Задание 1. Выполните лабораторную работу.

Тема : "Строение скелета млекопитающих".

Цель работы: изучить особенности строения скелета млекопитающих.

1. Убедитесь в том, что на рабочем месте есть все необходимое для выполнения лабораторной работы.

2. Пользуясь инструкцией, приведенной в параграфе 52 учебника, выполните лабораторную работу.

3. Раскрасьте кости скелета млекопитающего (фиолетовым цветом - кости черепа, зеленым - позвоночника, голубым - пояса передних конечностей, коричневым - передние конечности, красным - пояс задних конечностей, желтым - задние конечности) и обозначьте их.

4. Запишите вывод об особенностях строения скелета млекопитающих.

Строение и деятельность систем внутренних органов млекопитающих свидетельствует об их более совершенном прогрессивном развитии: интенсивный обмен вещесв, постоянная высокая температура тела. Сравнение с птицами показывает их независимое и параллельное историческое развитие.

Задание 2. Заполните таблицу.

Строение и функции скелета млекопитающих (кролика)
Отдел скелета Особенности строения Функции
Череп крупный, меньше костей, чем у рептилий защита внутренних органов головы

Позвоночник:

шейный отдел

грдной отдел, ребра, грудина

поясничный отдел

крестцовый отдел

хвостовой отдел

семь позвонков

двенадцать позвонков

шесть, семь позвонков

четыре слившихся позвонка

разное число костей позвонков

защита и опора

Пояс передних конечностей

Передние конечности

Пояс задних конечностей

Задние конечности

парные лопатки, парные ключицы

2 крупные тазовые кости

передвижение, опора

Задание 3. Hаскрасьте системы внутренних органов млекопитающего (красным цветом - кровеносные органы, зеленым - пищеварительной системы, голубым - дыхания, коричневым - выделения, черным - размножения) и обозначьте их.

Задание 4. Количество пищи, съедаемой в течение суток маленьким млекопитающим - землеройкой, превосходит массу ее тела а 2-4 раза. А тигр, имеющий массу 250-300 кг, довольствуется 10-12 кг мяса в сутки. Почему существует такое несоответствие в количестве пищи, съедаемой различными живоными?

Потому что у землеройки очень быстрый обмен веществ, сердце бьется быстрее, чем сердце тигра. Поэтому землеройке необходимо постоянно есть.

Задание 5. Заполните таблицу.

Строение и функции систем внутренних органов млекопитающего
Система органов Особенности строения Функции
Пищеварительная рот, глотка, зубы, пищевод, желудок, кишечник, толстая кишка переваривание пищи
Дыхательная проводящие пути, легкие, трахея, гортань поступление кислорода в организм и выведение углекислого газа
Кровеносная четырехкамерное сердце: 2 желудочка и 2 предсердия перенос питательных веществ по организму
Нервная передний головной мозг, спинной мозг отвечает за чувства, осязание, обоняние
Выделительная почки, мочеточники, мочевой пузырь выделение продуктов обмена

Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

1 Лабораторная работа по теме: «Внешнее строение млекопитающих» Цель: Выявить особенности внешнего строения млекопитающих. Этап 1. (Ресурс 1). Ход работы: 99 Откройте ресурс Перед вами на рабочем столе оборудование: чучело собаки. 99 Рассмотрите чучело собаки. Для этого: 1. Стилусом или пальцем нажмите на нужную картинку 2. Используя кнопку в правом верхнем углу экрана, изучите чучело собаки с разных сторон. Какова форма тела собаки? Перечислите отделы тела собаки. По каким признакам собаку можно отличить от других позвоночных животных? Что вы знаете о покровах тела собаки. Рассмотрите голову собаки. Обратите внимание на рот. Какие зубы у собаки? Как расположены глаза у собаки? Что нового появляется во внешнем строении головы у собаки по сравнению с земноводными, пресмыкающимися и птицами? Какие еще органы чувств расположены на голове? Рассмотрите отделы конечностей. Сосчитайте число пальцев на передних и задних ногах. Какие образования имеются на пальцах? 9 9 Вернуться на рабочий стол вам поможет значок в правом нижнем углу экрана.

2 МОДУЛЬ 1 99 Проверь себя! В процессе работы вы должны были наблюдать следующее: голова уши туловище глаз нос рот шея конечности хвост В теле собаки вы можете различить такиеже же отделы, как у других позвоночных животных: голову, шею, туловище, хвост и две пары конечностей. Конечности имеют типичные для позвоночных отделы. Передние конечности состоят из плеча, предплечья, кисти. А задние из бедра, голени, стопы. Ноги располагаются под туловищем, а не по бокам, как у земноводных и пресмыкающихся. Следовательно, туловище приподнято над землей, что позволяет расширить возможности в использовании конечностей.

3 МОДУЛЬ 1 На голове хорошо различаются лицевой и черепной отделы. Спереди располагается ротовое отверстие, окруженное мягкими губами. На конце морды нос, покрытый голой кожей, с парой носовых отверстий. Ближе к боковым поверхностям головы расположены глаза, защищенные подвижными веками, по наружным краям которых находятся длинные ресницы. По бокам головы выступают крупные ушные раковины, которые поворачиваются в сторону источника звука и позволяют направленно улавливать его. У большинства млекопитающих хорошо развит шерстный покров, защищающий организм от резких перепадов температур от охлаждения и перегрева. В шерсти различают более жесткие и длинные ости и короткие мягкие волоски, образующие подшерсток. Длинные жесткие волоски, расположенные на морде и выполняющие осязательную функцию, называются вибрисами. К роговым образованиям кожи млекопитающих относятся когти, ногти, рога и копыта. Ответьте на вопросы задания 1 и запишите ответы в блокнот. Задание 1 Отделы тела собаки 1) голова, шея, туловище, конечности, хвостовая часть 2) голова, туловище, конечности 3) голова, туловище, конечности, хвостовая часть

