Основателем социологии по праву считается французский ученый Огюст Конт (1798-1857). Он первым решил использовать научный метод для изучения общества. На его взгляды оказали огромное влияние социальные и политические потрясения, вызванные французской революцией. Социология, по мнению Конта, должна примирять принципы "порядка" и "прогресса", реставраторские и революционные тенденции. Конт обосновал такое явление как умственная анархия. Имеется глубокое разногласие умов по основным правилам, лежащим в основе социального порядка. Социолог фиксирует отсутствие в обществе общих идей, выдвигает на основе изучения эмпирических фактов новые и приемлемые для всех идеи, раскрывая тем самым процесс становления новой общности и новых принципов создания различных учреждений, способных вести к преодолению кризисов. Пока же умы не примкнут к некоторому количеству общих идей, не создадут новую, соответствующую идеям доктрину общественного устройства, народы останутся в революционном состоянии и будут вырабатывать только временные меры преодоления кризисов. Для того чтобы свободнее формировались общие идеи, необходимо привести в систему все знания о человеческом существовании, изучая мысли, чувства и действия людей.

Из теоретического наследия Конта важны для социологии две идеи:

  • 1) применение научных методов для изучения общества;
  • 2) практическое использование данных для осуществления социальных реформ.

Раймон Арон определяет подход О. Конта к изучению общества как эмпиризм в социологии. О. Конт считал, что социология должна рассматривать общество как организм, обладающий собственной структурой, каждый элемент которой должен исследоваться с точки зрения полезности для общественного блага. Он предполагал необходимость изучения отдельных социальных фактов, их сопоставление, обобщение и проверку, в результате чего строилась мозаичная картина отдельных взаимосвязанных фактов, не требующих теоретического обобщения. Всю социологию О.Конт разделял на социальную статику и социальную динамику и допускал применение законов механики к изучению общества. Социальная статика раскрывает взаимоотношения между социальными институтами. А изучение социальной динамики важно потому, что она способствует реформам. Конт стремился выработать рациональный подход к изучению общества, основу которого составили бы наблюдение и эксперимент. Наблюдение и эксперимент дают те положительные научные знания, которые открывают возможность людям преодолеть кризисы и конфликты. О. Конт исследовал ход развития человеческого ума и выделил в этом процессе три стадии: теологическую, метафизическую и научную. Рассуждения по этому поводу таковы: человеческий разум в силу своей природы пользуется сначала теологическим (религиозным), затем метафизическим (философским) и затем научным (позитивным) методом мышления. При этом последующее состояние мышления базируется на предыдущем. Это основное условие развития.

Социологию О. Конт вначале называл социальной физикой и рассматривал ее как науку, исследующую действующих индивидов в контексте их взаимодействия друг с другом. В связи с этим социолог должен быть бесстрастным наблюдателем, хотя это и довольно трудная задача, так как человек одновременно рассуждает и даже действует. Состояние общественных идей, мнений как выразителей социальных явлений - первостепенная задача социолога. Социологические идеи О.Конта о зависимости отдельных элементов общественной структуры от общества в целом и понимание необходимости их анализа послужили впоследствии материалом для дискуссий по проблеме взаимоотношений личности и общества. Однако, концентрация внимания на наблюдении и эксперименте, на эмпирическом уровне получения знания не позволили О.Конту четко определить и описать предмет и метод новой науки. Основные труды: “Курс позитивной философии” в шести томах, “Система позитивной политики, или социологический трактат об основах религии человечества” в четырех томах, “Завещание Огюста Конта” в четырех томах.

Социология как наука существует на 2-х уровнях: как макросоциология и как микросоциология. На макросоциологическом уровне изучаются такие социальные институты как семья, религия, образование, экономика, политика, культура. Микросоциология изучает общение людей в повседневной жизни, их взаимодействие.

Социологи, работающие на макросоциальном уровне стремятся изучать общество в целом, крупные социальные феномены и явления. Они опираются на две конкурирующие теории: функционализм и теорию конфликтов.

