля для американцев. Зачем, будучи в здравом уме (а в здравости ума Саркози сомневаться не приходится), создавать новую военную структуру из стран - участниц ЕС, если из 26 участников НАТО 21 страна состоит в Европейском Союзе? Только с одной целью - противопоставить непререкаемому единоличному лидерству США в НАТО коллективное лидерство с четким французским акцентом в новых европейских структурах безопасности.

Фактически речь идет о том, что одни и те же воинские контингенты должны одновременно входить в состав войск НАТО и Евросоюза. В создаваемые в настоящее время НАТО силы быстрого реагирования численностью 25 тысяч человек включены несколько тысяч европейских военных, однако те же силы включены Евросоюзом в 19 боевых групп. "Возникает проблема с одновременным участием солдат в миссиях НАТО, Евросоюза и ООН", - признает пресс-секретарь НАТО Джеймс Аппатурайя Le Monde. 13.05.2008..

Николя́ Поль Стефа́н Саркози́ де На̀дь-Бо́ча (фр. Nicolas Sarkozy, полное имя Nicolas Paul Stéphane Sárközy de Nagy-Bócsa; род. 28 января 1955, Париж) - французский государственный и политический деятель, 23-й президент Французской республики и 6-й президент Пятой Французской республики. Как президент, по должности является со-князем Андорры и великим магистром ордена Почётного легиона. Избран президентом 6 мая 2007 г., вступил в должность 16 мая, сменив на посту главы государства Жака Ширака.

Лидер правящей партии «Союз за народное движение» (фр. Union pour un mouvement populaire, UMP) (с 2004 до вступления в должность). В 1993-1995, 2002-2004 и с 2005 по 2007 занимал министерские посты в правительстве Франции. Также до вступления в должность президента республики являлся председателем генерального совета департамента О-де-Сен.

Во Франции известен под прозвищем «Сарко» (Sarko), которое используют как его сторонники, так и оппоненты.

Родители

Отец - Пал Надь-Боча Шаркёжь - родился в Будапеште в семье мелкого венгерского дворянина-протестанта (дворянство и герб даны семье в 1628 императором Фердинандом II за подвиги предка в годы Тридцатилетней войны), владевшего землями близ города Сольнок и небольшим замком Alattyán в 100 км от столицы. Его предки были членами муниципалитета Сольнока. С приходом Советской армии в 1944 семья покинула страну. В Баден-Бадене Поль Саркози (так он офранцузил своё имя и фамилию) записался во Французский иностранный легион, заключил пятилетний контракт и проходил службу в Алжире. Не желая отправляться в Индокитай, в 1948 демобилизовался. Получил французское гражданство и обосновался в Марселе, вскоре переехав в Париж. В 1949 женился на Андре Малла (Andrée Mallah) - студентке юридического факультета, дочери известного врача в респектабельном 17-м парижском округе. Её отец Бенедикт Маллах (Benedict Mallah) был евреем-сефардом, иммигрантом из Салоник, перешедшим в католичество, её мать, Адель Бувье - француженка, медсестра из Савойи, католического вероисповедания. От брака Поля Саркози и Андре Малла родилось трое детей: Гийом (1952), Николя (1955) и Франсуа (1957).

В 1959 Саркози-старший покинул семью, после этого ещё дважды побывав в браке. Мать, чтобы вырастить детей, закончила образование и стала адвокатом.

Николя Саркози провёл первые годы своей жизни в 17-м округе Парижа. Позже семья перебралась в соседний городок Нёйи-сюр-Сен - благополучную коммуну западнее 17-го округа за пределами Парижа. Отец практически не участвовал в воспитании детей и не помогал семье, хотя являлся состоятельным человеком. Влияние на Саркози оказывал дедушка, по религии католик, а по политическим воззрениям - голлист. Семья хотела, чтобы дети полностью ассимилировались во французском обществе. Ребёнком Саркози, по его собственным словам, не чувствовал себя полноценным французом и страдал от своего сравнительно низкого материального положения, а кроме того не был достаточно сильным, чтобы постоять за себя. Позже он неоднократно заявлял, что именно унижения детства и отсутствие отца сделали его таким, каким он есть сейчас. Его амбиции и стремление во власть выглядят как компенсация за второразрядный статус в юности. Утверждается, что отец однажды якобы сказал ему, что тот никогда не сможет стать президентом Франции, потому что такие вещи бывают только в Соединённых Штатах.