4 МОДУЛЬ 1 голова верхняя челюсть нижняя челюсть плечо предплечье шея холка спина поясница круп бедро голень локоть пясть лапа скакательный сустав Глаза у млекопитающих: 1) имеют веки с ресницами 2) не имеют век 3) не имеют ресниц Конечности у млекопитающих в отличие от пресмыкающихся расположены: 1) по бокам тела 2) под туловищем 3) у одних по бокам тела, у других под туловищем Для млекопитающих характерны зубы: 1) все конической формы 2) только коренные 3) только клыки 4) резцы, клыки и коренные

5 МОДУЛЬ 1 Что нового появляется во внешнем строении головы у собаки по сравнению с земноводными, пресмыкающимися и птицами? 1) Глаза 2) Наружняя ушная раковина 3) Носовые ходы Ответьте на вопросы задания 2 и запишите ответы в блокнот. Задание 2 Сколько пальцев на передних и задних ногах собаки 1) Пять одинаковых 2) Четыре одинаковых и один редуцированный 3) Пять одинаковых и один редуцированный Какие образования имеются на пальцах собаки? 1) копыта 2) когти 3) хитин 4) ногти Перейдите к бланку маршрутного тестирования. Перенесите ответы на вопросы заданий 1 и 2 из блокнота в бланк маршрутного тестирования. Подготовьтесь к обсуждению.

6 Вопросы для обсуждения МОДУЛЬ 1 Во внешнем строении собаки можно выделить следующие признаки, характерные для всех млекопитающих. На голове располагаются, которые отсутствуют у других позвоночных. Зубы собаки. Конечности располагаются, в отличии от пресмыкающихся. На конечностях есть. Кожа собаки покрыта, который бывает двух типов.

7 МОДУЛЬ 1 ВЫВОДЫ Во внешнем строении собаки выделяются следующие особенности, характерные для большинства представителей класса млекопитающихся: 1) тело покрыто шерстью; 2) есть роговые образования когти; 3) появляется ушная раковина; 4) ноги располагаются под туловищем; 5) зубы дифференцированы; 6) глаза имеют веки. Перейдите к «Бланку ответов 1» итогового теста. Прочитайте вопросы части А итогового теста. Вносите ответы сразу в бланк, не пользуясь блокнотом.

8 Часть А Итоговый тест. Внешнее строение млекопитающих При выполнении заданий А1 А5 поставьте точку в клеточке, номер которой соответствует номеру выбранного вами ответа. А1 А2 А3 А4 Укажите особенности внешнего строения, по которым млекопитающих можно отличить от других позвоночных. 1) Волосяной покров и разнообразные кожные железы 2) Голая кожа, покрытая слизью 3) Кожа с чешуей, покрытой слизью 4) Сухая, практически без желез кожа, с роговыми чешуями или щитками Три из четырех представленных слов объединены общим признаком. Одно слово не относится к этому признаку. Найдите его. 1) Рога 2) Хитин 3) Когти 4) Волосы Вибриссы это: 1) шерсть 2) подшерсток 3) усы 4) нервные окончания на подушечках пальцев Для млекопитающих характерны зубы: 1) только коренные 2) резцы, клыки и коренные 3) только клыки 4) все конической формы

9 А5 Что нового появляется во внешнем строении головы у собаки по сравнению с земноводными, пресмыкающимися и птицами? 1) Глаза 2) Среднее ухо 3) Наружная ушная раковина 4) Носовые ходы Перейдите к «Бланку ответов 2» итогового теста. Прочитайте вопросы части В итогового теста. Вносите ответы сразу в бланк, не пользуясь блокнотом. Часть B При выполнении заданий В1 В2 запишите свой ответ рядом с номером задания. Ответ должен представлять собой последовательность цифр и (или) букв без пробелов и знаков препинания. В1 Установите соответствие между видом шерсти (a, b) и их описанием (1 2). Вид шерсти: a) подшерсток b) вибрисы Описание: 1) короткие мягкие волоски 2) длинные жесткие волоски Запишите буквы, а рядом нужные цифры.

10 В2 Какие утверждения верны для класса млекопитаюших? 1) Передние конечности состоят из бедра, голени и стопы. 2) Все млекопитающие покрыты шерстью. 3) Зубы делятся на резцы, клыки и коренные. 4) Ноги расположены по бокам от туловища. 5) Глаза имеют сросшиеся прозрачные веки. 6) Все млекопитающие имеют ушную раковину. Запишите три нужные цифры. Перейдите к «Бланку ответов 3» итогового теста. Прочитайте вопросы части С итогового теста. Вносите ответы сразу в бланк, не пользуясь блокнотом. Часть С При выполнении заданий С1 С2 запишите краткий ответ. C1 C2 Какова цель работы? Какие выводы следуют из этой лабораторной работы? Перечислите признаки внешнего строения, характерные для млекопитающих.


ГЛАВА 11. Класс Земноводные Урок 44. Класс Земноводные, или Амфибии: общая характеристика. Среда обитания, внешнее строение и скелет земноводных. От какой группы животных произошли древние земноводные?

Урок 62 63. Многообразие млекопитающих В чём заключается особенность развития детенышей у большинства млекопитающих? Класс Млекопитающие разделяют на 2 подкласса (Первозвери и Настоящие звери), которые

7класс Банк заданий Биология база. Тема: «Земноводные» Задание 1 Класс Земноводные Позвоночные с трехкамерным сердцем, легочным и кожным дыханием, - 1) Земноводные 2) Хрящевые рыбы 3) Млекопитающие Пресмыкающиеся

Урок 60. Системы органов млекопитающих Каково строение сердца у птиц? Рассмотрим основные процессы жизнедеятельности млекопитающих и те системы органов, которые их обеспечивают. МОДУЛЬ 1 Маршрут 1 Прочитайте

ГЛАВА 7. Тип Членистоногие Урок 22. Тип Членистоногие: общая характеристика Что выполняет функцию скелета у круглых червей? Членистоногие это водные и сухопутные организмы, обладающие сегментированным

Урок 47. Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии: общая характеристика. Среда обитания, внешнее строение и скелет Какая группа беспозвоночных в процессе эволюции приобрела признаки, позволившие ей выйти на

Примерные задания по Биологии 7класс. Погружение 4. 1. Трёхкамерное сердце с неполной перегородкой в желудочке сформировалось в процессе эволюции у: 2. земноводных, 3. костных рыб, 4. пресмыкающихся, 5.

