Настоящим Федеральным законом в целях защиты прав и свобод человека и гражданина, основ конституционного строя, обеспечения целостности и безопасности Российской Федерации определяются правовые и организационные основы противодействия экстремистской деятельности, устанавливается ответственность за ее осуществление.

Статья 1. Основные понятия

Для целей настоящего Федерального закона применяются следующие основные понятия:

экстремистская деятельность (экстремизм):

1) деятельность общественных и религиозных объединений, либо иных организаций, либо средств массовой информации, либо физических лиц по планированию, организации, подготовке и совершению действий, направленных на:

насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации;

подрыв безопасности Российской Федерации;

захват или присвоение властных полномочий;

создание незаконных вооруженных формирований;

осуществление террористической деятельности;

возбуждение расовой, национальной или религиозной розни, а также социальной розни, связанной с насилием или призывами к насилию;

унижение национального достоинства;

осуществление массовых беспорядков, хулиганских действий и актов вандализма по мотивам идеологической, политической, расовой, национальной или религиозной ненависти либо вражды, а равно по мотивам ненависти либо вражды в отношении какой-либо социальной группы;

пропаганду исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их отношения к религии, социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности;

2) пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения;

3) публичные призывы к осуществлению указанной деятельности или совершению указанных действий;

4) финансирование указанной деятельности либо иное содействие ее осуществлению или совершению указанных действий, в том числе путем предоставления для осуществления указанной деятельности финансовых средств, недвижимости, учебной, полиграфической и материально-технической базы, телефонной, факсимильной и иных видов связи, информационных услуг, иных материально-технических средств;

экстремистская организация - общественное или религиозное объединение либо иная организация, в отношении которых по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом, судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности в связи с осуществлением экстремистской деятельности;

экстремистские материалы - предназначенные для обнародования документы либо информация на иных носителях, призывающие к осуществлению экстремистской деятельности либо обосновывающие или оправдывающие необходимость осуществления такой деятельности, в том числе труды руководителей национал-социалистской рабочей партии Германии, фашистской партии Италии, публикации, обосновывающие или оправдывающие национальное и (или) расовое превосходство либо оправдывающие практику совершения военных или иных преступлений, направленных на полное или частичное уничтожение какой-либо этнической, социальной, расовой, национальной или религиозной группы.

Статья 2. Основные принципы противодействия экстремистской деятельности

Противодействие экстремистской деятельности основывается на следующих принципах:

признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина, а равно законных интересов организаций;

законность;

гласность;

приоритет обеспечения безопасности Российской Федерации;

приоритет мер, направленных на предупреждение экстремистской деятельности;

сотрудничество государства с общественными и религиозными объединениями, иными организациями, гражданами в противодействии экстремистской деятельности;

неотвратимость наказания за осуществление экстремистской деятельности.

Статья 3. Основные направления противодействия экстремистской деятельности

Противодействие экстремистской деятельности осуществляется по следующим основным направлениям:

принятие профилактических мер, направленных на предупреждение экстремистской деятельности, в том числе на выявление и последующее устранение причин и условий, способствующих осуществлению экстремистской деятельности;

выявление, предупреждение и пресечение экстремистской деятельности общественных и религиозных объединений, иных организаций, физических лиц.

Статья 4. Субъекты противодействия экстремистской деятельности

Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления участвуют в противодействии экстремистской деятельности в пределах своей компетенции.

Статья 5. Профилактика экстремистской деятельности

В целях противодействия экстремистской деятельности федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах своей компетенции в приоритетном порядке осуществляют профилактические, в том числе воспитательные, пропагандистские меры, направленные на предупреждение экстремистской деятельности.

Статья 6. Объявление предостережения о недопустимости осуществления экстремистской деятельности

При наличии достаточных и предварительно подтвержденных сведений о готовящихся противоправных действиях, содержащих признаки экстремистской деятельности, и при отсутствии оснований для привлечения к уголовной ответственности Генеральный прокурор Российской Федерации или его заместитель либо подчиненный ему соответствующий прокурор или его заместитель направляет руководителю общественного или религиозного объединения либо руководителю иной организации, а также другим соответствующим лицам предостережение в письменной форме о недопустимости такой деятельности с указанием конкретных оснований объявления предостережения.

В случае невыполнения требований, изложенных в предостережении, лицо, которому было объявлено данное предостережение, может быть привлечено к ответственности в установленном порядке.

Предостережение может быть обжаловано в суд в установленном порядке.

Статья 7. Вынесение предупреждения общественному или религиозному объединению либо иной организации о недопустимости осуществления экстремистской деятельности

Общественному или религиозному объединению либо иной организации в случае выявления фактов, свидетельствующих о наличии в их деятельности, в том числе в деятельности хотя бы одного из их региональных или других структурных подразделений, признаков экстремизма, выносится предупреждение в письменной форме о недопустимости такой деятельности с указанием конкретных оснований вынесения предупреждения, в том числе допущенных нарушений. В случае, если возможно принять меры по устранению допущенных нарушений, в предупреждении также устанавливается срок для устранения указанных нарушений, составляющий не менее двух месяцев со дня вынесения предупреждения.

Предупреждение общественному или религиозному объединению либо иной организации выносится Генеральным прокурором Российской Федерации или подчиненным ему соответствующим прокурором. Предупреждение общественному или религиозному объединению может быть вынесено также федеральным органом исполнительной власти в сфере юстиции или его соответствующим территориальным органом.

В случае, если предупреждение не было обжаловано в суд в установленном порядке или не признано судом незаконным, а также если в установленный в предупреждении срок соответствующими общественным или религиозным объединением, либо иной организацией, либо их региональным или другим структурным подразделением не устранены допущенные нарушения, послужившие основанием для вынесения предупреждения, либо если в течение двенадцати месяцев со дня вынесения предупреждения выявлены новые факты, свидетельствующие о наличии признаков экстремизма в их деятельности, в установленном настоящим Федеральным законом порядке соответствующие общественное или религиозное объединение либо иная организация подлежит ликвидации, а деятельность общественного или религиозного объединения, не являющегося юридическим лицом, подлежит запрету.

Статья 8. Предупреждение о недопустимости распространения экстремистских материалов через средство массовой информации и осуществления им экстремистской деятельности

В случае распространения через средство массовой информации экстремистских материалов либо выявления фактов, свидетельствующих о наличии в его деятельности признаков экстремизма, учредителю и (или) редакции (главному редактору) данного средства массовой информации уполномоченным государственным органом, осуществившим регистрацию данного средства массовой информации, либо федеральным органом исполнительной власти в сфере печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций, либо Генеральным прокурором Российской Федерации или подчиненным ему соответствующим прокурором выносится предупреждение в письменной форме о недопустимости таких действий либо такой деятельности с указанием конкретных оснований вынесения предупреждения, в том числе допущенных нарушений. В случае, если возможно принять меры по устранению допущенных нарушений, в предупреждении также устанавливается срок для устранения указанных нарушений, составляющий не менее десяти дней со дня вынесения предупреждения.

Предупреждение может быть обжаловано в суд в установленном порядке.

В случае, если предупреждение не было обжаловано в суд в установленном порядке или не признано судом незаконным, а также если в установленный в предупреждении срок не приняты меры по устранению допущенных нарушений, послуживших основанием для вынесения предупреждения, либо если повторно в течение двенадцати месяцев со дня вынесения предупреждения выявлены новые факты, свидетельствующие о наличии признаков экстремизма в деятельности средства массовой информации, деятельность соответствующего средства массовой информации подлежит прекращению в установленном настоящим Федеральным законом порядке.

Статья 9. Ответственность общественных и религиозных объединений, иных организаций за осуществление экстремистской деятельности

В Российской Федерации запрещаются создание и деятельность общественных и религиозных объединений, иных организаций, цели или действия которых направлены на осуществление экстремистской деятельности.

В случае, предусмотренном частью четвертой статьи 7 настоящего Федерального закона, либо в случае осуществления общественным или религиозным объединением, либо иной организацией, либо их региональным или другим структурным подразделением экстремистской деятельности, повлекшей за собой нарушение прав и свобод человека и гражданина, причинение вреда личности, здоровью граждан, окружающей среде, общественному порядку, общественной безопасности, собственности, законным экономическим интересам физических и (или) юридических лиц, обществу и государству или создающей реальную угрозу причинения такого вреда, соответствующие общественное или религиозное объединение либо иная организация могут быть ликвидированы, а деятельность соответствующего общественного или религиозного объединения, не являющегося юридическим лицом, может быть запрещена по решению суда на основании заявления Генерального прокурора Российской Федерации или подчиненного ему соответствующего прокурора.

По указанным в части второй настоящей статьи основаниям общественное или религиозное объединение может быть ликвидировано, а деятельность общественного или религиозного объединения, не являющегося юридическим лицом, может быть запрещена по решению суда также на основании заявления федерального органа исполнительной власти в сфере юстиции или его соответствующего территориального органа.