Образование, работа, семья

Образование получил в частной католической школе. По отзывам, учился довольно посредственно. В 1973 получил диплом бакалавра. В 1978 закончил Институт политических наук в Париже по государственному праву и политическим наукам, а также курс частного права (без диплома). Стал адвокатом, специализирующимся во французском коммерческом праве, а точнее - в праве в области недвижимости.

23 сентября 1982 женился на корсиканке Мари-Доминик Кюльоли (Marie-Dominique Culioli), дочери фармацевта из Вико (корсиканская деревня к северу от столицы острова Аяччо). У них родилось двое сыновей - Пьер (1985) и Жан (1987).

В 1984, будучи мэром Нёйи-сюр-Сен, познакомился с Сесилией Мартен, урождённой Сиганер-Альбенис (Cécilia Ciganer-Albeniz), которая была женой хозяина местного телеканала (Саркози в качестве мэра руководил церемонией их бракосочетания). У Николя и Сесилии завязался роман, завершившийся тяжёлым разводом Саркози с первой женой. В 1996 они вступили в брак, в 1997 у них родился сын Луи. В их семье жили также две дочери Сесилии от первого брака Жюдит (1984) и Жанна-Мари (1989).

Г-жа Саркози играла публичную роль, часто появлялась вместе с мужем в общественных местах и выполняла роль его помощника, что для французской политики было довольно необычным. В 2005 во французской прессе появились сообщения о кризисе их отношений и подготовке к разводу. В то время развода не последовало, но и в дальнейшем отношения пары продолжали интриговать общество (Саркози резко выступал против вмешательства в свою личную жизнь). Сесилия в одних случаях появлялась на публике с мужем, в других - без него, голосовала вместе с ним в первом туре президентских выборов 2007 года, но не во втором. Она присутствовала на инаугурации Николя 16 мая вместе со своими тремя детьми, а также двумя сыновьями мужа от первого брака. На церемонию пришли и расставшиеся почти полвека назад родители президента.

17 октября 2007 года во французской прессе появились слухи, согласно которым Сесилия и Николя подали 15 октября в суд документы о разводе. 18 октября было официально объявлено, что развод по обоюдному согласию уже произошёл, и что сын Луи останется с матерью.

2 февраля 2008 Саркози вступил в третий брак - с фотомоделью и певицей итальянкой Карлой Бруни.

Общая политическая характеристика

Политологи отмечают его высокие лидерские качества и харизму. По убеждениям - правый консерватор. Выступает за снижение налогов и социальных расходов. Сторонник европейской интеграции. Судя по его выступлениям, поддерживает традиционные французские ценности светского демократического государства, которые вобрали в себя и опыт христианской цивилизации. В вопросе ассимиляции иммигрантов обращает внимание прежде всего на их способность принять эти ценности. Считается союзником США. Некоторые журналисты, критически настроенные к политике Штатов, такие, как Тьерри Мейсан, обвиняют Саркози в том, что он агент сионизма и ЦРУ. Оппоненты и многие независимые исследователи называют Саркози либералом или ультралибералом; сам он отрицает такое определение и утверждает, что он «прагматик».

Саркози является фигурой, в высшей степени поляризующей общество. Он - самый популярный и в то же время самый непопулярный из правых политиков последнего времени, его личность является предметом постоянной критики и насмешек со стороны левых. Распространены такие феномены, как специальные акции «анти-Саркози», голосование по принципу «кто угодно, только не он». В то же время сторонники Саркози также являются мощной и достаточно консолидированной силой.

В 1974 Саркози вступил в партию «Союз демократов за республику». В 22 года он стал членом городского совета в родном Нёйи-сюр-Сен, в 28 - мэром города (1983), оставаясь на этом посту до 2002. В 1979-1981 возглавил молодёжный комитет по поддержке Жака Ширака на президентских выборах 1981. С этого момента он стал союзником и протеже будущего президента.