Г Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии (Reptilia) Тема: Особенности внешнего строения и скелета пресмыкающихся Задание 9.1. Рассмотрите рисунок и ответьте на вопросы Рис. 51. Внешнее строение ящерицы прыткой

40. Класс Млекопитающие. Общая характеристика Класс Млекопитающие, или Звери, объединяет высших позвоночных животных, населяющих наземно воздушную, водную и почвенную среды обитания. Млекопитающие самые

Общий вид и тип конституции. Собака среднего и выше среднего роста, крепкого сухого типа конституции. Тип поведения. Уравновешенный, подвижный, с хорошо развитой ориентировочной реакцией. Злобность по

Тест по теме: «Земноводные» Задание 1 Выберите правильный ответ. 1. Земноводные обитают в а) пресных водоёмах; в) морях; б) морях и пресных водоёмах; г) пресных водоёмах и на суше. 2. К амфибиям не относится:

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ ПО МОРФОЛОГИИ С.-Х. ЖИВОТНЫХ для студентов 1 курса биотехнологического факультета по специальности «Зоотехния» 1. Понятие о морфологии и анатомии. Место анатомии среди других биологических

ВНЕШНЕЕ И ВНУТРЕННЕЕ СТРОЕНИЕ ЗЕМНОВОДНЫХ. Практический лист Тело лягушки подразделяется на голову, туловище, передние и более длинные задние конечности приспособление к движению прыжками. Шея внешне не

Тема: Млекопитающие 7класс Биология профиль 1. Чем отличаются млекопитающие от других позвоночных животных? А) Живорождением; Б) Теплокровностью В) Выкармливанием детенышей молоком; Г) Четырехкамерным

{loadposition soc_icons_yan} Страна происхождения: Россия. Дата публикации стандарта: 27.02.2003 года. Применение: Собака-компаньон. Классификация FCI: Группа 3-Терьеры. Секция 4- Комнатно-декоративные

Урок 27. Класс Насекомые: общая характеристика. Внешнее строение и мышечная система Как организована мышечная система у плоских, круглых и кольчатых червей? Класс Насекомые объединяет наиболее высокоорганизованных

Урок 23. Класс Ракообразные У представителей какого типа впервые появляется кровеносная система? Каково ее строение? Класс Ракообразные объединяет около 40 тыс. видов водных членистоногих, обитающих как

Урок 30. Классификация насекомых и особенности их развития В чем отличие прямого развития от развития с превращением (метаморфозом)? Для каких изученных ранее животных характерно развитие с превращением?

РУССКО-ЕВРОПЕЙСКАЯ ЛАЙКА (стандарт породы). Общий вид и тип конституции. Собака среднего роста, сухого крепкого типа конституции. Тип поведения. Уравновешенный, подвижный, с хорошо развитой ориентировочной

Е. О. Сильванович, учитель биологии высшей категории СШ 1 г. Лепеля Тема. Пищеварительная, дыхательная и кровеносная системы млекопитающих (8 класс) Задачи: обеспечить усвоение знаний об особенностях строения

1. Млекопитающие У собаки: а) в шейном отделе семь позвонков; б) четырехкамерное сердце; в) в мочевом пузыре может происходить обратное всасывание воды в организм; г) внутреннее оплодотворение; д) развитие

Стандарт породы Вельш-корги-пемброк Родина: Великобритания Возникновение породы: XIX век Рост: 25 31 см Вес: 8 12 кг Характер: веселый, подвижный Обучение: легкое Уход за шерстью: минимальный Классификация

Экстерьер собаки Умелый отбор предназначенных для племенных целей животных является одним из важнейших факторов в деле разведения и улучшения служебных собак. Освоение ценнейших пород собак, имеющихся

25.06.2018 Стандарт МКФ N 331 KANGAL ÇÖBAN KOPEĞI Кангал чёбан копеи Кангальская овчарка ПРОИСХОЖДЕНИЕ: Турция. ДАТА ПУБЛИКАЦИИ ОФИЦИАЛЬНОГО ДЕЙСТВУЮЩЕГО СТАНДАРТА: 15.06.2018 ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ: Собака, используемая

Кто такие анамнии? Урок 40. Надкласс Рыбы: общая характеристика Рыбы наиболее древние первичноводные челюстноротые животные. Они обитают как в морских, так и в пресных водах. Это самая многочисленная группа

Утверждено Президиумом СОКО РКФ «_24_»_июля_2013 г Новая редакция, принятая Комиссией по стандартам РКФ 19.02.2013 Внесены изменения, утвержденные Президиумом РКФ 08.04.2015 СТАНДАРТ Чукотская ездовая

Урок 49. Многообразие и значение пресмыкающихся Каких премыкающихся Вы знаете? В современной фауне насчитывают около 7 тыс. видов рептилий. Ныне существующие пресмыкающиеся объединены в четыре отряда:

FCI-стандарт N 168/01.12.1997 ДЕНДИ ДИНМОНТ ТЕРЬЕР M.Davidson, illustr. Картинная Библиотека NKU Эта иллюстрация не обязательно показывает идеальный пример породы. ПРОИСХОЖДЕНИЕ: Великобритания. ДАТА ПУБЛИКАЦИИ

Блок I. Определение строения и места обитания каждого объекта в группе «Дикие животные севера» I.1. «Белый медведь» Задание I.1.1. Рассмотри картинку. Назови животное. Покажи, где голова медведя (туловище,

Место человека в живой природе Составила Антонова М.С. - учитель биологии «Центра образования «Ступени» Основные антропологические особенности человека объемистый мозговой череп с высоким сводом, вертикально

Лабораторная работа по теме: «Действие слюны на крахмал» Цель: убедиться, что в слюне есть ферменты, расщепляющие крахмал. Выяснить, какие изменения происходят с крахмалом под действием ферментов слюны.

7 класс 1 вариант Часть А. Выберите правильный ответ 1. Нервная система хордовых животных 1)представляет собой трубку, расположенную на спинной стороне тела 2)представляет собой нервную цепочку, расположенную

Тема: Пресмыкающиеся 7класс Биология база Задание 1 Трёхкамерное сердце с неполной перегородкой в желудочке сформировалось в процессе эволюции у: земноводных, костных рыб, пресмыкающихся, хрящевых рыб.