В случае принятия судом по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом, решения о ликвидации общественного или религиозного объединения их региональные и другие структурные подразделения также подлежат ликвидации.

Оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество общественного или религиозного объединения либо иной организации, ликвидируемых по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом, подлежит обращению в собственность Российской Федерации. Решение об обращении указанного имущества в собственность Российской Федерации выносится судом одновременно с решением о ликвидации общественного или религиозного объединения либо иной организации.

Статья 10. Приостановление деятельности общественного или религиозного объединения

В случае осуществления общественным или религиозным объединением экстремистской деятельности, повлекшей за собой нарушение прав и свобод человека и гражданина, причинение вреда личности, здоровью граждан, окружающей среде, общественному порядку, общественной безопасности, собственности, законным экономическим интересам физических и (или) юридических лиц, обществу и государству или создающей реальную угрозу причинения такого вреда, соответствующие должностное лицо или орган с момента их обращения в суд по основаниям, предусмотренным статьей 9 настоящего Федерального закона, с заявлением о ликвидации общественного или религиозного объединения либо запрете его деятельности вправе своим решением приостановить деятельность общественного или религиозного объединения до рассмотрения судом указанного заявления.

Решение о приостановлении деятельности общественного или религиозного объединения до рассмотрения судом заявления о его ликвидации либо запрете его деятельности может быть обжаловано в суд в установленном порядке.

В случае приостановления деятельности общественного или религиозного объединения приостанавливаются права общественного или религиозного объединения, его региональных и других структурных подразделений как учредителей средств массовой информации, им запрещается пользоваться государственными и муниципальными средствами массовой информации, организовывать и проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия, пикетирование и иные массовые акции или публичные мероприятия, принимать участие в выборах и референдумах, использовать банковские вклады, за исключением их использования для осуществления расчетов, связанных с их хозяйственной деятельностью, возмещением причиненных их действиями убытков (ущерба), уплатой налогов, сборов или штрафов, и расчетов по трудовым договорам.

Если суд не удовлетворит заявление о ликвидации общественного или религиозного объединения либо запрете его деятельности, данное объединение возобновляет свою деятельность после вступления решения суда в законную силу.

Приостановление деятельности политических партий осуществляется в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О политических партиях".

Статья 11. Ответственность средств массовой информации за распространение экстремистских материалов и осуществление экстремистской деятельности

В Российской Федерации запрещаются распространение через средства массовой информации экстремистских материалов и осуществление ими экстремистской деятельности.

В случае, предусмотренном частью третьей статьи 8 настоящего Федерального закона, либо в случае осуществления средством массовой информации экстремистской деятельности, повлекшей за собой нарушение прав и свобод человека и гражданина, причинение вреда личности, здоровью граждан, окружающей среде, общественному порядку, общественной безопасности, собственности, законным экономическим интересам физических и (или) юридических лиц, обществу и государству или создающей реальную угрозу причинения такого вреда, деятельность соответствующего средства массовой информации может быть прекращена по решению суда на основании заявления уполномоченного государственного органа, осуществившего регистрацию данного средства массовой информации, либо федерального органа исполнительной власти в сфере печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций, либо Генерального прокурора Российской Федерации или подчиненного ему соответствующего прокурора.

В целях недопущения продолжения распространения экстремистских материалов суд может приостановить реализацию соответствующих номера периодического издания либо тиража аудио- или видеозаписи программы либо выпуск соответствующей теле-, радио- или видеопрограммы в порядке, предусмотренном для принятия мер по обеспечению иска.

Решение суда является основанием для изъятия нереализованной части тиража продукции средства массовой информации, содержащей материал экстремистской направленности, из мест хранения, оптовой и розничной торговли.

Статья 12. Недопущение использования сетей связи общего пользования для осуществления экстремистской деятельности

Запрещается использование сетей связи общего пользования для осуществления экстремистской деятельности.

В случае, если сеть связи общего пользования используется для осуществления экстремистской деятельности, применяются меры, предусмотренные настоящим Федеральным законом, с учетом особенностей отношений, регулируемых законодательством Российской Федерации в области связи.

Статья 13. Борьба с распространением экстремистских материалов

На территории Российской Федерации запрещаются издание и распространение печатных, аудио-, аудиовизуальных и иных материалов, содержащих хотя бы один из признаков, предусмотренных частью первой статьи 1 настоящего Федерального закона. К таким материалам относятся:

а) официальные материалы запрещенных экстремистских организаций;

б) материалы, авторами которых являются лица, осужденные в соответствии с международно-правовыми актами за преступления против мира и человечества и содержащие признаки, предусмотренные частью первой статьи 1 настоящего Федерального закона;

в) любые иные, в том числе анонимные, материалы, содержащие признаки, предусмотренные частью первой статьи 1 настоящего Федерального закона.

Установление наличия в информационных материалах признаков, предусмотренных пунктами "а" - "в" части первой настоящей статьи, осуществляется федеральным судом по месту нахождения организации, осуществившей издание таких материалов, на основании представления прокурора.

Решение суда об установлении наличия в информационных материалах признаков, предусмотренных частью первой статьи 1 настоящего Федерального закона, является основанием для изъятия нереализованной части тиража. Организация, дважды в течение двенадцати месяцев осуществившая издание экстремистских материалов, лишается права на ведение издательской деятельности.

Копия вступившего в законную силу судебного решения о признании информационных материалов экстремистскими направляется в федеральный орган исполнительной власти в сфере юстиции. Федеральный список экстремистских материалов подлежит периодическому опубликованию в средствах массовой информации.

Решение о включении материалов в федеральный список экстремистских материалов может быть обжаловано в суд в установленном порядке.

Материалы, включенные в федеральный список экстремистских материалов, не подлежат распространению на территории Российской Федерации. Лица, виновные в незаконных изготовлении, распространении и хранении в целях дальнейшего распространения указанных материалов, привлекаются к административной либо уголовной ответственности.

Статья 14. Ответственность должностных лиц, государственных и муниципальных служащих за осуществление ими экстремистской деятельности

Высказывания должностного лица, а также иного лица, состоящего на государственной или муниципальной службе, о необходимости, допустимости, возможности или желательности осуществления экстремистской деятельности, сделанные публично, либо при исполнении должностных обязанностей, либо с указанием занимаемой должности, а равно непринятие должностным лицом в соответствии с его компетенцией мер по пресечению экстремистской деятельности влечет за собой установленную законодательством Российской Федерации ответственность.

Соответствующие государственные органы и вышестоящие должностные лица обязаны незамедлительно принять необходимые меры по привлечению к ответственности лиц, допустивших действия, указанные в части первой настоящей статьи.

Статья 15. Ответственность граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства за осуществление экстремистской деятельности

За осуществление экстремистской деятельности граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства несут уголовную, административную и гражданско-правовую ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

В целях обеспечения государственной и общественной безопасности по основаниям и в порядке, которые предусмотрены федеральным законом, лицу, участвовавшему в осуществлении экстремистской деятельности, по решению суда может быть ограничен доступ к государственной и муниципальной службе, военной службе по контракту и службе в правоохранительных органах, а также к работе в образовательных учреждениях и занятию частной детективной и охранной деятельностью.

В случае, если руководитель или член руководящего органа общественного или религиозного объединения либо иной организации делает публичное заявление, призывающее к осуществлению экстремистской деятельности, без указания на то, что это его личное мнение, а равно в случае вступления в законную силу в отношении такого лица приговора суда за преступление экстремистской направленности соответствующие общественное или религиозное объединение либо иная организация обязаны в течение пяти дней со дня, когда указанное заявление было сделано, публично заявить о своем несогласии с высказываниями или действиями такого лица. Если соответствующие общественное или религиозное объединение либо иная организация такого публичного заявления не сделает, это может рассматриваться как факт, свидетельствующий о наличии в их деятельности признаков экстремизма.

Статья 16. Недопущение осуществления экстремистской деятельности при проведении массовых акций

При проведении собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирования не допускается осуществление экстремистской деятельности. Организаторы массовых акций несут ответственность за соблюдение установленных законодательством Российской Федерации требований, касающихся порядка проведения массовых акций, недопущения осуществления экстремистской деятельности, а также ее своевременного пресечения. Об указанной ответственности организаторы массовой акции до ее проведения предупреждаются в письменной форме органами внутренних дел Российской Федерации.

Участникам массовых акций запрещается иметь при себе оружие (за исключением тех местностей, где ношение холодного оружия является принадлежностью национального костюма), а также предметы, специально изготовленные или приспособленные для причинения вреда здоровью граждан или материального ущерба физическим и юридическим лицам.

При проведении массовых акций не допускаются привлечение для участия в них экстремистских организаций, использование их символики или атрибутики, а также распространение экстремистских материалов.

В случае обнаружения обстоятельств, предусмотренных частью третьей настоящей статьи, организаторы массовой акции или иные лица, ответственные за ее проведение, обязаны незамедлительно принять меры по устранению указанных нарушений. Несоблюдение данной обязанности влечет за собой прекращение массовой акции по требованию представителей органов внутренних дел Российской Федерации и ответственность ее организаторов по основаниям и в порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации.