В 1993 Саркози прославился тем, что лично вёл переговоры с террористом, который взял в заложники детей в детском саду Нейи. В том же году он вошёл в правительство Эдуара Балладюра, где получил кресло министра по бюджету и пост официального представителя правительства. Помимо этого исполнял обязанности министра по коммуникациям. Ширак очень благосклонно к нему относился, однако на выборах 1995 он порвал с Шираком и поддержал Балладюра, чей рейтинг в начале избирательной кампании составлял 50 %, тогда как у Ширака был всего 14 %. После того, как Ширак выиграл выборы, Саркози лишился своих постов в правительстве. Широко распространено мнение, что Ширак воспринял поведение Саркози как предательство, и с этого момента отношения двух французских политиков стали враждебными. Однако на выборах 2002 Саркози поддержал Ширака, и в мае 2002 после своего тяжёлого переизбрания президент назначил Саркози министром внутренних дел в правительстве Жан-Пьера Раффарена.

В 2004 в связи с освобождением места председателя правящей партии «Союз народного движения» (председатель Ален Жюппе был обвинён в коррупции и приговорён к поражению в правах) начались поиски нового лидера. Саркози рассматривался как наиболее вероятный кандидат. Ширак и его сторонники первоначально выдвинули лозунг «Кто угодно, только не Саркози», но в конце концов вынуждены были уступить, и в мае 2004 Саркози был избран председателем (85,1 % голосов). По соглашению с Шираком, он оставил министерские посты и сосредоточился на партийной работе. За время его председательства численность партии увеличилась. Когда 31 мая 2005 кабинет министров ушёл в отставку из-за неудачного голосования по Европейской конституции, Саркози был приглашён в новое правительство Доминика де Вильпена, где для него был восстановлен ранее упразднённый пост государственного министра - второго лица в правительстве.

Деятельность в правительстве

Наблюдатели отмечали активность Саркози на министерской работе. Он постоянно разъезжал по стране. Критики уличали его в популизме и злоупотреблении риторикой силы. Сторонники отмечали, что ему поручались самые тяжёлые участки работы.

На посту министра внутренних дел ему пришлось искать решение нескольких острых проблем. В пригородах крупных городов процветала преступность. Францию захлестнула волна антисемитизма, росла напряжённость в мусульманской общине. Обострение обстановки было характерно и для традиционного очага сепаратистской напряжённости - острова Корсика, где в 2002 произошло более 200 терактов.

Реформы, проводимые Саркози, вызвали неоднозначную реакцию. Либеральная общественность обвиняла его в посягательстве на гражданские права. Курс на борьбу с преступностью включал усиление присутствия полиции на улицах и расширение полномочий правоохранительных органов. Усилилась борьба с проституцией. Был ужесточён контроль на дорогах, что позволило снизить число ДТП. Во время беспорядков в пригородах Парижа (2005) Саркози назвал их участников хулиганами и отбросами (voyous et racailles). Он также призвал «очистить пригороды керхерами» («Керхер», или, во французском произношении, «Каршер» - фирма, производящая устройства для мойки под сильным давлением машин, фасадов зданий и т. п.), что вызвало общественный резонанс, сопоставимый с высказыванием Путина «мочить в сортире».

В отношениях с исламской общиной проводил гибкую политику. Ужесточил контроль за нелегальной иммиграцией. Во время протестов против закона о запрете хиджабов в школах прямо заявил, что противопоставление ислама республиканским ценностям недопустимо. С другой стороны, он известен как сторонник концепции «позитивной дискриминации», которую, однако, премьер и президент поспешили отвергнуть как противоречащую идеалам равенства. В 2003 поддержал создание частного некоммерческого Французского совета по мусульманской религии. Также предложил изменить закон 1905 об отделении церкви от государства, чтобы разрешить финансирование религиозных организаций из французских денег вместо зарубежных пожертвований, которые лишь способствуют разжиганию радикализма.