ГЛАВА 4. Тип Плоские черви Урок 15. Тип Плоские черви: общая характеристика и Класс Ресничные черви: белая планария Какая система впервые в эволюции появилась у кишечнополостных? Всё многообразие плоских

12.10.2018 / Стандарт МКФ N 361 SEGUGIO MAREMMANO Сегуджио Мареммано Мареммская гончая ПЕРЕВОД [с итальянского]: Д-р С.П. Марелли, Д-р Ф. Аснаги / официальный язык английский. ПРОИСХОЖДЕНИЕ: Италия. ДАТА

2.лекция 2. Структура тела человека. Основные понятия Части тела. Области тела. Внутренние органы. Мышцы. Скелет. Полости тела: грудная., брюшная. Млекопитающие.. Тело человека имеет структуру, т. е. определенное

ПО БИОЛОГИИ КРАТКАЯ ТЕОРИЯ ПРОВЕРКА ЗНАНИЙ ОРГАНЫ ИНТЕРАКТИВНЫЙ ПЛАКАТ КОСТНЫЕ РЫБЫ ЗЕМНОВОДНЫЕ КЛАССЫ ПТИЦЫ МЛЕКОПИТАЮЩИЕ ЗРЕНИЯ ГЛАЗА ИМЕЮТ ШАРОВИДНЫЙ ХРУСТАЛИК И ПЛОСКУЮ РОГОВИЦУ. РАЗЛИЧАЮТ ФОРМУ И

FEDERATION CYNOLOGIQUE INTERNATIONALE (AISBL) SECRETARIAT GENERAL: 13, Place Albert 1 er B 6530 Thuin (Belgique) 19.01.2011/EN Стандарт FCI N 314 НИДЕРЛАНДСКИЙ КОЙКЕРХОНДЬЕ NEDERLANDSE KOOIKERHONDJE Данная

Государственное профессиональное образовательное учреждение Тульской области «Тульский колледж искусств им. А.С. Даргомыжского» Рабочая программа дисциплины «Пластическая анатомия» ОД. 02.05 по специальностям

I.Легкие (меридиан парный) P. От подмышечной ямки выходит к передней внешней стороне руки, спускается к ямке локтевого сустава и по передней стороне предплечья выходит по передне-внутренней стороне к концу

Стандарт FCI N 185 / 18.04.2007 / GB Страна происхождения: Германия. Дата публикации действующего стандарта: 06.03.2007. Применение: Домашняя собака компаньон. КЛАССИФИКАЦИЯ FCI: Группа 2 Пинчеры и шнауцеры,

Контрольно-измерительный материал для проведения промежуточной аттестации (в новой форме) по БИОЛОГИИ обучающихся 7 классов Инструкция по выполнению работы На выполнение работы по биологии даётся 45минут.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. А.И. Герцена Использование

1 Частное учреждение образования «МИНСКИЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ» «ПЛАСТИЧЕСКАЯ АНАТОМИЯ» Учебно-методический комплекс Минск Изд-во МИУ 2008 1 2 Автор-составитель М.Н. Мисюк, доцент кафедры юридической психологии

Тест по биологии Происхождение человека 8 класс 1 вариант 1. Способность к изготовлению орудий труда проявилась впервые в антропогенезе: 1) у дриопитеков; 2) у австралопитеков; 3) у гиббонов; 4) у питекантропов.

FEDERATION CYNOLOGIQUE INTERNATIONALE (AISBL) SECRETARIAT GENERAL: 13, Place Albert 1er B 6530 Thuin (Belgique) 16.02.2011/EN / FR / DE / ES СТАНДАРТ FCI 227 ПЕРЕВОД НА РУССКИЙ ЯЗЫК ИГОРЯ ВЫГУЗОВА ЛХАСА

Разработка открытого урока по биологии Строение скелета человека МОУ СОШ 6 Учитель: Дербышова Наталья Геннадьевна Цель: сформировать представление о строении опорно-двигательной системы человека; на основании

ГЛАВА 8. ПИЩЕВАРИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА Урок 32. Пищеварительная система. Ротовая полость. Желудок Из каких классов химических веществ состоит наш организм? Каковы их функции? В ходе питания мы получаем разнообразные

1 02.03.2011 г. FCI-стандарт N 304 РУССКО-ЕВРОПЕЙСКАЯ ЛАЙКА (Russko-Evropeïskaïa Laïka) Эта иллюстрация показывает не обязательно идеальный пример породы. ПРОИСХОЖДЕНИЕ: Россия. ДАТА ПУБЛИКАЦИИ ОФИЦИАЛЬНОГО

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с. Биджан» муниципального образования «Ленинский муниципальный район» Еврейской автономной области Тема самообразования

Тест по биологии Класс Млекопитающие или Звери 7 класс 1 вариант Часть А А1. Поддержание постоянной температуры тела характерно для 1) ужа 2) ежа 3) жабы 4) черепахи А2. Для бобра характерен покров тела

Демонстрационный вариант Олимпиада по естествознанию 4 класс ЗИМНИЙ ОЛИМП Фамилия Имя Класс Часть I Задание 1 Загадка Угадайте, что за птица Света яркого боится, Клюв крючком, глаз пятачком Задание 2 Кого

ВЕЛИКОЛЕПНАЯ САВАННА presentation by Patti Struck ОБЩЕЕ ОПИСАНИЕ Кошка породы саванна производит следующее впечатление: это крупное изящное животное худощавого телосложения с выразительными большими темными

СТАНДАРТ FCI 166 / 23.12.2010 / DE НЕМЕЦКАЯ ОВЧАРКА ОСТЕВАЯ ШЕРСТЬ С ПОДШЕРСТКОМ ДЛИННАЯ ОСТЕВАЯ ШЕРСТЬ С ПОДШЕРСТКОМ 1 ПЕРЕВОД: Язык оригинала: немецкий. СТРАНА ПРОИСХОЖДЕНИЯ: Германия ДАТА ПУБЛИКАЦИИ