Классический период в развитии социологии связан с именами Карла Маркса (1818-1883) и Фридриха Энгельса (1820-1895), которые провели научный анализ капиталистического общества, используя в качестве инструмента исследования классовую структуру общества. Маркс обосновал механизм возникновения и развития социального конфликта, происходящего в результате неравенства. Он впервые представил общество как продукт исторического развития, как динамично развивающуюся структуру. Как отмечает Нейл Смелзер, предсказание Маркса о всемирной революции не сбылось, капитализм не привел к тем результатам, которые он предполагал. Во-первых, произошло значительное расслоение внутри пролетариата. В экономике заметно увеличилась сфера услуг; являясь наемными работниками, люди этой сферы не обязательно идентифицируют себя с рабочим классом, а заинтересованы в союзе с капиталистами. Теория Маркса также ослаблена тем фактом, что сами капиталисты стали больше учитывать интересы, требования и нужды рабочих, благодаря системе коллективных договоров.

Арон обобщил основные идеи в отношении социологии марксизма таким образом:

  • 1. Их идеи рассматриваются в контексте социокультурных ценностей того времени и пространства, где и когда они жили. Поэтому неправомерно отождествлять их воззрения с ленинизмом, сталинизмом, троцкизмом, маоизмом и т.д., где используются авторитет и отдельно взятые идеи как средство легитимировать политические деяния самого разного толка и в совсем иных социокультурных реалиях.
  • 2. С изменением общественных реалий социологические воззрения Маркса и Энгельса во многом становились другими. Это позволяет более объективно оценить ошибки марксизма и понять его сущность.
  • 3. Маркс и Энгельс одними из первых стали использовать эмпирические социологические исследования в своих теоретических работах “Анкета для рабочих”, “Положение рабочего класса в Англии” и др. Их результаты в “советском” марксизме были канонизированы и догматизированы. Но их значимость состоит в обосновании принципов сбора социологической информации при изучении постоянно эволюционирующей реальности.

Вопрос трактовки марксизма важен в силу его влияния на науку и практику: по некоторым данным западных социологов сегодня почти миллиард людей воспитаны в духе этого учения. Основные социологические труды: “К критике политической экономии. Предисловие” (К.Маркс), “Классовая борьба во Франции”, “Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта” (К.Маркс), “Гражданская война во Франции” (К.Маркс), “Положение рабочего класса в Англии” (Ф. Энгельс).

Французский ученый еврейского происхождения, философ и социолог, политолог, по политическим взглядам либерал Арон Раймон является основоположником гносеологического течения в философии истории, сторонники которого выступали против того, чтобы история интерпретировалась с точки зрения позитивизма. Сам Раймон выступал за глобализацию и деидеологизацию науки. Он также является приверженцем теории индустриального общества. Арон Раймон способствовал рецепции немецкой социологии, например, системы идей М. Вебера во Франции. Будучи публицистом, он написал более 30 книг. Какое-то время был политическим обозревателем газеты «Фигаро». Исходя из своих политических убеждений, он считал, что государство должно создавать законы, которые будут гарантировать свободу, равенство, плюрализм, и обеспечивать их выполнение.

Арон Раймон: биография

Родился будущий ученый в 1905 году в Лотарингии, в городе Рамбервиллере, в семье еврейских эмигрантов, полностью ассимилировавшихся в свою среду. Его отец, Гюстав Арон, был профессором юриспруденции, а мать — Сюзан Леви - светской женщиной, уроженкой Эльзаса. Вскоре семья перебралась в Париж.

Образование Арон Раймон получил в École normale supérieure. Здесь же он познакомился с Жан-Полем Сартром. На протяжении всей жизни они были лучшими друзьями, но в одно и то же время интеллектуальными противниками. Раймон блистал своими знаниями и при сдаче экзамена по философии на степень agrégé собрал наивысшее число баллов и занял первое место. Это была поистине великолепная задача! А в это время Сартр не справился и провалил экзамен. В 25-летнем возрасте Раймон стал доктором истории философии.

В Германии

После окончания парижской школы Арон отправился в Германию читать лекции в Кельнском и Берлинском университетах. Здесь он видит, как нацисты сжигают “умные” книги. Именно после этого у него вырабатывается отвращение к тоталитаризму, да и к фашизму. Когда к власти в Германии пришел Гитлер, ему ради своей безопасности пришлось вернуться во Францию.