В своей книге «Республика, религия и надежда» Саркози заявил в 2004: «Я принадлежу католической культуре, католической традиции, католической вере. Даже если моя религиозная практика носит эпизодический характер, я считаю себя членом Католической Церкви». 21 апреля 2007 в интервью католическому еженедельнику «Famille Chrétienne» заявил, что христианство «было свидетелем рождения французской нации» и оставило «огромное наследие культурных, нравственных, интеллектуальных и духовных ценностей». Другому католическому изданию - «Le Pélerin» - Саркози сообщил 4 мая, незадолго до избрания президентом, что Франция - «светская страна», а его католические убеждения не будут «прямо влиять» на политическую программу; в то же время он высказался за традиционный гетеросексуальный брак и против эвтаназии.

Избрание президентом

14 января 2007 общенациональный съезд партии «Союз за народное движение» (UMP, СНД) 98 % голосов утвердил Саркози в качестве кандидата на президентских выборах (конец апреля-начало мая 2007). За несколько дней до съезда СНД о своей поддержке кандидатуры Саркози публично заявили Ален Жюппе (экс-премьер Франции) и Мишель Аллио-Мари (министр обороны). Ещё один бывший премьер-министр, Жан Пьер Раффарен, выступил на съезде с однозначной поддержкой Саркози. Таким образом, руководство партии определилось в пользу одного кандидата. 21 марта о своей поддержке его кандидатуры заявил и Жак Ширак, решивший не баллотироваться в третий раз. В марте 2007 Саркози ушёл с поста министра, чтобы посвятить себя предвыборной кампании.

Перед выборами Саркози вёл активную кампанию, встречаясь со своими сторонниками как в регионах, традиционно поддерживающих правых, так и в голосующих за социалистов. Его оппоненты обвиняли Саркози в том, что он не может посетить неблагополучный парижский квартал без 300 человек охраны. Первоначально по результатам опросов Саркози несколько уступал Руаяль, но начиная с февраля неизменно лидировал во всех рейтингах.

В первом туре выборов, произошедшем 22 апреля 2007, Саркози набрал 31 %; второе место заняла кандидат социалистов Сеголен Руаяль. Дальнейшая кампания была ознаменована интригой вокруг судьбы 18 % голосов, полученных в первом туре Франсуа Байру. Байру сначала заявил, что не поддержит ни одного из кандидатов, но затем сказал, что «не будет голосовать за Саркози».

Во время произошедших 2 мая теледебатов Саркози, согласно оценке большинства аналитиков, держался увереннее Руаяль и с иронией реагировал на её эмоциональные высказывания. Эти дебаты способствовали некоторому росту его рейтинга (впрочем, он лидировал и до того).

Второй тур 6 мая принёс победу Саркози, набравшему 53 %. В день выборов, ещё до объявления предварительных итогов, начались беспорядки левой молодёжи в Лионе и Париже. Конституционный совет объявил окончательные итоги выборов 10 мая и провозгласил Саркози президентом республики начиная с момента истечения полномочий Ширака.

Президентство

Вступление в должность Саркози произошло 16 мая. В 11 часов утра Жак Ширак принял его в Елисейском дворце и в ходе частной беседы передал ему код от ядерного арсенала. Затем Саркози проводил Ширака из Елисейского дворца и вернулся в парадный зал, где его приветствовал председатель Конституционного совета, а затем новоизбранному президенту преподнесли цепь гроссмейстера ордена Почётного легиона. Он вступил в должность, подписав протокол передачи ему регалий. При этом был отдан артиллерийский салют (21 залп), а в честь г-жи Саркози оркестр играл композицию Leyenda, написанную её дедом Исааком Альбенисом. Президент республики произнёс речь, где перечислил 12 «требований», выдвинутых ему избирателями.

Затем кортеж президента в сопровождении эскорта кавалерии и мотоциклистов проследовал на Елисейские поля, где президент возложил цветы к Могиле неизвестного солдата у Триумфальной арки, а также поклонился памятникам Жоржу Клемансо и Шарлю де Голлю. Во время следования кортежа Саркози в нарушение протокола несколько раз выходил приветствовать народ. Церемония завершилась в Булонском лесу, где президент краткой речью почтил память расстрелянных там в 1944 году героев Сопротивления.