Статья 17. Международное сотрудничество в области борьбы с экстремизмом

На территории Российской Федерации запрещается деятельность общественных и религиозных объединений, иных некоммерческих организаций иностранных государств и их структурных подразделений, деятельность которых признана экстремистской в соответствии с международно-правовыми актами и федеральным законодательством.

Запрет деятельности иностранной некоммерческой неправительственной организации влечет за собой:

а) аннулирование государственной аккредитации и регистрации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

б) запрет пребывания на территории Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства в качестве представителей данной организации;

в) запрет на ведение любой хозяйственной и иной деятельности на территории Российской Федерации;

г) запрет публикации в средствах массовой информации любых материалов от имени запрещенной организации;

д) запрет распространения на территории Российской Федерации материалов запрещенной организации, а равно иной информационной продукции, содержащей материалы данной организации;

е) запрет на проведение любых массовых акций и публичных мероприятий, а равно участие в массовых акциях и публичных мероприятиях в качестве представителя запрещенной организации (или ее официальных представителей);

ж) запрет на создание ее организаций-правопреемников в любой организационно-правовой форме.

После вступления в силу решения суда о запрете деятельности иностранной некоммерческой неправительственной организации уполномоченный государственный орган Российской Федерации обязан в десятидневный срок уведомить дипломатическое представительство или консульское учреждение соответствующего иностранного государства в Российской Федерации о запрете деятельности на территории Российской Федерации данной организации, причинах запрета, а также о последствиях, связанных с запретом.

Российская Федерация в соответствии с международными договорами Российской Федерации сотрудничает в области борьбы с экстремизмом с иностранными государствами, их правоохранительными органами и специальными службами, а также с международными организациями, осуществляющими борьбу с экстремизмом.

Президент
Российской Федерации
В. Путин

«Шанхайская конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом» от 15 июня 2001 г. даёт следующее определение понятия «экстремизм» (п. 3 ч. 1 ст. 1 ):

Данную Шанхайскую конвенцию подписали : Республика Казахстан , Китайская Народная Республика , Кыргызская Республика , Российская Федерация , Республика Таджикистан и Республика Узбекистан . В январе 2003 года она была ратифицирована и с 29 марта того же года вступила в силу в России.

Национальные юридические определения

Юридическое определение в России

В России юридическое определение того, какие действия считаются экстремистскими, содержится в статье 1 Федерального Закона № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности».

В соответствии с поправками от 23 ноября 2015 года к экстремистской деятельности (экстремизму) относятся:

В соответствии с поправкой, принятой в ноябре 2015 года, «Библия , Коран , Танах и Ганджур , их содержание и цитаты из них не могут быть признаны экстремистскими материалами» .

Критика

[…] пересмотреть определение экстремизма в федеральном законе о противодействии экстремистской деятельности для обеспечения того, чтобы оно распространялось лишь на серьёзные случаи, связанные с ненавистью и насилием […] чётко изложить те критерии, которые должны соблюдаться для того, чтобы объявить какой-либо материал экстремистским

Юридическое определение в Белоруссии

  • «деятельность политических партий, других общественных объединений, религиозных и иных организаций (далее - организации) либо граждан Республики Беларусь, иностранных граждан или лиц без гражданства (далее, если не указано иное, - граждане) по планированию, организации, подготовке и совершению действий, направленных на насильственное изменение конституционного строя и (или) территориальной целостности Республики Беларусь, захват или удержание государственной власти неконституционным путем, создание незаконных вооруженных формирований, осуществление террористической деятельности, разжигание расовой, национальной или религиозной вражды или розни, а также социальной розни, связанных с насилием или призывами к насилию, унижение национальной чести и достоинства, организацию и осуществление массовых беспорядков, хулиганских действий и актов вандализма по мотивам расовой, национальной, религиозной вражды или розни, политической или идеологической вражды, а равно по мотивам вражды или розни в отношении какой-либо социальной группы, пропаганду исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их отношения к религии, социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, пропаганду и публичное демонстрирование, изготовление и распространение нацистской символики или атрибутики;»
  • «воспрепятствование законной деятельности государственных органов, в том числе Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов, избирательных комиссий, комиссий по референдуму или комиссий по проведению голосования об отзыве депутата, а также законной деятельности должностных лиц указанных органов или комиссий, совершенное с применением насилия, угрозы его применения, обмана, подкупа, а равно применение насилия либо угроза насилием в отношении близких указанных лиц в целях воспрепятствования законной деятельности этих должностных лиц или принуждения к изменению характера такой деятельности либо из мести за выполнение ими служебных обязанностей; публичные призывы к указанным деятельности и действиям, их финансирование либо иное содействие в их осуществлении, в том числе путем предоставления недвижимого имущества, средств электросвязи, учебных, полиграфических, иных материально-технических средств или информационных услуг».

В апреле 2016 года в Белоруссии была введена ответственность за экстремизм (сразу в уголовном и административном порядке) . Нововведения были следующие :

  • В статью 130 Уголовного кодекса введена ответственность за разжигание социальной вражды и розни, караемая от штрафа до лишения свободы (до 5 лет);
  • Введена ответственность «за создание экстремистского формирования, за руководство им или его структурным подразделением» - ограничение свободы до 5 лет или лишение свободы от 3 до 7 лет (при повторном нарушении этой статьи - ограничение свободы на срок от 3 до 5 лет или лишение свободы на срок от 6 до 10 лет).
  • Введена ответственность за «финансирование деятельности экстремистского формирования» - ограничение свободы на срок до 5 лет или лишение свободы на срок от 3 до 6 лет.
  • Установлено, что от уголовной ответственности за создание экстремистского формирования, руководство им, а также за финансирование его деятельности освобождаются лица, сообщившие своевременно правоохранительным органам о его деятельности
  • Введена административная ответственность за распространение информационной продукции с призывами к экстремизму (в том числе за тиражирование материалов, не включенных в экстремистский список).

Новые нормы стали применяться. В декабре 2016 года был задержан и взят под стражу корреспондент российского информационного агентства «Regnum» , которому вменили в том числе возбуждение «социальной вражды» (ч. 1 ст. 130 Уголовного кодекса Республики Беларусь) .

Юридические определения в США

В отличие от таких юрисдикций как Российская Федерация или ЕС, в США высказывание экстремистских взглядов защищено первой поправкой к конституции , и преступлениями считаются только конкретные действия в случаях, когда они подпадают под соответствующие определения в законодательстве. Термин «экстремизм» не является широко распространённым в юридической практике. Подобные преступления в некоторых штатах США часто квалифицируются как «преступления на почве ненависти». Это специальная юридическая квалификация особого рода преступлений против личности, совершаемых под влиянием ненависти к лицам иной расы или национальности, вероисповедания, этнического происхождения, политических убеждений, пола и сексуальной ориентации, инвалидам . Такая дополнительная квалификация, отягчающая вину и ужесточающая наказание, существует в некоторых штатах США, в ряде стран Западной и Центральной Европы , но отсутствует в других штатах и государствах .

Профилактика подросткового и молодёжного экстремизма

В России многие школы и вузы, органы управления образованием разрабатывают специальные планы профилактики экстремизма, создают рабочие группы, проводят разнообразные профилактические мероприятия.

В принятой городским парламентом Калуги в 2006 году целевой программе «Профилактика беспризорности, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на 2007-2009 годы» в частности содержались меры, призванные развить в подростках неприятие нацистской атрибутики и участия в несанкционированных собраниях .

Вопросам профилактики подросткового и молодёжного экстремизма посвящены ряд публикаций.

Уголовное преследование за экстремизм в России

В России статьи Уголовного кодекса, предусматривающие ответственность за экстремизм, применяются очень широко (чаще всего по части 1 статьи 282 УК РФ). В 2013-2015 годах число осужденных по этим статьям увеличилось более, чем вдвое.

Численность осужденных в РФ за экстремистскую деятельность

Данные по числу осужденных по экстремистским статьям всеми судами России по годам следующие (суммарное число осужденных по статьям 282, 282.1 и 282.3 УК РФ):

Статистические данные по числу осужденных по экстремистским статьям (280, 280.1, 282, 282.1-282.3 УК РФ) по всем судам России за 2016 год следующие: 545 осужденных по основной квалификации, еще 159 лицам обвинение по этим статьям вменено в дополнение к другим преступлениям. Из них 60 человек приговорены к лишению свободы. Общее число оправданных - 7 человек . За 2017 год - осуждено 606 лиц по основной квалификации, еще 190 лицам обвинение вменено в дополнение к другим преступлениям. Из них 88 человек приговорены к лишению свободы, 367 получили условный срок. Оправдано 6 человек. . За 2018 год - 553 осужденных по основной квалификации, еще 181 лицу обвинение по данным статьям вменено в дополнение к другим преступлениям. 88 лиц приговорены к реальным срокам лишения свободы. 345 - к условным срокам. Оправдано 7 человек .