Преподавательская деятельность

Вернувшись на родину, он начинает преподавать социальную философию и социологию в Гаврском университете (не надо путать с Гарвардским). С 1934 года он около 5 лет преподает и работает секретарём в Высшей нормальной школе, которую когда-то окончил.

Затем Арон Раймон перебирается в Тулузу, где читает лекции по социальной философии. Перед началом Второй мировой войны он принимает участие в парижском коллоквиуме имени Уолтера Липпмана, названного так в честь известного американского журналиста. Эта интеллектуальная встреча была организована Луи Ружье.

Война в жизни Арона Раймона

Как уже было отмечено, перед началом войны он был преподавателем социальной философии в университете города Тулузы. Бросив преподавательскую деятельность, он отправился на фронт служить в военно-воздушных силах Франции, а после того как армия потерпела поражение и родная страна оказалась под оккупацией нацистов, он отправился по ту сторону Ла-Манша, на Туманный Альбион.

Здесь он примыкает к движению «Сражающаяся Франция», которое находилось под руководством самого Шарля де Голля и при котором действовал патриотический журнал «Свободная Франция». Арон становится его редактором. Печатаясь за рубежом, они старются поддержать моральный дух соотечественников.

После того как немецкие захватчики покидают Францию, ученый возвращается на родину и возобновляет преподавательскую деятельность. На этот раз он устраивается в Национальную школу администрации, а также в Парижский институт политисследований, где преподает социологию.

Ранние социологические взгляды Арона находятся под влиянием неокантианства (баденской школы). В своих трудах он отрицал закономерности развития и общества, проповедуя крайний релятивизм, который граничил с иррационализмом.

Позднее он отошел от крайностей априоризма и релятивизма и приблизился к позиции М. Вебера в его теории "идеальных типов" в исследовании истории. В своих научных работах по истории социологии Арон симпатизировал консервативным тенденциям Дюркгейма и Токвиля. Он все время пытался создать "альтернативный" вариант исторического материализма.

Учение Арона

Он является одним из авторов концепции деидеологизации. Он придерживался отрицающей позиции относительно объективной исторической закономерности, диалектики взаимодействия производственных отношений и производительных сил, а также понятия экономико-общественной формации.

Социология Арона Раймона принимает за объект социального исследования производную от субъективных моментов, например, мотивацию, ценностные ориентации того или иного действия субъектов, точку зрения того, кто занимается исследованием. Этот подход, согласно взглядам Арона, является новой, "неидеологической" теорией общества. Она и есть единственно верная теория, поскольку изучает "то, что существует в действительности".

Как уже было отмечено, Арон также является основоположником теории общего для всего индустриального общества. Он считал себя последователем Сен-Симона и Лонга и часто ссылался на них.

Самое знаменитое произведение Раймона

Как уже было отмечено, он также является публицистом, и его перу принадлежат более 30 книг, и среди них наиболее известной является “Опиум интеллектуалов”. Раймон Арон написал ее в 1955 году. Она произвела настоящий фурор. Споры относительно этой книги не умолкают и сегодня. Она актуальна до сих пор.

Этапы развития социологической мысли. Раймон Арон

М.: Прогресс - Политика, 1993. - 608 с.

Предлагаемая книга - по существу, первое отечественное издание трудов видного мыслителя-социолога нашего столетия Раймона Арона. В течение десятилетий этот французский ученый изобличался в нашей литературе как автор концепций «деидеологизации», «индустриального общества», «технологического детерминизма». При этом сами работы Р.Арона, естественно, не публиковались. Внимание фиксировалось только на антимарксистской направленности работ социолога.

Теоретическая деятельность Р.Арона отнюдь не сводилась к критике марксизма. Диапазон его увлечений широк. Он постоянно проводил сравнение между позициями различных ученых, вполне оправдывая по отношению к себе ту характеристику, которую он дал А. де Токвилю; сам Арон был в значительной мере компаративистом. Об этом наглядно свидетельствует публикуемая работа - «Этапы развития социологической мысли».