Изменения в статусе президента

Вскоре после вступления в должность президент повысил себе зарплату на 140 % и понизил себе налоги, что вызвало крайне неоднозначную реакцию в обществе.

В июне-июле 2007 г. вторая жена президента Сесилия исполняла ряд общественных поручений, связанных с освобождением осуждённых ливийским судом болгарских медиков. Это (а также пользование ею финансами Елисейского дворца) также поставило её под нападки прессы, критичной к её мужу, однако в октябре 2007 года Николя и Сесилия развелись. До брака Саркози с Карлой Бруни 2 февраля 2008 г. у Франции не было первой леди (до этого не состоящими в браке президентами были только холостой до провозглашения императором Луи Наполеон Бонапарт и овдовевший Рене Коти). Саркози стал первым президентом, вступившим в брак во время пребывания в должности.

Внутренняя политика. Правительство

17 мая Саркози назначил премьер-министром своего близкого сподвижника Франсуа Фийона, занимавшего во время второго срока Ширака министерские посты. 18 мая Фийон сформировал правительство, куда вошли экс-премьер Ален Жюппе (как государственный министр), левый деятель Бернар Кушнер (как министр иностранных дел) и ряд членов кабинета де Вильпена, включая Мишель Аллио-Мари, возглавившую МВД.

В июне того же года Парламентские выборы во Франции (2007) принесли партии Саркози большинство, однако она получила несколько меньше мест, чем рассчитывала. Кроме того, не избранный депутатом Жюппе подал из правительства в отставку.

На посту президента Саркози учредил множество комиссий и консультативных советов, призванных решить различные внутриполитические и экономические проблемы; осенью 2007 года отчёт должны были предоставить не менее 16 комиссий - уникальный случай в истории Пятой республики.

В октябре-ноябре 2007 разгорелись новые общественные манифестации и забастовки во Франции (особенно масштабной стала забастовка работников транспорта), вскоре вновь переросшие в беспорядки в пригородах Парижа, сопоставимые по масштабу с событиями 2005 года.

Внешняя политика

Отношения с Германией

В ходе своего первого зарубежного визита (уже в день инаугурации) Саркози, встретившийся с канцлером Германии Ангелой Меркель, призвал Германию к активизации сотрудничества.

Отношения с Россией

22 мая 2007 Саркози имел первую телефонную беседу с Путиным. Традиции голлизма ориентированы на «особые» партнёрские отношения с Россией. Однако ввиду декларируемого во время предвыборной кампании атлантического вектора внешней политики президента контуры политики Саркози в отношениях с Россией пока неясны. Во время предвыборной кампании Саркози в феврале 2007 года говорил о необходимости «эволюции России» в области прав человека, упомянув 200 тысяч погибших и 400 тысяч беженцев в результате чеченского конфликта. Разговор с Путиным сопровождался развёрнутым комментарием Елисейского дворца, в котором президент Саркози отозвался о России и её властях более благожелательно. Николя Саркози заявил, что «придаёт важность привилегированным отношениям между двумя странами», что Россия «великое государство» (grande nation), а Путин - «человек, с которым можно говорить», обеспечивший «стабильность России». Наблюдатели отмечают, что Путин поздравил Саркози с избранием лишь через двое суток после официального объявления итогов выборов, а лично лишь через неделю после инаугурации, выдержав определенную паузу. Вместе с тем Кремль подчеркнул необходимость поддерживать высокий уровень интенсивности франко-российского сотрудничества и диалога.

Евросоюз

Приоритетом внешней политики Саркози является Европа, в частности Европейский Союз. Именно он стал одним из авторов и активных сторонников Лиссабонского договора, изменяющего Договор об основании ЕС и Договор об основании ЕЭС, - договора, заменившего проект Европейской конституции, отвергнутый на референдумах во Франции и Нидерландах в мае-июне 2005 г. По мнению официального Парижа, данное соглашение, подписанное 13 декабря 2007 г., с одной стороны, помогает ЕС более амбициозно действовать в различных областях, с другой, - учитывает мнение французского и нидерландского народов. Тем не менее, сам характер Договора, а также способ его ратификации (парламентом Франции, собравшимся в составе конгресса 8 февраля 2008 г.) вызывает живые дебаты во французском обществе и среди политиков. Саркози также предложил выработать новую стратегию безопасности ЕС взамен принятой в 2003 г. (внутри страны Саркози начал процесс разработки новой Белой книге по национальной обороне вместо принятой в 1994 г.) Широко обсуждаются планы Саркози по полному возвращению Франциии в военные структуры НАТО, однако это обусловлено развитием оборонных инициатив ЕС и реформой Альянса.