Осужденных за преступления на почве ненависти в России скорее всего больше, так как ряд статей Уголовного кодекса РФ предусматривает отдельную ответственность за совершение преступления по мотивам ненависти - например, по части 2 статьи 116 УК РФ квалифицируются побои как из хулиганских побуждений, так и нанесенные по мотивам ненависти. Однако Судебный департамент при Верховном суде Российской Федерации не выделяет в своих статистических отчётах по каким преступлениям мотив ненависти был вменен.

Социально-демографические характеристики осужденных за экстремизм

Социально-демографический состав осужденных за экстремистские преступления можно определить достаточно точно. Судебный департамент при Верховном суде РФ не даёт за 2013 год отдельной характеристики по каждой «экстремистской» статье, а даёт общую характеристику по осужденным по статьям 275-284 УК РФ. Из 309 осужденных в 2013 году по статьям 275-285 УК РФ (осужденные по основной статье), подавляющее большинство (227 осужденных по основной статье) были приговорены за экстремистские преступления. Поэтому вряд ли социально-демографический состав осужденных по статьям 275-284 УК РФ сильно отличается от социально-демографического состава осужденных по статьям 282-282.2 УК РФ. Основные социально-демографические характеристики осужденных по 274-285 статьям УК РФ и обстоятельства совершения преступления следующие (на 2013 год) :

  • Очень высокий уровень образования . Из 309 осужденных по этим статьям, 96 человек (31 %) имели высшее или неполное высшее образование. Для сравнения - среди осужденных в 2013 году по всем статьям УК РФ высшее образование имели только 8 %.
  • Преобладание мужчин . Из 309 осужденных по этим статьям было только 16 женщин (5 %). При этом среди осужденных по всем статьям УК РФ женщин было почти втрое больше - 15 %.
  • Низкая доля иностранцев . Из 309 осужденных только четверо не имели российского гражданства.
  • Более половины осужденных (181 из 309) совершили преступление в столицах субъектов РФ
  • Почти все осужденные (308 из 309) совершили преступление в трезвом виде.
  • Большинство осужденных (249 человек - 80 %) не имело судимости (в том числе погашенной) на момент совершения преступления. В целом же среди осужденных по всем статьям УК РФ ранее судимые (в том числе с погашенной судимостью) составляли в 2013 году 45 %.

Размеры и виды наказаний за экстремизм

О реальных размерах и видах, назначаемых судами наказаний по статье 282 УК РФ можно судить по статистике Судебного департамента при Верховном суде РФ за 2014 год. Основными видами реально назначаемого наказания являются исправительные и общественные работы . Из 267 осужденных по этой статье, лишение свободы (реальное) было назначено только 13 лицам, 27 осужденных получили условные сроки, 49 - штрафы, 97 - обязательные работы, 60 - исправительные работы .

Другие ограничения

Кроме того, лицо, которое обвиняется в экстремистском преступлении (или осуждено за его совершение), включается в специальный список Росфинмониторинга . Это означает, что у данного лица блокируются все банковские счета (в том числе электронные) . Такое лицо также не имеет права оформить доверенность у нотариуса или вступить в наследство . Блокировка счетов осужденного за экстремистское преступление в России формально не считается уголовным наказанием . С заблокированных счетов осужденный вправе снимать не более 10 тыс. рублей в месяц на себя и неработающего члена семьи . При этом каждый раз для снятия денег необходимо писать заявление, которое потом банк согласует с Росфинмониторингом (процедура занимает, по словам одного из осужденных, два дня) . С заблокированного счета также разрешается оплачивать кредиты (если они взяты до включения в список) и налоги . Формально возможности выйти из списка Росфинмониторинга нельзя . Однако известен случай, когда осужденный за экстремистское преступление добился своего исключения из списка после того, как был амнистирован .

Частичная либерализация законодательства в 2018 году

2018 год прошел под знаком смягчения законодательства об уголовной ответственности за преступления экстремистской направленности и практики его применения.

7 июня во время «Прямой линии с Владимиром Путиным» писатель, депутат Госдумы Сергей Шаргунов обратил внимание Президента России на то, что в последнее время к нему поступает много тревожных сигналов о возбуждении уголовных дел за лайки и репосты, где нет призывов к насилию, а есть только нелепые и резкие суждения. Глава государства ответил, что надо определиться с самим понятием «экстремизма». Он указал, что «не нужно доводить все до маразма и абсурда». И попросил «Общественный народный фронт» проанализировать ситуацию .

20 сентября 2018 г. Пленум Верховного Суда Российской Федерации принял постановление N 32 "О внесении изменений в постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2011 года N 11 "О судебной практике по уголовным делам о преступлениях экстремистской направленности"". В данном постановлении было разъяснено, что размещение в сети «Интернет» материала может быть квалифицировано по ст. 282 УК РФ только в случаях, когда установлено, что лицо, разместившее такой материал, осознавало направленность деяния на нарушение основ конституционного строя, а также имело цель возбудить ненависть или вражду либо унизить достоинство человека или группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии либо принадлежности к какой-либо социальной группе .

Практически одновременно вышло также Указание Генеральной прокуратуры РФ от 21 сентября 2018 г. № 602/27 “Об усилении прокурорского надзора за исполнением законов при выявлении, пресечении, раскрытии и расследовании преступлений экстремистской направленности”, где было разъяснено (п. 1.12), что цель возбуждения ненависти является одним из основных признаков состава преступления, предусмотренного ст. 282 УК РФ, что отсутствие такой цели исключает привлечение к уголовной ответственности по этой статье, а сам факт размещения в сети «Интернет» изображения, аудио- или видеофайла, пусть даже и содержащего признаки возбуждения вражды и ненависти при отсутствии иных признаков состава преступления не является основанием для привлечения к уголовной ответственности .

В конечном итоге 3 октября 2018 г. Президент РФ внес в Государственную Думу два законопроекта, направленные на частичную декриминализацию ст. 282 УК РФ. В соответствии с поправками уголовно наказуемыми предлагалось объявить лишь те действия, направленные на возбуждение ненависти либо вражды, а также на унижение достоинства человека или группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а также принадлежности к какой‑либо социальной группе, совершенные публично, в том числе с использованием СМИ или через Интернет, если они совершены лицом после его привлечения к административной ответственности за аналогичное деяние в течение одного года. Тогда как за первое нарушение гражданам будет грозить административный штраф в размере от 10 тыс. до 20 тыс. рублей, или обязательные работы на срок до 100 часов, или административный арест на срок до 15 суток, а юридическим лицам – штраф от 250 тыс. до 500 тыс. рублей. Для этих целей Президент РФ предложил дополнить КоАП РФ новой статьей 20.3.1.

Данный пакет законопроектов был достаточно быстро принят Государственной Думой. И уже 27 декабря Президент подписал федеральные законы о внесении изменения в ст. 282 УК РФ и о дополнении КоАП РФ статьей 20.3.1. 29 декабря 2018 года оба документа были опубликованы в «Российской газете».

Критика государственной политики России в сфере борьбы с экстремизмом

По мнению ряда журналистов, в России начала XXI века термин «экстремизм» приобрёл однозначно отрицательный смысл и главным образом используется в государственных СМИ с целью:

Известны случаи возбуждения уголовных дел по статье 282 УК РФ за высказывания в интернете (в частности, за оскорбления сотрудников правоохранительных органов - полицейских , которых признают «социальной группой») .

Данное Постановление «О судебной практике по уголовным делам о преступлениях экстремистской направленности» было принято 28 июня 2011 г. и опубликовано в «Российской газете » 4 июля .

В письме от 19 декабря 2011 года председатель Мониторингового комитета Парламентской Ассамблеи запросил мнение Венецианской комиссии относительно Федерального Закона Российской Федерации «О противодействии экстремистской деятельности». На основании данного запроса, на 91-й пленарной сессии (Венеция, 15-16 июня 2012 года) «Европейская комиссия за демократию через право» (Венецианская комиссия) вынесла мнение по поводу российского Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности». С точки зрения Венецианской комиссии:

  1. Закон об экстремизме, вследствие широкого и неточного словоупотребления, в особенности в «основных понятиях», определяемых в Законе, таких как определение «экстремизма», «экстремистской деятельности», «экстремистских организаций» или «экстремистских материалов», - предоставляет слишком широкое усмотрение в своём толковании и применении, что ведёт к произволу.
  2. Конкретные инструменты, предусмотренные Законом для противодействия экстремизму рождают вопросы, касающиеся свободы объединений и свободы выражения мнения, которые гарантируются ЕКЗПЧ, и требуют внесения адекватных поправок.
  3. Как таковой Закон об экстремизме может способствовать наложению несоразмерных ограничений на основные права и свободы, которые гарантируются Европейской конвенцией о защите прав человека (в особенности Статьями 6, 9, 10 и 11), и нарушению принципов законности, необходимости и соразмерности.

В свете вышеизложенных комментариев, Венецианская комиссия рекомендует исправить этот существенный недостаток в отношении определений и инструментов, предоставляемых Законом, чтобы привести их в соответствие с Европейской конвенцией о защите прав человека .