Формат: doc / zip

Размер: 1 Мб

/ Download файл

Формат: pdf / zip

Размер: 4,2 Мб

/ Download файл

СОДЕРЖАНИЕ
Философ в социологии, социолог в философии 5
Введение 17
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
ОСНОВОПОЛОЖНИКИ
Шарль Луи Монтескье
1. Политическая теория 36
2. От политической теории к социологии 51
3. Исторические факты и моральные ценности 61
4. Возможные научные толкования философии Монтескье 71
Биографические данные 76
Примечания 77
Библиография 84
Огюст Конт
1. Три этапа развития научной мысли Конта 86
2. Индустриальное общество 94
3. Социология как наука о человечестве 102
4. Человеческая природа и социальный порядок 112
5. От философии к религии j 121
Биографические данные 130
Примечания. 132
Библиография 145
Карл Маркс
1. Социально-экономический анализ капитализма 152
2. «Капитал» 162
3. Двусмысленности марксистской философии 176
4. Двусмысленности марксистской социологии 189
5. Социология и экономика 199
6. Заключение 208
Биографические данные 211
Примечания 213
Библиография 223
Алексис де Токвиль
1. Демократия и свобода 227
2. Американский опыт 232
3. Политическая драма Франции. 244
4. Идеальный тип демократического общества 255
Биографические данные 266
Примечания 268
Библиография 273
Социологи и революция 1848 года
Г. Огюст Конт и революция 1848 года 276
2. Алексис де Токвиль и революция 1848 года 279
3. Маркс и революция 1848 года 285
Хронология событий революции 1848 года и Второй республики 297
Примечания 299
Библиография 302
ЧАСТЬ ВТОРАЯ
ПОКОЛЕНИЕ НА СТЫКЕ ВЕКОВ
Введение ко второй части 305
Эмиль Дюркгейм
1. «О разделении общественного труда» (1893) 315
2. «Самоубийство» (1897) 326
3. «Элементарные формы религиозной жизни» (1912) 34 3
4. «Правила социологического метода» (1895) 359
5. Социология и социализм 370
6. Социология и философия 386
Биографические данные 396
Примечания 398
Библиография 400
Вильфредо Парето
1. Нелогический поступок и наука 403
2. От экспрессивности к ее истокам 416
3. Остатки и производные 424
4. Социологический синтез 444
5. Наука и политика 463
6. Спорное сочинение 472
Биографические данные 479
Примечания 480
Библиография 486
Макс Вебер
1. Теория науки 489
2. История и социология 502
3. Антиномии человеческого существования 514
4. Социология религии 522
5. Хозяйство и общество 546
6. Вебер - наш современник 562
Биографические данные 570
Примечания 572
Библиография 580
Заключение 582
Примечания 595
Указатель имен 599

Этапы развития социологической мысли. Раймон Арон

М.: Прогресс - Политика, 1993. - 608 с.

Предлагаемая книга - по существу, первое отечественное издание трудов видного мыслителя-социолога нашего столетия Раймона Арона. В течение десятилетий этот французский ученый изобличался в нашей литературе как автор концепций «деидеологизации», «индустриального общества», «технологического детерминизма». При этом сами работы Р.Арона, естественно, не публиковались. Внимание фиксировалось только на антимарксистской направленности работ социолога.

Теоретическая деятельность Р.Арона отнюдь не сводилась к критике марксизма. Диапазон его увлечений широк. Он постоянно проводил сравнение между позициями различных ученых, вполне оправдывая по отношению к себе ту характеристику, которую он дал А. де Токвилю; сам Арон был в значительной мере компаративистом. Об этом наглядно свидетельствует публикуемая работа - «Этапы развития социологической мысли».