Расширение ЕС. Турция и Балканы

Также Саркози выступает против немедленного вступления Турции в ЕС, поскольку считает, что Европа должна быть «политическим проектом», а не «субрегионом ООН»; он подчеркивает внутренние проблемы Турции, нестабильность в регионе, неспособность ЕС принять это государство без дестабилизации своего функционирования. Кроме того, между странами существует ряд двусторонних проблем (по решению Турции французская компания «Gaz de France» вышла из проекта газопровода «Nabucco» в феврале 2008 г., Анкара объясняет это действие тем, что Париж официально признает геноцид армян 1915 г. в Турции; проект Средиземноморского Союза, поддерживаемый Саркози, рассматривается Турцией как возможная попытка подменить средиземноморским сотрудничеством вступление в ЕС для нее). При этом Саркози всячески пытается не допустить серьезного ухудшения отношений с Турцией, подчеркиваются дружеские исторические связи с этой страной, предлагаютмя различные формы сотрудничества с ЕС - «партнерство», «ассоциация».

Саркози официально поддерживает вступление в ЕС государств Западных Балкан (кандидатов - Хорватии, Македонии и потенциальных кандидатов - Сербии, Боснии и Герцеговины, Черногории, Косово (в соответствии с резолюцией 1244 СБ ООН), Албании), но только при соболюдении ими всех критериев. Только в отношении Хорватии не будет применяться статья 88-5 Конституции Франции, согласно которой «Любой проект закона, разрешающий ратификацию договора относительно вступления государства в Европейский Союз, выносится на референдум президентом Республики».

Независимость Косово

Саркози участвовал в июне 2007 года в саммите Большой восьмёрки в Германии, где выступал за независимость Косово.

Франция признала Косово 18 февраля 2008 г., на следующий день после провозглашения независимости. При этом Париж намерен налаживать хорошие отношения и с Косово, и с Сербией и видит для обеих стран европейскую перспективу.

Кавалер Большого креста ордена Почётного легиона

Кавалер Большого креста Национального ордена заслуг

Командор ордена Леопольда (Бельгия)

Кавалер ордена «Стара Планина» с лентой (Болгария, 2007)

Бывший президент Франции Николя Саркози (Nicolas Sarkozy, настоящее имя Николя Поль Стефан Саркоши де Надь-Боча) родился 28 января 1955 года в Париже в семье венгерского аристократа, эмигрировавшего во Францию.

В 1978 году со степенью магистра частного права окончил Университет "Париж X" в столичном пригороде Нантер, впоследствии там же защитил диплом уровня DEA (Диплом углубленного обучения) по политологии. С 1979 года по 1981 год учился в парижском Институте политических исследований Сьянс-По. В 1981 году получил профессиональный сертификат адвоката.

До 1987 года занимался юридической практикой в Париже, специализируясь в праве в области недвижимости.

Николя Саркози - фигурант нескольких уголовных дел.

Весной 2012 года разразился скандал вокруг возможной финансовой поддержки Саркози со стороны бывшего ливийского лидера Муаммара Каддафи - французское издание Mediapart опубликовало документы, в которых говорилось о том, что ливийский режим якобы передал 50 миллионов евро на нужды президентской кампании Саркози на президентских выборах 2007 года. В настоящее время во Франции продолжаются судебные разбирательства по этому делу.

Помимо этого, следователи предъявили Саркози обвинение в даче взятки, использовании служебного положения в личных целях и сокрытии факта нарушения профессиональной тайны. Следствие предполагает, что Саркози во время рассмотрения в Кассационном суде "дела Бетанкур" о финансировании его избирательной кампании пытался через своего адвоката Эрцога получить информацию, защищенную профессиональной тайной. Со своей стороны Саркози, по данным следствия, мог обещать члену суда Азиберу помощь в получении престижного судейского поста в Монако.