Саентологами

В конце 2011 года религиозное объединение «Саентологическая церковь Москвы » направила обращение под названием «Анализ, критика и предложения в отношении Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ „О противодействии экстремистской деятельности“» законодателям и некоторым региональным судам Российской Федерации. В ответ было получено множество писем поддержки .

В ноябре 2012 года в независимом научно-популярном журнале «Право и жизнь», № 11 вышла статья адвоката Церкви саентологии Ю. Л. Ершова «Реванш мракобесия. Антиэкстремистское законодательство наносит очередной удар» , в которой он высказал мнение о грубых нарушениях (подлог доказательств, фальсификация и т. п.), допущенных судом и прокуратурой в ходе судебного процесса по признанию ряда книг авторства Л. Рона Хаббарда экстремистскими. Ершов считает, что экспертиза по «экстремистским делам» зачастую основана на принципе «бумага стерпит все». Также в своей статье в «Новой адвокатской газете» сравнил современную кампанию по борьбе с экстремизмом с лысенковщиной нашего времени.

См. также

Примечания

  1. Российский энциклопедический словарь / Гл. ред. А. М. Прохоров . - М. : Научное изд-во «Большая Российская энциклопедия» , 2000. - Т. 2. - С. 1832. - 1023 с. - ISBN 5-85270-292-7 .
  2. Экстремизм // Безопасность: теория, парадигма, концепция, культура. Словарь-справочник / Автор-сост. профессор В. Ф. Пилипенко. - Изд. 2-е, доп. и перераб. - М. : ПЕР СЭ-Пресс, 2005.
  3. Coleman Peter T.; Bartoli Andrea. Addressing Extremism (англ.) (PDF) (недоступная ссылка) . The International Center for Cooperation and Conflict Resolution (ICCCR), Teachers College, Columbia University // The Institute for Conflict Analysis and Resolution (ICAR), George Mason University . Дата обращения 10 апреля 2011. Архивировано 24 сентября 2015 года.
  4. Трофимов-Трофимов В. Д. Экстремизм (рус.) (недоступная ссылка) (2011). Дата обращения 5 июля 2011. Архивировано 7 апреля 2013 года.
  5. Потребительский экстремизм
  6. Потребительский экстремизм: современные тенденции и механизмы противодействия
  7. РЕЗОЛЮЦИЯ 1344 (2003). Об угрозе для демократии со стороны экстремистских партий и движений в Европе
  8. Справка о документе «Шанхайская конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом» (рус.) . Консультант-Плюс. Дата обращения 11 апреля 2011. Архивировано 5 февраля 2012 года.
  9. Федеральный закон от 25.07.2002 № 114-ФЗ (ред. от 29.04.2008) «О противодействии экстремистской деятельности» // Российская газета . - 2002. - № 138-139, 30.07.2002. Консультант-Плюс
  10. ГАРАНТ (неопр.) . ivo.garant.ru. Дата обращения 30 июля 2017.
  11. Шебалина Я. Путин подписал закон о неподсудности священных книг // Ведомости , 23.11.2015

Урок 15

ЭКСТРЕМИЗМ И ЭКСТРЕМИСТСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Предмет: ОБЖ.

Модуль 1. Основы безопасности личности, общества и государства.

Раздел 1. Основы комплексной безопасности.

Глава 1. Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни.

Урок №15. Экстремизм и экстремистская деятельность.

Дата проведения: «____» _____________ 20___ г.

Урок провёл: учитель ОБЖ Хаматгалеев Э. Р.

Цель: рассмотреть характерные особенности экстремизма и экстремистской деятельности.

Ход уроков

    Организация класса.

Приветствие. Проверка списочного состава класса.

    Сообщение темы и цели урока.

    Актуализация знаний.

    Почему терроризм представляет сегодня серьёзную угрозу миру и безопасности?

    Почему любые акты терроризма являются преступлениями, не имеющими оправдания?

    Какие ваши индивидуальные качества будут способствовать защите вас от идеологии терроризма?

    Почему употребление алкоголя и наркотиков способствует вовлечению человека в террористическую деятельность?

    Проверка домашнего задания.

Заслушивание ответов нескольких учеников на домашнее задание (по выбору учителя).

    Работа над новым материалом.

Понятие «экстремизм» происходит от латинского слова extremus , что означает «крайний». Экстремисты, занимая агрессивную позицию в обществе, преступают грань дозволенного моралью и законом. В случае перехода за эту грань их поступки по степени общественной опасности квалифицируются как криминальные.

Например, проводится массовая разрешённая демонстрация протеста против определённого решения власти города и т. д. Это – законное право граждан на выражение своего мнения. Но если эта демонстрация сопровождается призывами к насилию, перерастает в хулиганские действия и беспорядки (поджоги автомашин, погромы магазинов, нападение на граждан или представителей охраны порядка), это уже противоправные экстремистские действия, которые по степени общественной опасности могут быть квалифицированы как криминальные, преступные.

Необходимо отметить, что одной из причин возникновения экстремистских побуждений и действий может стать социальная несправедливость, возникшая в обществе, которая выражается в снижении качества и уровня жизни граждан, в снижении уровня защищённости их жизненно важных интересов от внутренних и внешних угроз. Всё это может привести к тяжёлым социальным последствиям, создавая повышенную напряжённость в обществе.

Наиболее уязвимы и подвержены вилянию экстремистской идеологии не учащиеся и не работающие подростки и молодые люди с низким уровнем образования, культуры и правосознания, избытком свободного времени и отсутствием общественно-значимых интересов.

Вступление в экстремистскую организацию или в террористическое формирование во многом является следствием отсутствия чётко сформулированной цели жизни, а также экономических надежд.

В российском законодательстве определение экстремизма содержится в Федеральном законе «О противодействии экстремистской деятельности».

Приведём текст из Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности»:

«1) экстремистская деятельность (экстремизм):

    насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации;

    публичное оправдание терроризма и иная террористическая деятельность;

    возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни;

    пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;

    воспрепятствование осуществлению гражданами их избирательных прав и права на участие в референдуме или нарушение тайны голосования, соединённые с насилием либо угрозой его применения;

    воспрепятствование законной деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, общественных и религиозных объединений или иных организаций, соединённое с насилием либо угрозой его применения…

    пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения;

    публичные призывы к осуществлению указанных деяний либо массовое распространение заведомо экстремистских материалов, а равно их изготовление или хранение в целях массового распространения;

    публичное заведомо ложное обвинение лица, замещающего государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, в совершении им в период исполнения своих должностных обязанностей деяний, указанных в настоящей статье и являющихся преступлением;

    организация и подготовка указанных деяний, а также подстрекательство к их осуществлению;

    финансирование указанных деяний либо иное содействие в их организации, подготовке и осуществлении, в том числе путём предоставления учебной, полиграфической и материально-технической базы, телефонной и иных видов связи или оказания информационных услуг».

Силы органов внутренних дел пресекают нарушения общественного порядка

На основе приведённых в Федеральном законе положений можно выделить три направления экстремистской деятельности.

    Физическое осуществление массовых беспорядков, хулиганских действий и актов вандализма по идеологическим, политическим, расовым, национальным или религиозным мотивам.

    Распространение в обществе экстремистских идей, возбуждение расовой, национальной или религиозной розни.

    Финансирование экстремистской деятельности.

Особенно опасна экстремистская деятельность, связанная с угрозой материальным объектам культуры, частной собственности и, главное, жизни людей. Часты сообщения средств массовой информации о беспорядках в ходе демонстраций, вандализма по отношению к средствам личного и общественного транспорта, даже к памятникам. Так, в 1997 г. члены одной из молодёжных организаций взорвали памятник Николаю II в подмосковном селе Тайнинское и мемориальную плиту в память гибели императорской семьи на Ваганьковском кладбище. Виновники этих событий понесли наказание по статье Уголовного кодекса «Вандализм».

В 2008 г. были осуждены члены другой экстремистской группы, существовавшей под видом неформального клуба военно-спортивного клуба, который нигде не был официально зарегистрирован, за совершение взрывов на Черкизовском рынке и в других общественных местах. Эти взрывы, к сожалению, пример того, как экстремизм находит выражение в своей крайней форме – терроризме. Осуждённые получили различные сроки наказания, в том числе четверо из них – пожизненное заключение.

Такой вид экстремистской деятельности как распространение в обществе экстремистских идей в настоящее время получил широкое распространение с помощью Интернета. В последние годы усилилась роль использования Интернета как средства пропаганды экстремистских и террористических идей. Через «всемирную паутину» экстремисты открыто вербуют новых сторонников, помещают символику, в том числе ксенофобскую и фашистскую. Многие экстремистские организации в мире имеют свои сайты (по оценкам экспертов их свыше 500), посредством которых распространяется преступная идеология, направленная на расшатывание общественного порядка и государственной власти.