Стандарт FCI 119 от 25.04.2001. GERMAN SHORTHAIRED POINTING DOG DEUTSCH KURZHAAR НЕМЕЦКИЙ КУРЦХААР Происхождение: Германия Дата публикации оригинальных стандартов: 25.10.2000 Использование: разносторонне

Утверждено постановлением Центрального правления Росохотрыболовсоюза от 25 февраля 2015 года 122 Лабрадор-ретривер (Российский стандарт) В начале XIX века с острова Ньфаунленд были завезены в Великобританию

09.02.2011/RUS FCI - Cтандарт 335 СРЕДНЕАЗИАТСКАЯ ОВЧАРКА ПЕРЕВОД: Дмитрий Мещеряков, отредактированный Еленой Круценко. Повторенный Рене Спорр-Вилль / Оригинальная версия: (EN). Male Female СТРАНА ПРОИСХОЖДЕНИЯ:

FCI-стандарт N 217 16. 09. 1996 г. БАВАРСКАЯ ГОРНАЯ ГОНЧАЯ (Другие названия: баварская следовая гончая, баварская ищейка по кровяному следу, баварская гончая по кровяному следу) (Bayerischer Gebirgsschweisshund)

ББК 28.6я72 С89 C89 Суматохин С.В. Биология: 8 класс: рабочая тетрадь 2 для учащихся общеобразовательных организаций / С.В. Суматохин, В.С. Кучменко. М. : Вентана-Граф, 2016. 112 с. : ил. ISBN 978-5-360-07764-0

Конспект урока биологии 8 класс Учитель I квалификационной категории Соловьева Л.А. Тема урока: Грызуны: мышь, белка, бобр. Общие признаки грызунов. Внешний вид и отличительные особенности. Образ жизни,

1 Сходство человека с животными и отличие от них Ответами к заданиям являются слово, словосочетание, число или последовательность слов, чисел. Запишите ответ без пробелов, запятых и других дополнительных

Лабораторная работа 3 «Внешнее строение дождевого червя. Передвижение, раздражимость» Цель: Изучить внешнее строение дождевого червя Оборудование: Ванночка, лист бумаги. Ход работы 1.Рассмотрите дождевого

ОГЭ по биологии 2019. Как научить правильно выполнять задание 28? Павел Михайлович Скворцов Автор Скворцов Павел Михайлович кандидат педагогических наук, доцент Почётный работник общего образования РФ

Определение гестационного возраста 1 В связи с тем, что выраженность поведенческих и неврологических признаков новорожденного зависит от степени созревания его ЦНС, определение гестационного возраста должно

БИОЛОГИЯ НОВОЕ ИЗДАНИЕ 8 класс МОСКВА «ВАКО» УДК 372.857 ББК 74.262.8 К64 Издание допущено к использованию в образовательном процессе на основании приказа Министерства образования и науки РФ от 14.12.2009

1 П Р О Е К Т ЛАБРАДОР-РЕТРИВЕР (Российский стандарт) В начале XIX века с острова Ньфаунленд были завезены в Великобританию лабрадоры-ретриверы, где они обрели чрезвычайную популярность как охотничьи собаки

2 Тибетский мастиф (Tibetan Mastiff) Стандарт породы Тибетский мастиф FCI 230/ 02.04.2004 СТРАНА ПРОИСХОЖДЕНИЯ: Тибет ПАТРОНАЖ: FCI ДАТА ПУБЛИКАЦИИ ДЕЙСТВУЮЩЕГО ОРИГИНАЛА СТАНДАРТА: 24.03.2004 ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ:

Тест по биологии Надкласс рыбы 7 класс 1 вариант Часть А А1. Тело костной рыбы окуня покрывает 1) чешуя 2) хитин 3) раковина 4) известковый налет А2. В теле окуня жаберные дуги крепятся 1) на ребрах 2)

Грудная клетка FCI No.39 Стандарт породы Общий вид Приземистая, сильная собака, компактная и активная, выглядит крепкой и выносливой. Не должна быть ни слишком низкой, ни с массивным костяком, ни грубой,

Урок 14. Отличительные признаки растений. Систематика растений Какие признаки характерны для всех живых организмов? Отличительные признаки растений. Растения живые организмы. Они дышат, питаются, размножаются,

СТАНДАРТ ПОРОДЫ ВОСТОЧНОЕВРОПЕЙСКАЯ ОВЧАРКА СТАНДАРТ УТВЕРЖДЕН ПРЕЗИДИУМОМ РКФ 03.04.2014 г. ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСПЕРТИЗЫ НА ТЕРРИТОРИИ РФ ВОСТОЧНОЕВРОПЕЙСКАЯ ОВЧАРКА новая редакция Данная иллюстрация не

I. СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ ПО СУДЕБНОЙ МЕДИЦИНЕ Частный модуль УМИРАНИЕ И СМЕРТЬ. РАННИЕ И ПОЗДНИЕ ТРУПНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ. ОСМОТР МЕСТА ПРОИСШЕСТВИЯ И ТРУПА НА МЕСТЕ ЕГО ОБНАРУЖЕНИЯ Задача 1 в 10 ч 30 мин. Местом

Лабораторная работа № 3

по теме: «Изучение внешнего строения млекопитающего»

Цель работы: изучить особенности внешнего строения представителей класса Млекопитающие.

Оборудование: скелет млекопитающего, таблицы и рисунки с изображением млекопитающих, презентация «Особенности строения млекопитающих».

Ход работы:

    Изучить общий план строения тела млекопитающих.

    Изучить особенности внешнего строения млекопитающих. Ознакомиться с особенностями строения волосяного покрова.

Перечислите, какие органы расположены на голове млекопитающего? Какое значение они имеют для млекопитающих?

Установите функции, характерные для каждого типа волос, покрывающих тело млекопитающих. Для этого используйте приведенные ниже данные. Результаты отразите в таблице.

1. Длинные, прочные, жесткие остевые волосы.
2. Подпушь, или подшерсток – мягкие, густые, короткие волосы.
3. Длинные, крупные, чувствующие волосы, в основании которых располагаются нервные волокна, воспринимающие соприкосновение с посторонними предметами.
А. Выполняют функцию органов осязания.
Б. Хорошо сохраняют тепло, так как между волосами этого типа задерживается много воздуха.
В. Предохраняет кожу от повреждения.