Саркози в рамках "дела Бетанкур" обвинялся в злоупотреблении доверием владелицы L"Oreal Лилиан Бетанкур при финансировании своей предвыборной кампании. Расследование началось в 2007 году, но до 2012 года Саркози как президент обладал иммунитетом. В октябре 2013 года за недостаточностью доказательств.

Николя Саркози известен мировому сообществу как экс-президент Франции и видный государственный, политический деятель.

Николя Саркози родился в непростой семье. Отец будущего президента Франции Пал Надь-Боча Шаркези происходил из венгерского дворянского рода. В 1944 году семье мужчины пришлось уехать из Будапешта. Уже в Баден-Бадене Шаркези превратился в Саркози. Пал Надь-Боча уехал в Алжир в составе Французского иностранного легиона.

После этого отец Николя, вернувшись в Марсель, получил французское гражданство, после чего перебрался в Париж. В 1950 году Пал сочетался браком с Андре Малла. В семье родилось трое детей. Это Гийом, Николя и Франсуа. Но брак родителей распался.

Первые годы жизни Саркози жил в 16 округе Парижа. Рвения к учебе мальчик не проявлял. Постепенно влияние отца на детей стало сходить на нет. Воспитанием ребят занимался дедушка, который был голлистом. По мнению членов семьи, братьям нужно было почувствовать себя коренными французами.


После окончания католической школы Николя поступает в Университет Париж X-Нантер. В 1978 году Саркози официально стал магистром по гражданскому праву. Останавливаться на этом будущий президент не планировал и оказался в Институте политических исследований. Но диплома здесь не получил.

Политика

Политическая карьера Николя Саркози началась в 1974 году. Молодой человек стал членом партии «Союз демократов за республику». Когда политику исполнилось 28 лет, жители родного города избрали Николя мэром. Вплоть до 2002 года Саркози работал на этой должности.


Будущий президент работал в молодежном комитете, который поддерживал во время президентских выборов в 1981 году. Благодаря этому молодого человека приметили на высоком уровне. Ширак продвигал парня в большую политику. И уже в 1988 году Николя оказался в нижней палате парламента, в роли депутата.

В биографии Саркози в качестве интересных фактов указан тот факт, что в 1993 году политику доверили переговоры с террористом, который захватил малышей в детском саду. И вот наступил звездный час Николя. Его увидел Эдуард Балладюр и пригласил на должность министра по бюджету. Саркози пришлось взвалить на себя обязанности министра по коммуникациям.


Несмотря на положительное отношение Жака Ширака, в 1995 году уже министр принимает решение встать на сторону Балладюра, который пользовался популярность во французском обществе. Это оказалось фатальной ошибкой, так как выборы выиграл Ширак. В итоге Саркози остался без правительственных постов.

Через 2 года новый президент Франции решает вернуть талантливого политика в правительство. Николя получил депутатский пост и вновь стал доказывать преданность господину Шираку. Поддержка от Саркози была обеспечена президенту и во время переизбрания в 2002 году. Теперь Николя превратился из депутата в министра внутренних дел в правительстве Жан-Пьера Раффарена.


Работа на министерских должностях показала Саркози как активного чиновника, готового быть лояльным и гибким. Но не все реформы, которые проводил политик, вызывали одобрение в обществе.

Либералы считали, что Николя ущемляет права людей. По мнению многих, на политику, пропагандируемую Саркози, может влиять католицизм, который исповедовал Николя. Но будущий президент Франции развеял это в предвыборной речи.

Президент Франции

С 2007 по 2012 годы Николя Саркози находился на посту президента Франции. Глава страны незамедлительно приступил к реформам. В первую очередь изменения затронули Конституцию 1958 года. Саркози решил ввести ограничения на переизбрание президента, разрешил парламенту налагать вето на кандидатов на пост главы государства. Большая часть изменений касалась деятельности французского президента.