Третий вид экстремистской деятельности – финансирование – осуществляется в форме оказания финансово-материальной помощи экстремистским организациям или их участникам при изначальной осведомлённости о том, что передаваемые средства будут использоваться в интересах организации и осуществления экстремистской и, возможно, террористической деятельности. Финансирование экстремистов может идти даже из-за рубежа через каналы спецслужб различных стран, заинтересованных в нестабильности в Российской Федерации.

    Выводы.

    Экстремистская деятельность создаёт повышенную напряжённость, так как служит возбуждению социальной, расовой, национальной и религиозной розни в обществе.

    Подростки и молодые люди с низким уровнем образования, культуры и правосознания, избытком свободного времени и отсутствием общественно значимых интересов наиболее подвержены влиянию идеологии терроризма.

    Терроризм является крайней формой экстремизма.

    Вопросы.

    Какие существуют виды экстремистской деятельности и в чём их различия?

    Какая существует взаимосвязь между религиозным и нерелигиозным экстремизмом?

    Задания.

    Проанализируйте приведённые действия, связанные с экстремистской деятельностью, и подготовьте сообщение о значении экстремистского мышления для вовлечения в террористическую деятельность.

    Дополнительный материал к §15.

Пути распространения экстремистских идей

Экстремизм бывает не только в виде массовых беспорядков, но и «словесный», в виде пропаганды – распространения экстремистских идей, таких, как превосходство либо неполноценность граждан по их отношению к религии, социальной, расовой, национальной или языковой принадлежности, возбуждение расовой, национальной или религиозной розни, а также социальной розни, связанной с насилием или призывами к насилию. Форма «словесного» экстремизма – уничижительные и/или оскорбительные характеристики членов той или иной религиозной, социальной, расовой, национальной, языковой группы.

«Словесный» экстремизм проявляется и в виде информационного воздействия на людей, которые вовлекаются таким образом в экстремистскую деятельность.

Террористическим актам, как правило, предшествуют публичные призывы к осуществлению указанной деятельности или совершению указанных действий, а исполнители террористических актов были привлечены к исполнению этих действий. Экстремистская агитация может рассматриваться как форма насилия над личностью, так как она с помощью определённых информационных технологий заставляет человека совершать антиобщественные поступки, противные человеческой природе, морали, религиозным установлениям. Ярким примером такой экстремистской агитации является превращение человека в террориста-смертника. Но при внимательном рассмотрении таковыми являются все формы и виды экстремистской агитации.

И пропаганда, и даже написанный на заборе лозунг «Уничтожить (кого-либо)!» - это идеи, облечённые в слова. Идеи сами не перемещаются, а распространяются через книги, брошюры, магнитофонные записи, компакт-диски, радио, телевидение, Интернет. И через действия – публичные призывы к реализации этих идей в форме проповедей или речей, заявлений или публикаций в средствах массовой информации или иным образом.15 15 100% 15 100% - ... экстремизму «НЕТ»!» 4 Уроки гражданственности Единый урок гражданственности... Уроки ОБЖ 1)Практические занятия по мерам безопасности, действиям в экстремальных ситуациях. 1)«О противодействии экстремистской деятельности ...

  • Программа «противодействие экстремизму и профилактика терроризма» на 2014-2018г г. Рассмотрена и одобрена

    Программа

    Является предупреждение экстремистской деятельности , то есть борьба с экстремизмом ещё до... Мероприятие Ответственный Перед каждым уроком , внеаудиторном мероприятием Визуальная проверка... для вашего освобождения. 4.15 . Во время проведения спецслужбами...

  • Программа для проведения учебных сборов (10 класс) 24 Тематическое планирование предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» (11 класс) 27

    Программа

    ... деятельность . Профилактика их влияния 5.3. Экстремизм и экстремистская деятельность 5.4. Основные принципы и направления действия террористической и экстремистской деятельности ... друзьями или на уроках ОБЖ. С... Российской Федерации от 15 .06.2009 г. ...

  • Общая концепция Программы дистанционного обучения по курсу «Воспитание антитеррористического поведения и иммунитета к религиозному экстремизму»

    Документ

    В Указе Президента РФ от 15 февраля 2006 г. № 116 ... 5. Религиозный экстремизм , как разновидность терроризма. Особенности религиозно-экстремистской деятельности . П. ... религиозно-экстремистской деятельности . 1У. Обратная связь. –Проектирование уроков на...

  • Экстремизм (от фр. extremisme, от лат. extremus - крайний) - приверженность крайним взглядам и, в особенности, мерам (обычно в политике). Среди таких мер можно отметить провокацию беспорядков, гражданское неповиновение, террористические акции, методы партизанской войны. Наиболее радикально настроенные экстремисты часто отрицают в принципе какие-либо компромиссы, переговоры, соглашения. Росту экстремизма обычно способствуют: социально-экономические кризисы, резкое падение жизненного уровня основной массы населения, тоталитарный политический режим с подавлением властями оппозиции, преследованием инакомыслия. В таких ситуациях крайние меры могут стать для некоторых лиц и организаций единственной возможностью реально повлиять на ситуацию, особенно если складывается революционная ситуация или государство охвачено длительной гражданской войной - можно говорить о «вынужденном экстремизме».


    1. Проблема определения понятия

    В разных странах и в разные времена было дано много разных юридических и научных определений понятию «экстремизм». Единого определения на сегодняшний день не существует. Доктор Питер Т. Колеман (англ. Peter T. Coleman) и доктор Андреа Бартоли (англ. Andrea Bartoli) в своей работе «Addressing Extremism» дали краткий обзор предлагаемых определений этого понятия:

    Экстремизм - это на самом деле сложное явление, несмотря на то, что его сложность часто бывает трудно увидеть и понять. Проще всего определить его как деятельность (а также убеждения, отношение к чему-то или кому-то, чувства, действия, стратегии) личности, далёкие от обычных общепринятых. В обстановке конфликта - демонстрация жёсткой формы разрешения конфликта. Однако, обозначение видов деятельности, людей и групп как «экстремистских», а так же определение того, что следует считать «обычным» или «общепринятым» - это всегда субъективный и политический вопрос. Таким образом, мы предполагаем, что в любой дискуссии на тему экстремизма затрагивается следующее:

    • Обычно, одни экстремистские действия некоторыми людьми рассматриваются как справедливые и добродетельные (например, просоциальная «борьба за свободу»), а другие экстремистские действия - как несправедливые и аморальные (антисоциальный «терроризм»). Это зависит от ценностей, политических убеждений, нравственных ограничений оценивающего, а так же от его отношений с деятелем.
    • Кроме того, у одного и того же человека моральная оценка одного и того же экстремистского действия (например, использования тактики партизанской войны Нельсоном Манделой против правительства ЮАР) может меняться в зависимости от условий - руководства, мнения мирового сообщества, кризисов, «сведения исторических счётов» и так далее. Таким образом, современный и исторический контекст, в котором совершается экстремистское действие, формирует наши взгляды на него
    • Различие сил также имеет значение при определении экстремизма. Во время конфликта, действия членов более слабой группы часто выглядят более экстремальными, чем такие же действия членов более сильной группы, защищающей свой статус-кво. В дополнение, на крайние меры скорее пойдут маргинальные люди и группы, которые рассматривают более нормативные формы разрешения конфликта как недоступные для них, или относятся к ним с предубеждением. Однако, доминирующие группы тоже зачастую прибегают к экстремальным действиям (например, санкционирование правительством насильственных действий военизированных формирований или нападение в Вако, осуществлённое ФБР в США).
    • Экстремистские действия часто связаны с насилием, хотя группы экстремистов могу различаться по предпочтению насильственной или ненасильственной тактики, допускаемому уровню насилия, предпочитаемым мишеням для своих насильственных действий (от инфраструктуры и военного персонала до мирных граждан и даже детей). Опять же, более слабые группы скорее будут использовать и предпримут прямые и эпизодические формы насилия (например, подрывы террористов-смертников), тогда как доминантные группы склонны к более структурированным или институционализированным формам насилия (вроде тайного использования пыток или неформального разрешения зверств полиции).
    • Несмотря на то, что экстремисты и их группы (такие, как Хамаз или Исламский Джихад) часто рассматриваются как связанное воедино и согласованное зло, важно понимать, что и внутри них могут быть конфликты и амбивалентное поведение членов групп. Так, например, отдельные члены Хамаза могут сильно отличаться по своей готовности вступить в переговоры с властями Палестины и, в конечном счёте, с определёнными фракциями в Израиле.
    • Наконец, основная проблема в том, что экстремизм, присутствующий в ситуациях затяжного конфликта - не самое жестокое, но самое заметное из действий сторон. Жёсткая и нетерпимая позиция экстремистов крайне сложно поддаётся изменениям.

    Другой подход демонстрирует со-координатор Международного Движения по защите прав народов В. Д. Трофимов-Трофимов. Согласно его определению, экстремизм не связан только с политикой и распространяется на все виды человеческой деятельности:

    Экстремизм - это идеология допустимости использования крайних мер, экстремумов социального поведения, для получения желаемого эффекта.