3. Ознакомиться с разнообразием форм тела различных представителей класса Млекопитающие.

Назовите, изображенных на рисунках животных и выберите из предложенных вариантов те, которые характеризуют их форму тела. Определите, к каким условиям обитания приспособлены их разные формы тела.

А Б В Г

1 2 3 4

    6 7 8

4.Изучить особенности строения скелета млекопитающих, изучить осевой скелет, скелет конечностей.

Определите основные элементы строения скелета млекопитающих (рис. А).

Укажите, из каких отделов состоит позвоночник млекопитающих (рис. Б).

Укажите, из каких частей состоит скелет передних конечностей млекопитающих (рис.В).

Укажите, из каких частей состоит скелет задних конечностей млекопитающих (рис. Г).


А Б


В Г

5. Сделать вывод из проделанной работы.

Опорно-двигательная система. Скелет млекопитающих состоит из тех же отделов, что и у других наземных позвоночных животных: черепа, позвоночника, скелетов туловища, поясов и свободных конечностей (рис. 193).

Рис. 193. Скелет млекопитающего: 1 - верхняя челюсть; 2 - нижняя челюсть; 3 - череп; 4 - зубы; 5 - шейные позвонки; 6 - грудные позвонки; 7 - поясничные позвонки; 8 - хвостовые позвонки; 9 - ребра; 10 - лопатка; 11 - плечо; 12 - предплечье; 13 - кисть; 14 - тазовая кость; 15 - бедро; 16 - голень; 17 - стопа

Кости млекопитающих прочные, многие срастаются вместе. Череп крупный, состоит из меньшего, чем у рептилий, числа костей, так как многие срастаются еще в эмбриональном периоде. Челюсти сильные, вооруженные зубами, которые находятся в углублениях - альвеолах.

Позвоночник состоит из следующих пяти отделов: шейного (семь позвонков), грудного (двенадцать позвонков), поясничного (шесть-семь позвонков), крестцового (четыре слившихся позвонка) и хвостового отдела из разного числа позвонков у разных млекопитающих. Позвонки массивные, с уплощенными поверхностями тел. К позвонкам грудного отдела причленя-ются ребра, часть их соединяется с грудиной, образуя грудную клетку. Пояс передних конечностей состоит из парных ключиц и парных лопаток. Кора-коиды (вороньи кости) у большинства зверей редуцированы. У лошадей и собак, у которых ноги движутся только вдоль продольной оси тела, редуцированы и ключицы. Пояс задних конечностей (тазовый пояс) состоит из двух крупных тазовых костей. Каждая из них возникла при срастании лобковой, седалищной и подвздошной костей. Тазовые кости срастаются с крестцом.

У млекопитающих сложная система мышц. Наиболее развиты мышцы, двигающие конечности. Они начинаются на костях поясов и прикрепляются к костям свободной конечности. Длинные сухожилия подходят к костям стопы и кисти, что обеспечивает хорошую подвижность конечностей, расширяя их приспособительные (адаптивные) возможности.

Хорошо развиты межреберные дыхательные мышцы, сокращение которых поднимает и опускает грудную клетку. Есть мышцы, которые соединяются с кожей: например мимические мышцы, сокращение которых вызывает подергивание кожи, движение шерстного покрова, вибрисс.

У всех млекопитающих грудная полость отделена от брюшной мускулистой перегородкой - диафрагмой. Она широким куполом входит в грудную полость и прилегает к легким.

Лабораторная работа № 10

Тема. Строение скелета млекопитающих.

Цель. Изучить особенности строения скелета млекопитающих.

Оборудование: пинцет, лупа, скелет (и его части) кролика (кошки, крысы).

Ход работы

  1. Рассмотрите общее строение скелета. Найдите его части: скелеты головы, туловища, конечностей. Обратите внимание на соединение костей между собой.
  2. Рассмотрите скелет черепа. Обратите внимание на размеры мозговой коробки, соединения костей, дифференцированные альвеолярные зубы.
  3. Определите отделы позвоночника и особенности их строения.
  4. Рассмотрите строение грудной клетки, вспомните ее значение для животного.
  5. Рассмотрите строение скелетов поясов и свободных конечностей - передних и задних. Найдите и назовите основные их части. Рассмотрите места прикрепления мышц.
  6. Найдите сходство и различия в строении скелетов млекопитающих и пресмыкающихся.
  7. Запишите свои выводы в тетрадь, сделайте необходимые рисунки.

Нервная система. Центральная нервная система млекопитающих состоит из тех же отделов, что и у других позвоночных (рис. 194). Наиболее развит передний мозг, имеющий крупные полушария. Поверхность полушарий образована несколькими слоями нервных клеток - так называемой корой.

Рис. 194. Нервная система млекопитающего: А - общий план строения: 1 - головной мозг; 2 - спинной мозг; 3 - периферические нервы; Б - головной мозг кролика: 1 - обонятельные доли переднего мозга; 2 - полушария переднего мозга; 3 - извилины коры; 4 - промежуточный мозг; 5 - средний мозг; 6 - мозжечок; 7 - продолговатый мозг

У млекопитающих со сравнительно простым поведением (кролики, мыши) полушария гладкие, а у хищных млекопитающих и приматов, отличающихся сложным поведением, кора полушарий имеет многочисленные извилины (складки) и борозды, увеличивающие их поверхность. Крупные полушария переднего мозга прикрывают сверху промежуточный и средний мозг. Хорошо развит мозжечок, где находятся центры координации движений.

Периферическая нервная система, как и у других позвоночных, представлена двенадцатью парами черепно-мозговых нервов (отходят от головного мозга) и многочисленными нервами, отходящими от спинного мозга. Мощные нервные стволы направляются от спинного мозга к передним и задним конечностям.

Из органов чувств у зверей наиболее развиты обоняние, слух, зрение. Хорошо развиты отделы мозга, связанные с обонятельным, слуховым и зрительным анализаторами.

Более сложное строение опорно-двигательной и нервной систем млекопитающих в сравнении с рептилиями свидетельствует об их прогрессивном развитии, дальнейшей дифференцировке в ряду позвоночных и огромных приспособительных возможностях.