Внутренняя политика мало волновала Николя Саркози. Помимо обновления Конституции, президент назначил на значимые посты своих друзей, в том числе Франсуа Фийона и Алена Жюппе, Бернара Кушнера и Мишель Аллио-Мари. Через некоторое время партия, в которой состоял Саркози, выиграла парламентские выборы. Во Франции в годы правления Николя создавали межправительственные комиссии, которые отвечали за решение внутриполитических проблем страны, проведение экономических реформ.

В обществе Саркози не пользовался популярностью. Это привело к тому, что в различных регионах Франции происходили манифесты и забастовки, позже превратившиеся в беспорядки.

Главной задачей, которую ставил перед собой Николя Саркози во внешней политике, стало налаживание отношений с Европейским союзом. Президент Франции пытался повлиять на других политиков во время создания и подписания Лиссабонского договора. По мнению главы государства, этот документ поможет ЕС рассчитывать на реализацию более амбициозных планов.


Ситуация в мире оказалась непростой. Члены Евросоюза не могли прийти к единому мнению по поводу независимости Косово. Но Франция встала на сторону меньшинства и стала выстраивать отношения с этим государством, а также с Сербией. Не последнюю роль сыграл Саркози в военном конфликте, произошедшем в Южной Осетии.

Николя лично приезжал в Москву, а позже в Тбилиси для урегулирования отношений. С политик разработал план, который приняли президенты Грузии, Южной Осетии и Абхазии.


Уже в марте 2011 года у Саркози возникли проблемы. Представитель ливийского правительства заявил о том, что финансирование предвыборной кампании французского президента осуществлял . Незамедлительно прокуратура Франции приступила к разбирательствам. К счастью для Саркози, никаких последствий эта история для него, как для президента, не имела.

Наступил май 2012 года. Мировые СМИ пестрели заголовками, что Николя оказался «президентом одного срока». Жители Франции оказались против избранника и предпочли ему .

Личная жизнь

Личная жизнь Николя Саркози не уступает по накалу политической карьере. За плечами у экс-президента три брака. В первый раз политик женился в 1982 году. Супругой мужчины стала Мари-Доминик Кюльоли. Девушка происходила из семьи фармацевта. У молодых людей родились сыновья Пьер и Жан.


Через 12 лет брака Саркози решил развестись. Причиной тому стала Сесилия Мартен. Молодая женщина уже состояла в браке, но романтические чувства к Николя взяли верх. Сесилия развелась с супругом. В 1996 году Саркози и Мартен стали официально мужем и женой. Через несколько месяцев после бракосочетания в молодой семье появился сын Луи.

Новоявленная госпожа Саркози принимала непосредственное участие в политической карьере мужа. Девушка появлялась на официальных мероприятиях. Но в какой-то момент в СМИ заговорили о конфликте между супругами. Подтверждать или опровергать этот факт чета Саркози не планировала. В октябре 2007 года Николя и Сесилия официально объявили о разводе.


В феврале 2008 года Саркози представил обществу новую жену. Ею стала . Девушка знакома жителям Европы, так как часто выступала в роли модели и певицы. У супругов достаточно большая разница в росте: 166 см у Саркози против 175 см у Бруни. Из-за этого девушка вынуждена носить обувь без каблука. В 2011 году Николя и Карла сделали официальное заявление: в семье родилась дочь Джулия.

Дети Николя к этому времени уже выросли и подарили отцу внуков.

Николя Саркози сейчас

Сейчас о жизни Николя Саркози практически ничего не известно. Видный деятель политики предпочитает находиться в тени после проигранной предвыборной гонки.


Фото Саркози редко мелькают в хрониках, в отличие от супруги Карлы Бруни, которая возобновила профессиональную деятельность.

  • Вел переговоры с террористами, захватившими детский сад.
  • Саркози получил специальность адвоката.
  • Увеличил зарплату президента Франции на 140% после вступления в должность.
  • На официальном сайте Николя Саркози продаются вещи с изображением экс-президента.

Достижения

  • Реформа Конституции 1958 года
  • Учредил порядка 16 межправительственных комиссий
  • Разработка новой Белой книги по национальной обороне
  • «План Медведева – Саркози»
  • Арест Ивана Колонна