    2. Международно-правовое определение

    «Шанхайская конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом» от 15 июня 2001 г. даёт следующее определение понятия экстремизма (п. 3 ч. 1 ст. 1):

    Экстремизм - какое-либо деяние, направленное на насильственный захват власти или насильственное удержание власти, а также на насильственное изменение конституционного строя государства, а равно насильственное посягательство на общественную безопасность, в том числе организация в вышеуказанных целях незаконных вооруженных формирований или участие в них, и преследуемые в уголовном порядке в соответствии с национальным законодательством Сторон.

    Данную Шанхайскую конвенцию подписали: Республика Казахстан, Китайская Народная Республика, Кыргызская Республика, Российская Федерация, Республика Таджикистан и Республика Узбекистан. В январе 2003 года она была ратифицирована и с 29 марта того же года вступила в силу в России.


    3. Юридическое определение в России
    В России юридическое определение того, какие действия считаются экстремистскими, содержится в статье 1 Федерального Закона № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности».

    В соответствии с поправками от 29 апреля 2008 г. к экстремистской деятельности (экстремизму) относятся:

    • насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации;
    • публичное оправдание терроризма и иная террористическая деятельность;
    • возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни;
    • пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;
    • нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;
    • воспрепятствование осуществлению гражданами их избирательных прав и права на участие в референдуме или нарушение тайны голосования, соединенные с насилием либо угрозой его применения;
    • воспрепятствование законной деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, общественных и религиозных объединений или иных организаций, соединенное с насилием либо угрозой его применения;
    • совершение преступлений по мотивам, указанным в пункте «е» части первой статьи 63 Уголовного кодекса Российской Федерации;
    • пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения;
    • публичные призывы к осуществлению указанных деяний либо массовое распространение заведомо экстремистских материалов, а равно их изготовление или хранение в целях массового распространения;
    • публичное заведомо ложное обвинение лица, занимающего государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, в совершении им в период исполнения своих должностных обязанностей деяний, указанных в настоящей статье и являющихся преступлением;
    • организация и подготовка указанных деяний, а также подстрекательство к их осуществлению;
    • финансирование указанных деяний либо иное содействие в их организации, подготовке и осуществлении, в том числе путём предоставления учебной, полиграфической и материально-технической базы, телефонной и иных видов связи или оказания информационных услуг.


    4. Юридические определения в США
    Подобные преступления в некоторых штатах США квалифицируются как «преступления на почве ненависти». Это специальная юридическая квалификация особого рода преступлений против личности, совершаемых под влиянием ненависти к лицам иной расы или национальности, вероисповедания, этнического происхождения, политических убеждений, пола и сексуальной ориентации, инвалидам. Такая дополнительная квалификация, отягчающая вину и ужесточающая наказание, существует в некоторых штатах США, в ряде стран Западной и Центральной Европы, но отсутствует в других штатах и государствах.


    5. Основные принципы противодействия экстремистской деятельности
    Противодействие экстремистской деятельности основывается на следующих принципах:

    • признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина, а равно законных интересов организаций;
    • законность;
    • гласность;
    • приоритет обеспечения безопасности Российской Федерации;
    • приоритет мер, направленных на предупреждение экстремистской деятельности;
    • сотрудничество государства с общественными и религиозными объединениями, иными организациями, гражданами в противодействии экстремистской деятельности;
    • неотвратимость наказания за осуществление экстремистской деятельности.


    6. Основные направления противодействия экстремистской деятельности
    Противодействие экстремистской деятельности осуществляется по следующим основным направлениям:

    • принятие профилактических мер, направленных на предупреждение экстремистской деятельности, в том числе на выявление и последующее устранение причин и условий, способствующих осуществлению экстремистской деятельности;
    • выявление, предупреждение и пресечение экстремистской деятельности общественных и религиозных объединений, иных организаций, физических лиц.


    7. Субъекты противодействия экстремистской деятельности
    Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления участвуют в противодействии экстремистской деятельности в пределах своей компетенции.

    В Российской Федерации вопросы противодействия экстремистской деятельности относятся к компетенции Департамента по противодействию экстремизму МВД России.


    8. Профилактика экстремистской деятельности
    В целях противодействия экстремистской деятельности федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах своей компетенции в приоритетном порядке осуществляют профилактические, в том числе воспитательные, пропагандистские, меры, направленные на предупреждение экстремистской деятельности.


    9. Ответственность должностных лиц, государственных и муниципальных служащих за осуществление ими экстремистской деятельности
    Высказывания должностного лица, а также иного лица, состоящего на государственной или муниципальной службе, о необходимости, допустимости, возможности или желательности осуществления экстремистской деятельности, сделанные публично, либо при исполнении должностных обязанностей, либо с указанием занимаемой должности, а равно непринятие должностным лицом в соответствии с его компетенцией мер по пресечению экстремистской деятельности влечёт за собой установленную законодательством Российской Федерации ответственность. Соответствующие государственные органы и вышестоящие должностные лица обязаны незамедлительно принять необходимые меры по привлечению к ответственности лиц, допустивших действия, указанные в части первой настоящей статьи.


    10. Ответственность за осуществление экстремистской деятельности
    За осуществление экстремистской деятельности граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства несут уголовную, административную и гражданско - правовую ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке. В целях обеспечения государственной и общественной безопасности по основаниям и в порядке, которые предусмотрены федеральным законом, лицу, участвовавшему в осуществлении экстремистской деятельности, по решению суда может быть ограничен доступ к государственной и муниципальной службе, военной службе по контракту и службе в правоохранительных органах, а также к работе в образовательных учреждениях и занятию частной детективной и охранной деятельностью. В случае, если руководитель или член руководящего органа общественного или религиозного объединения либо иной организации делает публичное заявление, призывающее к осуществлению экстремистской деятельности, без указания на то, что это его личное мнение, а равно в случае вступления в законную силу в отношении такого лица приговора суда за преступление экстремистской направленности соответствующие общественное или религиозное объединение либо иная организация обязаны в течение пяти дней со дня, когда указанное заявление было сделано, публично заявить о своём несогласии с высказываниями или действиями такого лица. Если соответствующие общественное или религиозное объединение либо иная организация такого публичного заявления не сделает, это может рассматриваться как факт, свидетельствующий о наличии в их деятельности признаков экстремизма.


    11. Международное сотрудничество в области борьбы с экстремизмом
    На территории Российской Федерации запрещается деятельность общественных и религиозных объединений, иных некоммерческих организаций иностранных государств и их структурных подразделений, деятельность которых признана экстремистской в соответствии с международно - правовыми актами и федеральным законодательством. Запрет деятельности иностранной некоммерческой неправительственной организации влечет за собой:

    а) аннулирование государственной аккредитации и регистрации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

    б) запрет пребывания на территории Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства в качестве представителей данной организации;

    в) запрет на ведение любой хозяйственной и иной деятельности на территории Российской Федерации;

    г) запрет публикации в средствах массовой информации любых материалов от имени запрещенной организации;

    д) запрет распространения на территории Российской Федерации материалов запрещённой организации, а равно иной информационной продукции, содержащей материалы данной организации;

    е) запрет на проведение любых массовых акций и публичных мероприятий, а равно участие в массовых акциях и публичных мероприятиях в качестве представителя запрещенной организации (или её официальных представителей);

    ж) запрет на создание её организаций - правопреёмников в любой организационно-правовой форме. После вступления в силу решения суда о запрете деятельности иностранной некоммерческой неправительственной организации уполномоченный государственный орган Российской Федерации обязан в десятидневный срок уведомить дипломатическое представительство или консульское учреждение соответствующего иностранного государства в Российской Федерации о запрете деятельности на территории Российской Федерации данной организации, причинах запрета, а также о последствиях, связанных с запретом.

    Российская Федерация в соответствии с международными договорами Российской Федерации сотрудничает в области борьбы с экстремизмом с иностранными государствами, их правоохранительными органами и специальными службами, а также с международными организациями, осуществляющими борьбу с экстремизмом.


    12. Борьба с детским экстремизмом
    В принятой городским парламентом Калуги в 2006 году целевой программе «Профилактика беспризорности, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на 2007-2009 годы» в частности содержались меры, призванные развить в подростках неприятие нацистской атрибутики и участия в несанкционированных собраниях.


    13. Критика государственной политики России в сфере борьбы с экстремизмом
    По мнению ряда журналистов, в России начала XXI века термин «экстремизм» приобрёл однозначно отрицательный смысл и главным образом используется в государственных СМИ с целью:

    • создания негативного имиджа и уголовного преследования общественных активистов, членов оппозиционных движений, независимых журналистов;
    • создания негативного имиджа националистических и/или религиозных движений и организаций, дискредитации их позиций и взглядов и легитимации их запрещения.