Пищеварительная система у млекопитающих более сложная, чем у пресмыкающихся (рис. 195). Рот окружен мясистыми губами, которые облегчают захват и удержание пищи. Зубы дифференцированы (подразделены на группы) на резцы, клыки, предкоренные и коренные. У представителей разных семейств они развиты по-разному в зависимости от способа питания и характера корма. Так, у грызунов и зайцев хорошо выражены резцы, у хищников - клыки и т. п.

Рис. 195. Внутреннее строение кролика (самки): 1 - трахея; 2 - пищевод; 3 - сердце; 4 - легкие; 5-желудок; 6 - слепая кишка; 7 - печень; 8 - селезенка; 9 - тонкая кишка; 10 - поджелудочная железа; 11 - почка; 12 - толстая кишка; 13 - яичник; 14 - матка; 15 - яйцевод; 16 - мочевой пузырь

Между зубами и губами расположено преддверие рта. У грызунов и мартышек здесь находятся защечные мешки, в которых они переносят пищу. Еду звери отрывают и пережевывают зубами, обильно смачивая слюной. Ферменты слюны воздействуют на сложные сахара (крахмал, клетчатку), расщепляя их до более простых соединений. Пищевой комок проходит в глотку, пищевод и поступает в желудок (рис. 196, А). У большинства млекопитающих желудок простой: он состоит из одной камеры. В стенках его находятся железы, которые выделяют пищеварительные вещества и кислоту, переваривающие белки.

Рис. 196. Схемы строения пищеварительных систем млекопитающих: А - общий план строения (кролик): 1 - рот; 2 - ротовая полость; 3 - глотка; 4 - пищевод; 5 - желудок; 6 - печень; 7 - поджелудочная железа; 8 - тонкая кишка; 9 - толстая кишка; 10 - слепая кишка: 11 - прямая кишка; 12 - анальное отверстие; Б - строение желудка жвачного парнокопытного: 1 - рубец; 2 - сетка; 3 - книжка; 4 - сычуг

У жвачных парнокопытных желудок сложный, состоящий из четырех отделов - рубца, сетки, книжки и сычуга (рис. 196, Б). Только последний из них является собственно желудком. Предыдущие отделы представляют собой расширения пищевода и служат для сбраживания пищи. Здесь под влиянием простейших, бактерий и дрожжей перерабатывается трудно перевариваемая клетчатка. У коровы за сутки выделяется до 50 л слюны, а пища из желудка периодически отрыгивается и пережевывается зубами (отсюда происходит название «жвачные»). В кишечнике пища подвергается воздействию ферментов, выделяемых пищеварительными железами, расположенными в стенках кишечника, и поступающими из печени и поджелудочной железы. Они воздействуют на все группы пищи: белки, жиры и сахара. Переваренная пища всасывается в тонком кишечнике, а непереваренные остатки поступают в толстую кишку, где формируются каловые массы, удаляемые наружу.

Дыхательная система состоит из тех же отделов, что и у пресмыкающихся: проводящих путей и легких (см. рис. 195). Легкие у зверей устроены сложнее, чем у рептилий, у них большая поверхность, обеспечивающая совершенный газообмен.

Трахея разделяется на два бронха, которые входят в легкие и здесь многократно ветвятся. Самые тонкие ответвления - бронхиолы. Они оканчиваются легочными пузырьками, или альвеолами, дыхательная поверхность которых в 50-100 раз больше поверхности тела. Альвеолы обильно оплетены кровеносными капиллярами. Именно здесь происходит газообмен. Углекислый газ из крови за счет разницы давлений выделяется в альвеолы, а кислород поступает из альвеол в капилляры, соединяется с гемоглобином эритроцитов и разносится кровью по организму. Вентиляция легких происходит за счет вдоха и выдоха. Вдох происходит за счет сокращения межреберных мышц и диафрагмы, благодаря чему увеличивается объем грудной полости. При расслаблении межреберных мышц и диафрагмы объем грудной полости и объем легких уменьшается - происходит выдох.

Кровеносная система млекопитающих похожа на кровеносную систему птиц. Сердце четырехкамерное: два предсердия и два желудочка. В левой половине сердца находится артериальная кровь, в правой - венозная (рис. 197).

Рис. 197. Схема строения кровеносной системы млекопитающего: 1 - сердце; 2 - левая дуга аорты; 3 - сонная артерия; 4 - спинная аорта; 5 - яремная вена; 6 - легочная артерия; 7 - легочная вена; 8 - задняя полая вена; 9 - капиллярная сеть внутренних органов

Чисто артериальная кровь из левого желудочка по большому кругу кровообращения движется ко всем органам и тканям организма. Правда, в отличие от птиц, у млекопитающих сохранилась не правая, а левая дуга аорты. Венозная кровь из правого желудочка по сосудам малого круга кровообращения направляется в легкие, где обогащается кислородом. Быстрое движение чисто артериальной и чисто венозной крови (особенно к голове по сонным артериям и от мозга по яремным венам) обеспечивает организм кислородом и быстро удаляет вредные продукты жизнедеятельности. Это обеспечивает быстрый обмен веществ, высокую и постоянную температуру тела млекопитающих.

Выделительная система представлена почками. Они расположены в тазовой области и представляют собой компактные тела. В почках из крови отфильтровываются продукты белкового обмена: мочевина и некоторые соли вместе с водой. По мочеточникам моча стекает в мочевой пузырь и через мочеиспускательный канал удаляется наружу (рис. 198).

Рис. 198. Строение выделительной и половой систем млекопитающих - самца (А) и самки (Б): 1 - почки; 2 - мочеточники; 3 - мочевой пузырь; 4 - семенники; 5 - яичник; б - семяпроводы; 7 - яйцеводы; 8 - матка; 9 - мочеиспускательный канал

Строение и деятельность систем внутренних органов млекопитающих свидетельствует об их более совершенном, прогрессивном развитии: интенсивном обмене веществ, постоянной и высокой температуре тела. Сравнение млекопитающих с птицами показывает их независимое и параллельное историческое развитие.