Формат: doc / zip

Размер: 1 Мб

/ Download файл

Формат: pdf / zip

Размер: 4,2 Мб

/ Download файл

СОДЕРЖАНИЕ
Философ в социологии, социолог в философии 5
Введение 17
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
ОСНОВОПОЛОЖНИКИ
Шарль Луи Монтескье
1. Политическая теория 36
2. От политической теории к социологии 51
3. Исторические факты и моральные ценности 61
4. Возможные научные толкования философии Монтескье 71
Биографические данные 76
Примечания 77
Библиография 84
Огюст Конт
1. Три этапа развития научной мысли Конта 86
2. Индустриальное общество 94
3. Социология как наука о человечестве 102
4. Человеческая природа и социальный порядок 112
5. От философии к религии j 121
Биографические данные 130
Примечания. 132
Библиография 145
Карл Маркс
1. Социально-экономический анализ капитализма 152
2. «Капитал» 162
3. Двусмысленности марксистской философии 176
4. Двусмысленности марксистской социологии 189
5. Социология и экономика 199
6. Заключение 208
Биографические данные 211
Примечания 213
Библиография 223
Алексис де Токвиль
1. Демократия и свобода 227
2. Американский опыт 232
3. Политическая драма Франции. 244
4. Идеальный тип демократического общества 255
Биографические данные 266
Примечания 268
Библиография 273
Социологи и революция 1848 года
Г. Огюст Конт и революция 1848 года 276
2. Алексис де Токвиль и революция 1848 года 279
3. Маркс и революция 1848 года 285
Хронология событий революции 1848 года и Второй республики 297
Примечания 299
Библиография 302
ЧАСТЬ ВТОРАЯ
ПОКОЛЕНИЕ НА СТЫКЕ ВЕКОВ
Введение ко второй части 305
Эмиль Дюркгейм
1. «О разделении общественного труда» (1893) 315
2. «Самоубийство» (1897) 326
3. «Элементарные формы религиозной жизни» (1912) 34 3
4. «Правила социологического метода» (1895) 359
5. Социология и социализм 370
6. Социология и философия 386
Биографические данные 396
Примечания 398
Библиография 400
Вильфредо Парето
1. Нелогический поступок и наука 403
2. От экспрессивности к ее истокам 416
3. Остатки и производные 424
4. Социологический синтез 444
5. Наука и политика 463
6. Спорное сочинение 472
Биографические данные 479
Примечания 480
Библиография 486
Макс Вебер
1. Теория науки 489
2. История и социология 502
3. Антиномии человеческого существования 514
4. Социология религии 522
5. Хозяйство и общество 546
6. Вебер - наш современник 562
Биографические данные 570
Примечания 572
Библиография 580
Заключение 582
Примечания 595
Указатель имен 599

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. ОСНОВОПОЛОЖНИКИ

Шарль Луи Монтескье
1. Политическая теория 36
2. От политической теории к социологии 51
3. Исторические факты и моральные ценности 61
4. Возможные научные толкования философии Монтескье 71
Биографические данные 76
Примечания 77
Библиография 84

Огюст Конт
1. Три этапа развития научной мысли Конта 86
2. Индустриальное общество 94
3. Социология как наука о человечестве 102
4. Человеческая природа и социальный порядок 112
5. От философии к религии j 121
Биографические данные 130
Примечания 132
Библиография 145

Карл Маркс
1. Социально-экономический анализ капитализма 152
2. «Капитал» 162
3. Двусмысленности марксистской философии 176
4. Двусмысленности марксистской социологии 189
5. Социология и экономика 199
6. Заключение 208
Биографические данные 211
Примечания 213
Библиография 223

Алексис де Токвиль
1. Демократия и свобода 227
2. Американский опыт 232
3. Политическая драма Франции 244
4. Идеальный тип демократического общества 255
Биографические данные 266
Примечания 268
Библиография 273

Социологи и революция 1848 года
1. Огюст Конт и революция 1848 года 276
2. Алексис де Токвиль и революция 1848 года 279
3. Маркс и революция 1848 года 285
Хронология событий революции 1848 года и Второй республики 297
Примечания 299
Библиография 302

ЧАСТЬ ВТОРАЯ. ПОКОЛЕНИЕ НА СТЫКЕ ВЕКОВ

Введение ко второй части 305

Эмиль Дюркгейм
1. «О разделении общественного труда» (1893) 315
2. «Самоубийство» (1897) 326
3. «Элементарные формы религиозной жизни» (1912) 343
4. «Правила социологического метода» (1895) 359
5. Социология и социализм 370
6. Социология и философия 386
Биографические данные 396
Примечания 398
Библиография 400

Заключение 582
Примечания 595
Указатель имен 599