    9 июня 2011 года в ходе обсуждения проекта постановления пленума Верховного суда РФ по уголовным делам об экстремизме докладчик, судья Верховного суда Владимир Давыдов выразил обеспоконность и тем, что в законодательстве не прописано определение спорного понятия «социальная группа», предположил, что вводя подобный термин, «законодатель хотел оттенить слабые, незащищённые группы, но сделал это крайне неудачно». Было заявлено, что Верховный суд планирует в ожидании помощи от законодательной власти рекомендовать судам трактовать «социальные группы» ограничительно, а не расширительно - то есть, нарушения могут в быть в отношении «социально слабых групп» - пенсионеров, инвалидов, сирот. Однако в принятом постановлении термин «социальная группа» не был истолкован таким образом. Тем не менее, было указано, что критика в средствах массовой информации должностных лиц (профессиональных политиков), их действий и убеждений сама по себе не должна рассматриваться во всех случаях как действие, направленное на унижение достоинства человека или группы лиц, поскольку в отношении указанных лиц пределы допустимой критики шире, чем в отношении частных лиц.

    Данное Постановление «О судебной практике по уголовным делам о преступлениях экстремистской направленности» было принято 28 июня 2011 г. и опубликовано в «Российской газете» 4 июля.

      Раскройте понятие «Экстремистская деятельность».

    Экстремизм – представляет собой одну из форм радикального отрицания существующих общественных норм и правил в государстве со стороны отдельных лиц или групп.

      насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации;

      возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни;

      пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;

      нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;

      воспрепятствование осуществлению гражданами их избирательных прав и права на участие в референдуме или нарушение тайны голосования, соединенные с насилием либо угрозой его применения;

      воспрепятствование законной деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, общественных и религиозных объединений или иных организаций, соединенное с насилием либо угрозой его применения;

      совершение преступлений по мотивам, указанным в пункте "е" части первой статьи 63 Уголовного кодекса Российской Федерации;

      пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения;

      публичные призывы к осуществлению указанных деяний либо массовое распространение заведомо экстремистских материалов, а равно их изготовление или хранение в целях массового распространения;

      публичное заведомо ложное обвинение лица, замещающего государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, в совершении им в период исполнения своих должностных обязанностей деяний, указанных в настоящей статье и являющихся преступлением;

      организация и подготовка указанных деяний, а также подстрекательство к их осуществлению;

      финансирование указанных деяний либо иное содействие в их организации, подготовке и осуществлении, в том числе путем предоставления учебной, полиграфической и материально-технической базы, телефонной и иных видов связи или оказания информационных услуг.

      Раскройте понятие «Террористическая деятельность».

    Термин “терроризм ” (от лат. terror - страх, ужас) обозначает одно из наиболее тяжких преступлений, представляющее собой совершение насильственных действий общеопасным способом (взрыв, поджог, и т.п.) или угрозу такими действиями в целях нарушения общественной безопасности, устрашения населения, либо оказания воздействия на принятие решений органами власти. При этом, цели террористов могут быть различными: религиозными, политическими, экономическими и т.д. Под сущностью терроризма следует понимать совокупность оригинальных признаков, характерных черт и отличительных особенностей, присущих терроризму как социально-политической и правовой категории, и составляющих его внутреннее содержание.

    Террористическая деятельность - деятельность, включающая в себя:

      организацию, планирование, подготовку и реализацию террористической акции;

      подстрекательство к террористической акции, насилию над физическими лицами или организациями, уничтожению материальных объектов в террористических целях;

      организацию незаконного вооруженного формирования, преступного сообщества (преступной организации), организованной группы для совершения террористической акции, а равно участие в такой акции;

      вербовку, вооружение, обучение и использование террористов;

      финансирование заведомо террористической организации или террористической группы или иное содействие им;

    Международная террористическая деятельность - террористическая деятельность, осуществляемая:

      террористом или террористической организацией на территории более чем одного государства или наносящая ущерб интересам более чем одного государства;

      гражданами одного государства в отношении граждан другого государства или на территории другого государства;

      в случае, когда как террорист, так и жертва терроризма являются гражданами одного и того же государства или разных государств, но преступление совершено за пределами территорий этих государств.

    Преступления террористического характера - преступления, предусмотренные статьями 205-208, 277 и 360 Уголовного кодекса Российской Федерации. К преступлениям террористического характера могут быть отнесены и другие преступления, предусмотренные Уголовным кодексом Российской Федерации, если они совершены в террористических целях. Ответственность за совершение таких преступлений наступает в соответствии с Уголовным кодексом Российской Федерации.

      Какую функцию выполняет образовательная организация в системе противодействия идеологии экстремизма и терроризма в Российской Федерации?

    Государственная политика Российской Федерации в области образования основывается на принципах гуманизма, приоритете общечеловеческих ценностей, воспитания молодежи в духе высокой гражданственности и любви к Родине, способствует охране жизни и здоровья человека. В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» отражена новая концепция интеллектуально-духовного развития личности обучающегося. В связи с этим фундаментальное значение приобретает воспитание у обучающихся, воспитанников патриотизма, формирование у них духовно-нравственных качеств. За последние годы в сфере образования проделана огромная работа по воспитанию у обучающихся, воспитанников патриотизма, неприятия идеологии экстремизма и терроризма, гармонизации межнациональных отношений.

    Образование должно заложить в личность механизмы адаптации, жизнетворчества, рефлексии, выживания, сохранения своей индивидуальности. Так, в соответствии с требованиями федеральных образовательных стандартов одним из компонентов основных образовательных программ, программ дополнительного образования детей является деятельность образовательной организации по патриотическому воспитанию, духовно- нравственному воспитанию подрастающего поколения, по формированию у обучающихся, воспитанников таких качеств, как любовь к Родине, уважительное отношение к своей семье, формирование ценностно- смыслового отношения к социокультурным ценностям. Кроме того, в содержании основной образовательной программы дошкольного образования по направлению «Познавательное развитие» и «Социально-коммуникативное развитие», в основной общеобразовательной программе в рамках освоения программ по учебным предметам «Окружающий мир», «Основы религиозных культур и светской этики», «Основы безопасности жизнедеятельности», «Обществознание», «Истории» изучаются темы антиэкстремистской и антитеррористической направленности. Именно вышеназванная работа образовательных организаций с детьми, подростками и молодежью является основой информационного противодействия идеологии экстремизма и терроризма в образовательной среде.

    Также, образовательные организации составляют план по противодействию идеологии терроризма и экстремизма на учебный год, который должен иметь комплексный и системный характер. В плане отражаются пункты «Просветительская деятельность с детьми»; «Просветительская деятельность с родителями»; «Организация информационного пространства»; «Мероприятия»; «Межведомственное сотрудничество». Останавливаться на достигнутом нельзя. Необходимо продолжать деятельность образовательных организаций всех уровней образования, в том числе дошкольных образовательных организаций и организаций дополнительного образования детей, направленную на противодействие идеологии экстремизма и терроризма в образовательной среде.

    Исходя из вышесказанного, одной из основных задач, решаемых в системе образования, является поиск путей и способов формирования духовно-нравственных качеств у обучающихся, воспитание патриотизма формирование личности безопасного типа у обучающихся, воспитанников как фактора профилактики и противодействия идеологии терроризма в образовательной среде. Решение проблемы противодействия идеологии экстремизма в образовательной среде невозможно без выдвижения новых социальных установок, интериоризация (присвоение) которых начинается в период получения общего образования. До сих пор вопросы противодействия идеологии экстремизма не связывались с проблемой личности, её целей, мотивов, потребностей и ценностно-смысловых отношений. Сформировать ценностно-смысловое отношение к жизни фронтально, сообщив обучающимся, воспитанникам правила поведения, заучив нормы и законы, невозможно. Этот процесс субъективный, длительный и сложный. Ценностно-смысловая направленность воспитательной работы педагогов реализуется в ходе организации образовательной деятельности обучающихся, воспитанников с применением смыслообразующих технологий.

    Образовательная деятельность обучающихся, воспитанников наполняется ситуациями творчества и переживания, во время занятий поддерживается самостоятельность в решении учебных ситуаций, что побуждает детей занять активную позицию. Для формирования личности безопасного типа предлагается применять методы и технологии, которые обеспечивают интеграцию процесса познания с процессом осмысления. Это - метод проектов, мультимедийные технологии (проведение учебных занятий с применением мультимедийного комплекса, демонстрацией инфографики, видеороликов, фоторепортажей, анализом ситуаций-упражнений, применением цифровых образовательных ресурсов), кейс - стади, тренинги, проблемные ситуации, анализ конкретных ситуаций, дискуссии, деловые игры (см. дополнительный материал «Методические рекомендации по проведению учебных занятий с обучающимися общеобразовательных организаций по противодействию идеологии экстремизма и терроризма»).

    Таким образом, деятельность образовательных организаций всех уровней и видов образования, в том числе дошкольных образовательных организаций и организаций дополнительного образования детей, направленная на формирование духовно-нравственных качеств у обучающихся, воспитанников, является основой противодействия идеологии экстремизма и терроризма в образовательной среде, что соответствует поставленным задачам перед системой образования в пункте 27 Стратегии противодействия экстремизму в Российской Федерации.