Упражнения по пройденному материалу

  1. В чем сходство и различия в строении покровов тела млекопитающих и рептилий?
  2. Перечислите основные особенности строения скелета головы, туловища, конечностей, связанные с наземным образом жизни, с типом питания.
  3. Поясните, чем отличается строение коры больших полушарий хищников и приматов от коры грызунов.
  4. На примере грызунов и жвачных животных объясните характерные особенности строения пищеварительной системы.
  5. Какие усложнения произошли в строении и деятельности систем внутренних органов млекопитающих по сравнению с рептилиями?

Предмет: Биология класс: 7 Номер урока: 57 дата:

Тема: Общая характеристика класса. Места обитания млекопитающих. Особенности внешнего и внутреннего строения. Усложнение строения покровов, пищеварительной, дыхательной, кровеносной, выделительной, нервной систем, органов чувств, поведения по сравнению с пресмыкающимися.

Лабораторн ая работ а № 11 .

Наблюдения за живыми зверьками. Внешнее строение. Изучение строения скелета млекопитающего. Изучение внутреннего строения по готовым влажным препаратам.

Цель: Создать условия для качественного усвоения материала о млекопитающих; расширить представление учащихся о многообразии животного мира; познакомить с общей характеристикой и отличительными особенностями животных класса млекопитающие; прививать интерес к предмету, воспитывать прилежность и аккуратность при выполнении заданий в тетради; развивать навыки самостоятельной учебной работы; продолжить формирование умения рабо­тать с учебником и тетрадью, находить в тексте необходимые сведения для ответов на вопросы, сравнивать, составлять таблицы и схемы, делать выводы; развивать коммуникативные способности учащихся посредством диалога.

Тип урока: комбинированный

Педагогические технологии: развитие критического мышления, проблемно-развивающее обучение

Оборудование : презентация, интерактивная доска, проектор

Ожидаемый результат : ученики умеют давать характеристику класса Млекопитающие; знают отличительные особенности класса; умеют сопоставлять новый класс животных с ранее изученными; умеют описывать внешнее и внутреннее строение; активно участвуют в диалоге, сравнивают, обобщают, делают выводы; аккуратно, самостоятельно выполняют задания, предложенные учителем.

ХОД УРОКА

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Примечания

I . Организационный момент

1. Организация деятельности учащихся и положительный эмоциональный настрой на дальнейшую творческую работу в классе.

2. Озвучивание плана урока.

1. Полная готовность класса к работе.

II . Актуализация знаний, проверка усвоения изученного материала о птицах

1. Составить 3 вопроса по изученному материалу «Класс птицы»

2. Конкурс знатоков птиц. По 3 человека выходят к доске, отвечают на вопросы класса.

3. Подведение итогов этапа.

1. Работают над составлением вопросов

2. Конкурс на лучший вопрос

3. Формулируют выводы.

III . Изучение нового материала.

1. Мотивационный этап . Обеспечение мотивации деятельности учащихся.

2. Озвучивание темы урока, организация на определение целей деятельности на уроке.

Задание: Рассмотрите фотографии животных, определите, к какому классу они относятся? Ответ аргументируйте.

Создание проблемной ситуации : почему млекопитающие стоят на самой высокой ступени развития по сравнению с остальными Хордовыми?

1. Общая характеристика класса Млекопитающие:

Маммология, териология

    Около 4 тысяч видов.

    Теплокровные животные, шерстный покров.

    Живорождение.

    Выкармливание детенышей молоком.

    Крупный головной мозг (хорошо развиты передние полушария).

    Разнообразное и сложное поведение.

    Имеют различные приспособления к условиям обитания.

    Дифференциация зубов.

    Наличие наружного уха.

    Наличие разнообразных желез.

2. Работа с учебником, с. 224. Среды жизни млекопитающих: воздушная, водная, наземно-воздушная, почвенная.

3. Изучение нового материала, используя имеющиеся знания, работа с учебником

Лабораторная работа №11

Изучение внешнего и внутреннего строения млекопитающих.

ЦЕЛЬ:

ХОД РАБОТЫ:

6. Сделайте вывод.

2. Записывают в тетрадях тему урока.

3. Совместное определение целей урока

1. Работают с текстом учебника с. 224, выбирают характерные признаки млекопитающих. Записывают определения наук о млекопитающих.

2. Определяют черты приспособленности животных к среде обитания.

3. Самостоятельное изучение нового материала, выполняют лабораторную работу.

IV Подведение итогов. Первичное закрепление

1.Подведение итогов лабораторной работы.

2. Сравнение птиц и млекопитающих, выявление отличительных особенностей и признаков усложнения.

1. Участвуют в беседе, формулируют выводы.

2. Выявляют отличительные особенности млекопитающих, признаки усложнения.

V Подведение итогов урока. Рефлексия

Метод незаконченных предложений:

1.На уроке я работал _______

2.Своей работой на уроке я___________

3.Урок для меня показался_________

4.За урок я _______

5.Материал урока мне был _______

Мое настроение:

Высказывают свое мнение об уроке и своей роли на уроке.

VI Домашнее задание

$61, рефераты, сообщения о птицах, млекопитающих

Записывают домашнее задание, выставление оценок

Лабораторная работа №11

ТЕМА: Наблюдения за живыми зверьками. Внешнее строение. Изучение строения скелета млекопитающего. Изучение внутреннего строения по готовым влажным препаратам.

ЦЕЛЬ: изучить особенности строения млекопитающих и их скелета

ОБОРУДОВАНИЕ: иллюстрации различных представителей класса Млекопитающих, рисунки учебника

ХОД РАБОТЫ:

    Назовите основные признаки млекопитающих. Определите их среду обитания. Какая наука изучает класс Млекопитающих?

    Изучите внешнее строение млекопитающих. Опишите форму тела и укажите, из каких отделов оно состоит.

    Какое строение имеет кожа млекопитающих? Какое значение имеет шерстный покров в жизни животного?

    Рассмотрите голову млекопитающего. Определите, какие органы располагаются на ней. Назовите органы, с помощью которых животное ориентируется в окружающей среде.

    Изучите особенности строения скелета млекопитающих. Сделайте рисунок скелета собаки, подпишите основные части скелета.

    Сделайте вывод.

Строение скелета собаки